СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа со словарными словами на уроках русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«РАБОТА НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

В русском языке имеется большое количество слов с непроверяемыми написаниями. Из них большая часть слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Эти слова составляют половину общего числа слов с безударными гласными. Многие из так называемых «словарных» слов входят в активный словарь учащихся. Усвоение их правописания оказывает существенное влияние на грамотность учащихся.

Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Число таких слов от класса к классу возрастает, достигая к концу курса начальной школы 500 единиц. Конечно, все эти слова должны быть усвоены учащимися начальных классов. Но наблюдения показывают, что ученики-выпускники начальной школы допускают ошибки в написании большого количества словарных слов. Не исключением были и мои ученики. Анализируя работу по усвоению таких слов, я пришла к выводу, что мешает полноценному усвоению словарных слов пассивная роль детей, так как слово преподносилось и анализировалось мной, а ученики лишь списывали и заучивали его. Такое механическое заучивание лишь утомляло учащихся и не формировало у них интереса к языку.

Теперь работу над «словарными» словами, точнее над освоением их, я провожу по следующему алгоритму:

1.ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ СЛОВА

Провожу его различными способами:

-чтение загадки, отгадывание её детьми;

-показ иллюстрации из картинного словаря;

-отгадывание кроссворда;

-угадывание слова по признакам.

2.ОРФОЭПИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕТЬМИ СЛОВА

Учащиеся проговаривают слово хором, индивидуально орфоэпически, выделяют слабые «опасные» места после постановки ударения.

3.ЗАПИСЬ СЛОВА ДЕТЬМИ С ПРОПУСКОМ В «ОПАСНОМ» МЕСТЕ

На данном этапе ученики пытаются подобрать проверочное слово, чтобы закрыть пропуск буквой и убеждаются, что это невозможно.

4.«ЗРИТЕЛЬНОЕ» ВОСПРИЯТИЕ СЛОВА

-Обращение к орфографическому словарю;

-Этимологическая справка (информация о происхождении слова, его первоначальном значении). Например:

НАРОД - население государства, корень -род-, приставка -на- «те, кто родился, народился»;

РАБОТА - занятие чем-нибудь, труд. Образовалось от слова «раб» - подневольный человек, занимающийся тяжёлым трудом.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО ОБЛИКА СЛОВА

мнемонические приёмы:

рисунок: ВОСХОД, ПОМИДОР, ДОРОГА и т.д.;

стихи: Петуха назвали «Петя»-

Петь он любит на рассвете.

А медведь, наоборот, петь не любит,

Любит мёд.

тематические группировки слов: МОРКОВЬ КАРТОФЕЛЬ

ПОМИДОР КАПУСТА

подбор однокоренных слов: КОМНАТА, КОМНАТКА, КОМНАТНЫЙ;

ГОРОХ, ГОРОШЕК, ГОРОШИНА, ГОРОХОВЫЙ.

запись пословиц и поговорок с данным словарным словом:

Что в деревне ни родится, то в городе пригодится;

Без топора не плотник, без лопаты не огородник.

придумывание предложения с данным словом.

Таким образом, соблюдение данных этапов работы при ознакомлении с новым словарным словом активизировало мыслительную деятельность учащихся, развивало орфографическую зоркость и память.

Но для глубокого усвоения и запоминания слов с непроверяемыми написаниями необходима разнообразная тренировочно - закрепительная работа на каждом уроке русского языка.

Наиболее распространённым видом словарно - орфографической работы являются диктанты:

-зрительный (с предварительным разбором);

-картинный;

-выборочный;

-диктант по памяти;

-диктант с комментированием;

-творческий диктант (замена развёрнутого определения одним словом);

-диктант с использованием сигнальных карточек.

Интересна ученикам и работа по карточкам и перфокартам. Карточки могут быть в виде какой -либо фигуры (птичка, снеговик, пила, медведь и т.д.). На таких карточках слова подобраны по темам. Задания на карточках следующие:

-вставь необходимый слог;

-вставь пропущенную букву;

-из нескольких ответов найди «верный»;

-исправь допущенные ошибки;

-продолжи тематический словарь и т.д.

Многоплановой является и работа с «Орфографическим словарём». Учитель сам выбирает: со словами на одну и ту же букву будет работать на уроке или на разные буквы. Задания могут быть, например, такие:

-найдите и выпишите 2 существительных, глагола, прилагательных;

-слова ж., м., ср. рода;

-слова - существительные 1,2,3 склонения;

-слова собственные и нарицательные;

-слова с удвоенными согласными;

-слова, состоящие из 2, 3 слогов

-слова с 1, 2, 3 ударным слогом и т.д.

Орфографические словари даются детям и во время творческих работ: изложений, сочинений (для предупреждения ошибок). Хорошие результаты даёт работа не с отдельными словами, а с блоком слов. Эта работа с каждым отдельным блоком рассчитана на неделю:

1ДЕНЬ – знакомство с блоком, орфографический разбор, запись с выделением орфограмм, проверка всего блока слов;

2ДЕНЬ – закрепление правописания. Учитель произносит слова блока орфоэпически, дети повторяют орфографически. Запись слов с карточки, выделение орфограмм. Проверка слов;

3ДЕНЬ – списывание с доски слов с пропущенной орфограммой, комментирование. Проговаривание хором слов орфографически;

4ДЕНЬ – написание данных слов под диктовку детей, проверка по карточке или таблице. Проговаривание хором орфографически;

5ДЕНЬ – проверка усвоения блока слов или с помощью карточек, на которых слова с пропущенной буквой, или проведением контрольного словарного диктанта.

Работа с блоком словарных слов повышает орфографическую грамотность учащихся, качество знаний этих слов.

Все приведённые приёмы работы со словами с непроверяемыми написаниями способствуют, на мой взгляд, развитию познавательной активности, памяти учащихся, обогащают словарный запас детей и способствуют прочному запоминанию.

17.10.2020 16:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!