СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование профессиональной компетентности учителя в рамках моделирования современного урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствование профессиональной компетентности учителя в рамках моделирования современного урока.

« Урок - это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

Сухомлинский В.А.

Главной формой обучения как в традиционной, так и в современной школе остается урок, и как бы ни пытались заменить учителя, ввести компьютерные или дистанционные формы обучения, лучше и эффективнее, чем живой диалог, интеллектуальный контакт учителя и ученика, ещё никто не придумал. По моему мнению, урок должен быть современным, то есть ориентированным на будущее, на перспективу, и в то же время актуальным, то есть важным и нужным для конкретного ученика, для сегодняшнего дня, для настоящего.

При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Современный урок по ФГОС – это:

- Профессиональная и методическая подготовка учителя

- Целеполагание и мотивация учения

- Системно -деятельностный подход

- Современные средства обучения

- Выбор оптимальных средств обучения

- Создание условий для саморазвития

- Анализ каждого учебного занятия.

На уроке все начинается с постановки цели. Если раньше ведущей целью было формирование ЗУН, то с реализацией новых стандартов ведущая цель: развитие личности. Цели должны быть реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы; сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата; соотносимы с типом и содержанием урока; личностно ориентированы. И самое главное, цели урока должны выводиться из заданных в Стандарте планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы. Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития обучающихся. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Говоря сегодня об инновационном подходе проектирования учебного занятия

как механизме реализации ФГОС нового поколении, следует остановиться и на технологиях обучения, которые обеспечивают достижения результатов урока. На сегодняшний момент наиболее востребованными становятся технологии, которые обеспечивают учителю возможность выйти на следующие результаты обучения школьников:

  1. использование приобретенных ими знаний и умений в максимально разнообразных ситуациях;
  2. формирование умений принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;
  3. развитие готовности к самообразованию;
  4. Развитие познавательной компетентности;
  5. Развитие навыков самостоятельной деятельности. К числу таких технологий можно отнести:
  1. Работа в малых группах;
  2. Технология игрового обучения;
  3. Технология проблемного обучения;
  4. Учебный диалог;
  5. Технология «Дебатов»;
  6. Технология развития креативных качеств личности в процессе создания групповых проектов и эффективного чтения с применением визуализации мышления;
  7. Технология решения оценочных задач на уроках физики, химии, математики.
  8. Сравнительный метод.
  9. Метод проектов.

С введением ФГОС в терминологию организации урока вошло и такое понятие как учебная ситуация. Учебная ситуация - особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично - запоминают.

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

В свете принятия нового образовательного стандарта новые требования предъявляются и к профессиональной деятельности педагога. Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка - это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!

Учителю в настоящее время отводится роль конструктора(сценариста), который создает проекты уроков, содержащие новые педагогические ситуации, новые задания, предполагающие использование обобщенных способов деятельности, обеспечивает общекультурное и личностное развитие, вооружает ученика умением учиться.

Я предлагаю опорную схему для конструирования современного урока с учетом образовательных задач, стоящих перед учителем.

1.Организационный этап.

Образовательные задачи: проверить уровень готовности класса, организовать внимание обучающихся.

Возможные приёмы: рапорт дежурного или ученика-ассистента, фиксация отсутствующих.

2.Этап проверки выполнения домашнего задания.

Образовательные задачи: установить правильность, полноту и осознанность выполненного домашнего задания.

Возможные приёмы: фронтальный опрос, тестирование, самостоятельные работы разноуровневого характера.

3.Подготовка обучающихся для работы на основном этапе.

Образовательные задачи: обеспечить мотивацию, актуализацию личного опыта.

Возможные приёмы: проблемная задача или эвристический вопрос, которые подводят к теме и цели урока, специфические приёмы мотивации.

4.Этап усвоения новых знаний и способов деятельности.

Образовательные задачи: обеспечить осмысленное восприятие и первичное запоминание материала; содействовать усвоению способов решения задач.

Возможные приёмы: работа с понятием или определением, использование привычных для ученика аналогий, представление материала в различных формах: словесной, знаковой, табличной; лекция, сообщение, рассказ, использование учебника или других источников информации. Особое место занимает проблемное обучение.

5.Этап первичной проверки изученного материала.

Образовательные задачи: установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести первичную коррекцию.

Возможные приёмы: составление вопросов, своих примеров, опорный конспект, беседа.

6.Этап закрепления изученного материала.

Образовательные задачи: обеспечить повышение уровня понимания материала.

Возможные приёмы: решение задач, составление собственных задач и вопросов.

7.Применение знаний и способов действий.

Образовательные задачи: научить применять полученные знания и способы действий в новых ситуациях.

Возможные приёмы: групповая работа, самостоятельные работы, учебные ситуации, дискуссии.

8.Этап обобщения и систематизации.

Образовательные задачи: обеспечить формирование целостной системы знаний, установление межпредметных и внутрипредметных связей.

Возможные приёмы: пересечение тем, учебные ситуации.

9.Этап контроля и самоконтроля, коррекция знаний и способов действий.

Образовательные задачи: выявить уровень качества усвоения, обеспечить коррекцию пробелов.

Возможные приёмы: контрольные тесты, самостоятельные и контрольные работы, задания с избыточными или недостающими данными, индивидуальные задания, задания с подсказками или инструкциями.

10.Подведение итогов урока, домашнее задание, рефлексия.

Образовательные задачи: дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся, обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания; инициировать рефлексию обучающихся.

Возможные приёмы: домашние задания различного уровня, подведение итогов работы на уроке обучающимися или учителем, различные приёмы рефлексии: телеграмма, СМС и другие.

В зависимости от целей и типа урока можно использовать определенный набор этапов, планировать урок, исходя из того, что обычно для решения конкретных образовательных задач достаточно разбить урок на 5-6 этапов.

Современный урок сочетает в себе применение различных педагогических технологий: деятельностных, проблемно-поисковых, компетентностно-ориентированных, информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих. Деятельностный и проблемно-поисковый подход в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия обучающихся. Стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики “открывали” новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, развитие интеллекта, творческих способностей личности, воспитание активной жизненной позиции.

Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, взаимоисключающие точки зрения или ответы обучающихся на задаваемый вопрос или практическое задание, выполнить которое можно, только опираясь на новый материал. На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы.

Усилением прикладного, практического характера всего образования является компетентностный подход. Одной из технологий компетентностно-оринтированного подхода, которую я применяю, является метод проектов, который рассматриваю как специальную форму организации познавательной деятельности. Метод проектов позволяет строить учебный процесс, исходя из интересов обучающихся, дающий возможность обучающемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. Введение элементов проектной деятельности и ее развитие позволяют уйти от однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса, создают условия для смены видов работы.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую. При выполнении проекта обучающиеся решают поставленную проблему, учатся применять знания из различных областей науки. Результаты выполненных проектов являются “осязаемыми” – это может быть презентация, созданная по конкретной учебной теме, комплекс решенных задач, подготовленное внеклассное мероприятие для младших школьников и тому подобное. Учитель играет роль консультанта, направляющего деятельность ученика или группы.

Использование информационных технологий создаёт благоприятные условия для организации исследовательской деятельности. Обработка собранной в ходе исследования информации, подготовка электронных таблиц, диаграмм, документов обучающимися выполняется самостоятельно. Применение данной технологии позволяет повысить уровень компьютерной грамотности, формировать математическую, информационную, коммуникативную, межкультурную компетенции, необходимые для формирования личности, подготовки выпускников к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Системная работа по использованию современных педагогических технологий, современных подходов к моделированию не только уроков, но и внеурочных занятий служит основой для получения качественных образовательных и воспитательных результатов.

Категория: Математика
03.02.2020 19:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!