СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система М. Монтессори

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система М. Монтессори.

Фамилию Монтессори знают сегодня не только педагоги, но и многие родители. Учиться в образовательных учреждениях по системе Монтессори стремятся многие. Ее поклонников не становится меньше, хоть эта концепция далеко не современная.

Итальянка Мария Монтессори во многом опередила своё время, она стала новатором, уникальным педагогом. Она изменила судьбы многих детей. В своей стране она стала первой женщиной-врачом, которая не просто лечила умственно отсталых детей, она давала им огромный шанс на полноценную жизнь. Эта талантливая женщина обнаружила взаимосвязь между развитием мелкой моторики и речью. Она придумала множество упражнений и игр, где дети познавали мир тактильно, через ощущения. Чем качественнее они это делали, тем лучше начинали говорить. Удивительно, но дети с диагнозами-приговорами обучались читать, писать и изъясняться. Эти результаты и стали поводом для создания новой системы обучения.

В чём суть системы? Главный принцип учения Монтессори - индивидуальный путь развития ребёнка. Дети не сравниваются, их успехи не приравниваются к каким- то нормам и показателям. По системе Монтессори - каждый ребёнок развивается по-своему, среда его развития специально подготовлена. Педагог должен помочь ребёнку максимально выявить свой потенциал. По сути, педагог выступает в роли катализатора процесса развития, у него нет явной управляющей функции. Главный девиз системы звучит так: «Помоги мне сделать самому». Многим симпатична эта система, так как в ней ярко выражен принцип самокоррекции. Ребёнок не ждёт реакции учителя на свою работу, он учится распознавать свои ошибки сам.

Роль учителя. Система Монтессори кардинально отличается от других обучающих систем позицией педагога. Учитель является помощником, который учит принципам работы, наблюдает за результатами. Но он не диктует темп работы, не навязывает своих требований. Ребёнок действует так, как удобно ему. Самостоятельность – одна из основных ценностей системы.

При этом надо понимать, что учитель не сторонний наблюдатель, которого дети могу игнорировать. Педагог учит работать с дидактическим материалом, показывает схему действий, которой потом будут придерживаться дети. Но задание они выбирают себе сами, равно как и темп работы.

Дидактический материал. Это основной инструментарий системы. Монтессори создала принципиально новый дидактический материал, в который входят самые различные предметы: цилиндры, вкладыши, кубики, рамки для застёгивания пуговиц и шнуровки, рамки с гнёздами, зёрна и т.д. Дети не только работают над развитием тактильных ощущений, но и тренируют самоконтроль. Действует принцип: у тебя не получится желаемый результат, пока ты не сделаешь всё правильно. И дети видят свои ошибки, делают новые попытки, пока не получится. Таким образом, Монтессори показывает, что основа обучения – это развитие сенсорики. Чтобы тренировка органов чувств была наиболее эффективной, система предлагает все отвлекающие моменты ликвидировать. То есть, если идёт упражнение на развитие осязания, ребёнку завязывают глаза. Монтессори не придерживается сложных форм обучения – либо индивидуальные занятия, либо простой урок. Считается, что нагромождение «лишних» знаний и череды упражнений на уроке отвлекает детей от основного материала.

Климат занятий. Никаких парт! Монтессори отвергает такие привычные нам правила, как учёба за партой, сдержанность и дисциплина в классе. Дети могут сидеть на коврике, или работать за своим маленьким столиком. Это раскрепощает ребёнка, создает необходимое личное пространство. Случается, что не хватает на каждого ребёнка дидактических материалов, тогда детям предлагается договориться. То есть, за них не решают, перед ними ставят проблему, которую они должны решить сами. И это тоже неслучайно: предполагается, что так дети учатся общаться, становятся более контактными и социализированными. Кстати, и группы здесь разновозрастные. Это тоже задумано в угоду навыкам общения и взаимопомощи: старшие помогают младшим, младшие учатся слушать. Так климат на занятиях системы напоминает семейную атмосферу: здесь у каждого есть личное пространство, ценится раскрепощённость и лёгкость, поддерживаются ровные добрые отношения между участниками учебного процесса.

Связь с реальностью. Упражнения на этих занятиях имеют практическую направленность. Дети учатся обслуживать себя и делать то, что зачастую за них делают родители. Они шнуруют ботинки, застёгивают пуговицы, сервируют стол, чистят овощи. При этом никто не делает это синхронно с ними, учитель говорит, что ты и сам можешь справиться. Как видим, навыки самостоятельности проскальзывают здесь во всём. Приверженцы системы считают, что благодаря этому из учеников вырастут цельные свободные личности, которые не боятся и умеют принимать решения, открыты новым знаниям и социально активны.

Языковое развитие. И даже языковое развитие не обходится без сенсорноориентированных упражнение: ребёнок рисует буквы в мелкой крупе, обводит шершавые символы, учится ощущению определённой фактуры и распознаванию буквы. Широко используется такой инструментарий, как подвижный алфавит.

Математическое развитие. Здесь работает принцип подготовленной среды: ребёнок живёт и работает в той зоне, где всё готово к обучению - его счёту, арифметическим действиям, разным математическим операциям и д.р. Знания приходят не абстрактно, они связаны с практическими нуждами.

Сензитивные периоды. Сензитивными называются периоды, благоприятные для развития тех или иных навыков. То есть можно рассчитать, в каком возрасте учить ребёнка рисовать, а в каком – музицировать. Например, с двух до четырёх лет нужно учить ребёнка аккуратности, стремлению к порядку. С двух с половиной лет и до шести лучше усваиваются нормы поведения в обществе. Музыкальное развитие оптимально в возрасте с двух до шести лет, двигательное – от рождения до трёх с половиной лет.

Плюсы и минусы системы Монтессори. Основные преимущества системы: индивидуальный путь развития ребёнка, предоставление свободы выбора действий и заданий, практическая направленность заданий, социализация. К минусам относят недостаточное внимание к игре как к основной форме развития дошкольников, недооценку роли педагога, противопоставление сенсорики всему остальному (умственному и речевому развитию).

Сегодня система Монтессори действует не только в дошкольных учреждениях, фрагментарно она присутствует во многих школах.

24.02.2017 19:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!