СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приёмы словарной словарной работы на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка»

Подготовила: учитель начальных классов Нечаенко Е.А.

2016 г.

Введение

В 1-4 классах школы закладывается фундамент дальнейшего успешного образования и воспитания детей.

Программой начального образования по русскому языку для каждого класса предусмотрено обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами.

Особенно трудно обстоит дело с грамотностью учащихся, что является одной из основных причин низкой общей успеваемости их как в младших, так и в старших классах. Чтобы повысить общую успеваемость учащихся, следует в первую очередь добиться прочных навыков по орфографии.

Орфография - это правильное написание слов. Особое значение среди разнообразных приёмов и условий, обеспечивающих грамотность учащихся, имеет работа над словарём. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве, и… сложности. На уроках русского языка учащиеся учатся сознательно читать, грамотно писать. Они овладевают правилами устной и письменной речи. Поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.

Дети, поступающие в школу, конечно, имеют известный круг представлений и знаний об окружающей действительности. Но…

  • во-первых, этот круг реальных знаний о природе и обществе мал,
  • во-вторых, часто бывает, что слова у ребёнка имеются, а за этими словами нет точных представлений и понятий,
  • в-третьих, словарь детей не упорядочен,
  • в – четвёртых, словарь бывает развит односторонне,
  • в – пятых, ребёнок, кажется, понимает некоторые слова при чтении или при слушании, но не употребляет, или употребляет неправильно в своей речи,
  • в – шестых, речь детей не только в 1 и во 2 классах, но и в третьем классе отличается невыразительностью, повторением одних и тех же слов,
  • в – седьмых, учащиеся, не зная правописания многих слов, которые следовало бы употребить в своей письменной речи, избегают их. Так как не умеют пользоваться орфографическим словарём или пишут их ошибочно.

Как видим, в словаре начинающих учиться детей немало недостатков.

Каждый год обучения в начальных классах призван дать учащимся определённую сумму слов-понятий.

В основном словарь учащихся, прежде всего, определяется учебниками по разным предметам, книгами для чтения.

Цель развития словаря учащихся начальных классов:

  • обогащение словаря в связи с расширением представлений и понятий о предметах и явлениях,
  • уточнение значений слов, которыми дети пользовались,
  • обогащение словаря словами в переносном значении,
  • активизация словаря, употребление в своей речи слов и выражений, которые дети встречают в читаемых текстах,
  • усвоение правильного произношения и написания слов.

Лингводидактическая основа методики словарной работы – лексикология.

Слово – основная значимая единица языка. «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек, озёр, лугов и полей, цветов и трав, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Эти слова К. Г. Паустовского должны помочь ребятам осознать один важный момент: слово – инструмент познания мира.

Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно.

Одной из важнейших задач развития речи в школе, является упорядочивание словарной работы, выделение основных её направлений и их обоснование. Управление процессами обогащения словаря школьников.

Методика словарной работы в школе предусматривает следующие линии:

  • усвоение новых, раннее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе,
  • уточнение словаря – самая широкая сфера словарной работы,
  • активизация словаря.

Система в словарной работе состоит в том, чтобы слово было школьником правильно воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками и окрасками, усвоено, то есть вошло бы в его словарь и воспроизводилось в нужных случаях, чтобы оно прошло через специальные упражнения, в которых углубляется его понимание, усваивается его сочетаемость, подготавливается его употребление, и, наконец, чтобы оно было, употреблено школьниками самостоятельно в собственных высказываниях.

Какой бы приём не использовался для осмысления слов, хороший результат получится лишь тогда, когда дети активны, внимательны к слову и к работе над ним. Каждое слово даёт учащимся знания. Правильное понимание слова поможет детям логически правильно мыслить.

Настойчиво и систематически проводимая логическая работа со словами разовьёт у учащихся навык быстро и точно раскрыть значение слова, приучит их к научным определениям – словам-терминам, постепенно переведёт детей от конкретного предметного мышления к абстрактному, научит их пользоваться словами-понятиями, без чего немыслимо изучение грамматики и орфографии.

Всякий грамотный человек знает, что когда он пишет, то почти не думает об орфографии.

Орфографический навык – это своего рода речевой навык.

Конечно, задача обучения грамотному письму заключается в том, чтобы ученик, думал о содержании, построении, стиле своей письменной речи, был свободен от необходимости специально думать о таких сторонах письма, как почерк, чистописание, графика, орфография, и в то же время мог грамотно писать.

Словарная работа проводится при изучении грамматики в определённой системе на протяжении всех лет обучения русскому языку в школе. Она является важнейшим средством в борьбе за грамотность и культуру речи учащихся. Словарная работа помогает усвоению грамматики лишь в том случае, если она проводится планомерно, от темы к теме.

Работа над словарём учащихся неотъемлемая часть всей работы над развитием речи, поэтому она является неизменным спутником при составлении предложений, при проведении письменных работ: изложений, сочинений разных видов.

В практической работе на протяжении всего учебного года упражнения выбираются произвольно, в зависимости от той или иной цели урока.

Систематически работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление сходства и различия, - учит детей делать выводы и обобщения.

Упражнения, используемые в словарной работе на уроках русского языка, могут быть следующие:

  • зрительный диктант с предварительным разбором.

Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово. Выделяют безударный гласный и записывают его по памяти.

  • картинный диктант.

Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображённый предмет, объясняют написание безударной гласной в слове, записывают его, ставят знак ударения.

  • выборочный диктант.

( картинный, слуховой, зрительный)

  • диктант с использованием загадок.

Учитель читает загадку, дети отгадывают её и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово-отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.

  • диктант по памяти.

Записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву Е.

  • диктант с комментированием.
  • Творческий диктант.

Заменить развёрнутое определение одним словом.

  • составить и записать небольшой текст по опорным или на данную тему.

Помимо словарных диктантов значительное место в системе словарно-орфографических упражнений должны занимать упражнения лексического характера:

  • объяснить значение выделенных слов.
  • Найти в предложениях слова, близкие или противоположные по значению (синонимы или антонимы).
  • Объяснить смысл пословиц, фразеологических оборотов.
  • Заменить словосочетания слов предложениями.
  • Закончить предложение или текст.

В плане активизации и обогащения словарного запаса учащихся учитель может использовать загадки, сказки, дидактические игры: «Кто больше?», «Волшебные яблочки», «Кто быстрее?», «Кто больше и интереснее?», кроссворды и др.

Известно, что слово наряду с фонемой и предложением является основой функцией языка.

Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка. Активизация словаря – одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Решение этой практической задачи осуществляется на каждом уроке русского языка и литературного чтения. Работа над словом сложна и многообразна. Как важно научить ребёнка наблюдать, думать, читать, передавать мысль словом. Опыт работы показывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок и на перспективу. Обучение грамоте – первая необходимая ступенька. В этот период необходимо обогатить речь учащихся не только количественно, но и качественно.

У каждого учителя складывается своя определённая система по усвоению правописания слов. Положительный эффект даёт сочетание различных видов заданий и приёмов над словом.

Основная часть (из опыта работы)

I. Орфографическое чтение.

Я постоянно искала пути достижения главной цели – научить детей грамоте. Конечно, использовала всё, что видела у коллег, что удавалось найти в методической литературе. Не у всех учащихся сильная мотивация к учебной деятельности, крепка память, не всегда со стороны семьи ребята получают помощь. Поэтому мне надо было найти оптимальные способы обучения, с помощью которых можно было одинаково успешно обучать всех учеников. Я использовала такой приём, как орфографическое чтение, взяв за основу методику П. Тоцкого. Активно используя эту методику, добиваюсь хороших результатов, подтверждаемых контрольными срезами.

Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке. При работе над словарём удобнее брать слова блоками ( 5-10 слов). Тематические блоки.

Принцип : один блок – одна учебная неделя.

Работу над каждым блоком веду, примерно, по такой схеме:

Первый день

1 Самостоятельное чтение слов учащимися про себя ( слова написаны на карточках или на доске с соблюдением правил каллиграфии, оформление выделено контрастным цветом).

2. Чтение учителем слов орфографически.

3. Дети повторяют слова 2-3 раза орфографически, глядя на карточку (доску).

4. Орфографическое чтение всего блока слов.

5. Запись слов с карточки (доски).

6. Поверка всего блока слов устно ( учитель читает слово орфоэпически, дети – орфографически, называя буквы для запоминания).

Второй день

  1. Карточка на мгновение показывается классу.
  2. Учитель произносит слово орфоэпически.
  3. Дети три раза произносят слово орфографически.
  4. Запись слова с карточки.
  5. После записи всего блока слов следует проверка.

Третий день

  1. Устный диктант всего блока слов учитель произносит один раз орфоэпически.
  2. Дети 3 раза проговаривают слово орфографически.

Четвёртый день

  1. Карточка перед классом, ученики читают один раз, называя буквы для запоминания.
  2. Запись слова ( карточка убрана, дети записывают самостоятельно или кто-то из учащихся комментирует слово), графическое оформление.
  3. Проверка всего блока слов.

Пятый день

  1. Слуховой контрольный диктант.

Орфографическое чтение использую при проведении и подготовке зрительных диктантов, при выполнении самых разнообразных заданий, устных диктантов. Для достижения максимального эффекта необходимо использовать орфографическое чтение на всех уроках. Особенно широкие возможности открываются на уроках окружающего мира и литературы, где подобные задания являются занимательные моменты.

Проходит неделя работы над блоком словарных слов. Но работа с этими знакомыми детям словами не этом не прекращается. Всегда стараюсь найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, стихотворения, связные тексты – отрывки из художественных произведений.

Игра-подсказка

- о – о - (воробей)

- е - (петух)

Игра «Исправь ошибки»

Один ученик пишет с ошибкой, а другой находит ошибку.

Шутливые стихи детских поэтов

Что за ли? Что за мон?

В звуках нету смысла.

Но едва шепнут лимон

Сразу станет кисло.

II. Мнемотехнический способ запоминания.

Есть ещё способ, который позволяет запомнить непроверяемую букву интересно, с учётом психологической особенности мышления младшеклассника, точно подмеченный К. Д. Ушинским «Ребёнок мыслит образами». Для этого надо «оживить» букву, создать её «образ» в конкретном слове. И тогда буква О в слове автомобиль превратится в колёса, а в слове шоссе – в дорожный знак. А писать и одновременно рисовать-запоминать трудную букву очень интересно, весело, легко: ты становишься волшебником – ведь обычная буква О превращается то в циферблат часов в слове вокзал, то в спасательный круг в слове корабль, то в планету в слове космос. Такой приём запоминания психологи называют мнемотехническим и считают самым интересным и наиболее тренируемым и лучшим для запоминания не смысловой информации.

III. Этимологический анализ.

Изучая грамматику и правописание, читая произведения писателей, дети наблюдают, что слова обозначают названия предметов и явлений окружающего мира, имеют определённые значения, бывают близкими и противоположными по смыслу. Поэтому необходимо научить учащихся объяснять, какой характерный признак положен в основу названия предмета, устанавливать родство между словами, объяснять их современное значение и написание.

В этом случае мне на помощь приходит этимологический анализ. С этого момента словарная работа проводится следующим образом.

1. Дети находят слово в орфографическом словаре, например, великий. Знакомятся с его написанием. Обращаю внимание на вторую букву в слове. Запоминается зрительный образ слова.

2. Если учесть необходимость, объясняется значение слова. В данном случае сообщаю, что слово великий многозначно:

1) выдающийся ( например, великий писатель);

2) очень большой ( например, великое счастье);

3) большего размера, чем нужно ( например, шапка велика)

3. Затем слово проговаривается по слогам хором, дружно, вполголоса. Получается как бы скандирование, при котором все гласные слышатся ясно, как в сильной позиции. Запоминается звуковой образ слова.

4. Я записываю изучаемое слово на доске, а дети – в рукописные словари, мысленно себе его диктуя. Ставится ударение. Подчёркивается безударная гласная Е. Усваивается графический, «рукодвигательный» образ слова.

5. Очень важно, чтобы дети осознали причину именно такого написания слова. Поэтому используется, если это возможно, сведения о происхождении изучаемого слова. Слово великий образовано от общеславянского велий что значит «большой». При этом ребёнок осознанно запоминает значение и написание слова.

6. Для того, чтобы ребёнок осознал семантические связи изучаемого слова, подбираются слова, которые имеют тот же исторический корень. Например, подбор слов с историческим корнем –вель- идёт следующим образом.

- Каким существительным с историческим корнем –вель- мы назовём гиганта? (Великан)

- Как мы назовём размер, объём, протяжённость предмета? ( Величина)

- Как называют маленькую птичку? ( Невеличка)

- Каким существительным, имеющим исторические корни _вель- ( от велий «большой») и –леп- ( от лепота «красота»), называют пышную красоту, роскошь? ( Великолепие)

- Каким называют человека большой души, готового бескорыстно жертвовать своими интересами для других? (Великодушным)

Наиболее употребительные слова с историческим корнем –вель- дети записывают в словарик ( великан, величина), остальные ( как можно больше) называются устно.Такая работа способствует осознанию детьми семантических связей слов, активному обогащению словарного запаса учащихся.

  1. Очень важно развести в сознании детей исторический и современный состав слова. Для этого сравниваем и анализируем записанные слова по составу. Учитель подчёркивает, что

–вель- это исторический корень, с современным корнем записанных и подобранных слов ( велик) он не совпадает. С целью разграничения исторического и современного корней вводим условное обозначение исторического пунктирной дужкой. Словарная работа должна быть строго продуманной и системной.

Учащиеся младших классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, и научить писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. Особую актуальность приобретает разнообразие методов и приёмов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.

Из опыта работы

27.11.2016 20:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!