СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словарный диктант на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Навык видеть орфограммы развивается у школьников в процессе длительных тренировок. Одним из эффективных видов работы по формированию орфографической зоркости являются словарные диктанты. Главная цель этих упражнений - формирование у учеников орфографической и пунктуационной зоркости. Систематическое и планомерное проведение разнообразных форм словарного диктанта способствует перерастанию знаний и умений учащихся в области орфографии и пунктуации в прочные и долговременные навыки, обеспечивающие грамотную письменную речь.

Словарный диктант может состоять как из отдельных слов и словосочетаний, сгруппированных тематически, так и не сгруппированных тематически. Особенность словарного диктанта состоит в том, что работа над правописанием отдельных слов сосредоточивает внимание учащихся на определенных орфограммах. Языковой материал словарных диктантов затем можно использовать для составления предложений или небольших связных текстов.

Проведение словарного диктанта обычно занимает 5–10 минут.

Виды диктантов

Предупредительный диктант.

Порядок работы: 1) диктующий читает слово (или предложение), 2) один из пишущих повторяет его (или повторяют хором), 3) называется орфограмма, 4) вызванный ученик строит своё рассуждение вслух, 5) текст записывается, в нём подчёркиваются орфограммы.

Объяснительный диктант.

Порядок работы: 1) диктуемое слово (или предложение) записывается, 2)затем называется и подчёркивается в нём орфограмма и произносится правило (т.е. приводится доказательство того, что орфограмма написана правильно)

Комментированный диктант.

Порядок работы: 1) диктующий читает слово (или предложение), все слушают, 2) диктующий читает повторно (по частям, если это предложение), 3) учащиеся начинают писать, производя одновременно с записью про себя разбор-рассуждение; один из пишущих разбирает вслух.

Распределительный диктант.

Порядок работы: 1) диктующий дает задание распределить слова по столбикам в зависимости от орфограммы (в один столбик с корнем –ЛАГ-, в другой- с корнем –ЛОЖ); 2)читает слова или словосочетания, а учащиеся записывают их, распределяя по столбикам

Изложение, прилагательное, излагать, возложить, полагаться, предположение, слагаемое, сложение, положение, безотлагательный, вложить, прилагать, полагать, отложить.

Выборочный диктант.

Порядок работы: 1) диктующий читает предложение, все учащиеся вслушиваются, 2) предложение читается повторно, а учащиеся в это время выписывают из него только слова (или словосочетания) с заданными орфограммами.

Творческий диктант.

Например, диктующий ставит задачу записать одним слово с приставкой ПРИ- или ПРЕ- данные словосочетания:

1) (Птицы) ненадолго умолкли. 2) (Мы) близко подошли (к реке). 3) Чересчур увеличивать (опасность). 4) Очень зоркий (наблюдатель). Выполненный диктант должен выглядеть так: приумолкли (птицы), приблизились (к реке), преувеличить (опасность), презоркий (наблюдатель).

Графический диктант.

Порядок работы: 1) диктующий читает предложение один раз, 2) все повторяют его шёпотом, 3) диктующий читает предложение повторно, 4) учащиеся составляют в тетрадях схему этого предложения, расставляя знаки препинания.

Цифровой диктант.

Порядок работы: 1) перед диктантом уславливаются, какой цифрой будут обозначать каждое языковое явление, 2) учащиеся слушают текст, но не записывают его, а только ставят в тетрадях цифры для обозначения соответствующих фактов языка.

Например, при изучении видов простых предложений можно условиться обозначать цифрой 1 - двусоствные предложения, 2 - безличные, 3 - неопределённо-личные, 4 - определённо-личные, 5 - назывные.

Диктуемый текст: Ночь. Не спится. На небе ярко светят звёзды. Выполненная работа выглядит так: 521

Грамматический диктант.

Порядок работы: 1) диктующий предлагает составить предложение по определённым признакам, либо 2) записать слово по определённым признакам.

Например, корень такой же, как у слова ЗВОНОК; приставка такая же, как у слова ЗАВЕРНУЛ; суффикс такой же, как у слова ЛЮБИТЬ; второй суффикс такой же, как у слова ПРИШЁЛ; окончание такое же как у слова КРАСКА (ЗАЗВОНИЛА)

Зрительный диктант (самодиктант).

Порядок работы: 1) ученик прежде чем записать какой-либо текст, внимательно всматривается в него, фиксирует внимание на тех орфограммах, которые в данный момент изучаются, 2) одновременно повторяется орфографическое правило или необходимые орфографические сведения, 3) текст диктуется учителем или записывается учениками по памяти, 4) запись сверяется с текстом книги самими учащимися.

Тематический диктант.

Например, диктующий ставит задачу записать слова с мягким знаком после шипящих

Идёшь, фальшь, щёлочь, глушь, стричь, печь, намажь

Словарный диктант с табу (ограничением).

Порядок работы: 1) слова расположены на доске (на интерактивной доске, на экране мультимедийного проектора, на карточке) 2) учащиеся должны записать, но не выписывать слова табу.

Например, слово ТАБУ: слова с разделительным мягким знаком Ь.

Бурьян, съёмка, семья, интерьер, вьюга, объявление,, вьёт, объём, шьёт, серьёзный, съёжиться, отъехать, павильон, съедобный, съезд, соловьи, крестьянин, изъян, бульон, объедки, побережье.

Свободный диктант.

Порядок работы: 1) диктующий читает текст целиком, а затем по частям (необязательно по предложениям, можно и по абзацу; 2) ученики не дословно, а свободно записывают прочитанное. Использование синонимического ряда только приветствуется, даже если слово было заменено синонимом только потому, что ученик не знал, как правильно записать диктуемое слово.

Диктант с продолжением.

Порядок работы:1) учащиеся в столбик записывают диктуемые слова, обозначают в них орфограммы, 2) к каждому слову придумывают и записывают рядом по 2-3 слова с той же орфограммой.

Сигнальный словарный диктант.

Порядок работы: 1) перед диктантом уславливаются, каким цветом будет обозначенокаждое языковое явление, 2) учащиеся слушают текст и показывают соответствующую сигнальную карточку

Например, поднимите жёлтую карточку, если пишется Н, и красную карточку, если пишется НН.

Львиный, каменный, кожаный, решена, безветренный, прочитана, истинный, лебединый, фирменный, пустынный, пустынна, стеклянный, лекционный, вязаный, тушёный.

Словарный диктант как вид деятельности на уроке очень актуален и эффективен в работе по формированию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся. Но лишь при систематическом использовании этого вида работы, интересном подборе тренировочного материала, при опоре на различные виды интеллектуальной деятельности и памяти (зрительную, слуховую, моторную) учитель сможет добиться положительных.

Список использованной литературы

1.​ Александрова, Г.В. Занимательный русский язык [Текст]/ Г.В.Александрова.- СПб.:Тригон, 1998. – 652 с.

2.​ Арсирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку [Текст]/ А.Т.Арсирий.- М.:Просвещение, 1995. – 377 с.

3.​ Волина, В.В. Учимся играя [Текст]/ В.В. Волина.- М.:Новая школа, 1994, - 446 с.

4.​ Кашкарова, Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка [Текст]/ Т.Н. Кашкарова //Русский язык в школе. – 1991.- № 2. - С.41 - 44.

5.​ Косолапкова, А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов [Текст]// А.А. Косолапкова // Приложение к газете «Первое сентября.» - Русский язык в школе. - 1990.-С.25 - 29.

6.​ Панов, М.В. Занимательная орфография [Текст]/ М.В.Панов.- М.:Просвещение, 1984. – 154 с.

7.​ Семенюк, А.А. Новые виды диктанта [Текст]/ А.А. Семенюк //Русский язык в школе.- 1990. - № 4. - С.27 - 30.

Категория: Русский язык
31.10.2020 15:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!