СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ по обществознанию является самым массовым среди предметов по выбору. В нашем лицее он так же лидировал на ротяжении последних лет по количеству сдающих. Так, в 2013-14 уч.году сдавали 53 % учащихся от общего количества выпускников(31 учащийся), в 2014-15 уч. году - 53,1 % ( 26 учащихся), в 2015-16 у.г – 45,9 (17 учащихся). Необходимо так же отметит положительную динамику среднего балла ЕГЭ по обществознанию в лицее: в 2014 – 66,6, 2015- 72, 2016- 75,4 баллов, 2017- 81 балл, 2018-77.

При подготовке к ЕГЭ по обществознанию необходимо обязательно учитывать специфику самого предмета:

1) Обществознание – это предмет, представляющий из себя целый комплекс социально – гуманитарных наук - философии, экономики, политологии, социологии, правоведения, культурологии, религиоведения и др. И для успешной сдачи экзамена учащимся необходимо освоить основы всех этих, достаточно разных, наук.

2) Информация, которая необходима для сдачи ЕГЭ, в первую очередь по политологии и правоведению, поостоянно обновляется, что связано с изменением российского законодательства. Еще несколько лет назад мы говорили о пропорциональной системе выборов в ГД, сейчас же это уже неактуально и мы знаем, что на данный момент ГД выбирается по мсешанной избирательной системе. Возможность таких изменений необходимо всегда учитывать и следить за ними, т.к. это отражается и в заданиях ЕГЭ,

3) ЕГЭ по обществознанию проверяет не только теоритические знания выпускников, но и их информированность о современной политической и социально-экономической остановке в нашей стране и мире, а также давать оценку и анализ современным общественным процессам и явлениям.

4) С каждым годом обьем знаний, необходимых для сдачи ЕГЭ по обществознанию, увеличивается. А сами знаия углубляются и детализирутся. Так, если несколько лет назад, мы обращались лишь к тексту Конституции РФ при подготовке к экзамену, то сейчас необходимо привлечение ГК РФ, ТК РФ, СК РФ и др.НПА.

5) Обществознание имеет очень тесные метапредметные связи с историей, литературой, географией, математикой.

Система подготовки.

Без сомнения подготовка к ЕГЭ по обществознанию начинается еще в средней школе, но в своем выступлении я хотела бы коснуться работы по подготовке к ЕГЭ в старшей школе, куда поступают более или менее сделавший свой осознанный выбор учащиеся. Старшая школа в нашем лицее представлена двумя профильными направлениями: естественно – научным (обществознание на базовом уровне, 2 часа в неделю) и социально – гуманитарным (обществознание на профильном уровне, 3 часа в неделю, отдельно по часу экономика и право).

Подготовка к ЕГЭ в 10 классе начинаеися с этапа диагностики. В начале года проводится безоценочная диаоностическая работа, которая позволяет выявить пробелы в знаниях учащихся за курс 5-9 классы. Цель проведения обязательно сообщается и ученикм, поможет и им более эффективно спланировать свою работу.

На этом же этапе проводиться знакомство учащихся с Кодификатором ЕГЭ по обществознанию, который позволит им уже в начале 10 класса понять каким обьемом знаний им предстоит овладеть для сдачи экзамена. Также проводится знакомство с действующей Демо – версией, которая демонстрирует те типы заданий, с которыми ребята встретятся на экзамене. Здесь же необходимо очень четко проработать критерии оценивания всех типов заданий, что позволит в дальнейшем избежать элементарных ошибок.

Основным элементом подготовки к ЕГЭ по обществознанию является,несомненно, УРОК. В 10 – 11 классах применяются различные типы уроков, среди которых мне хотелось отметить несколько, на мой взгляд, наиболее эффективных:

Урок-лекция, который позволяет очень оперативно восполнить информативные пробелы школьного учебника;

Урок-практикум, где основное внимание уделяется работе с текстом и выполнению заданий различного уровня сложности (зад. 21-24)

Урок-семинар, на котором учащиеся представляют результаты своих проектов. Именно эти задания очень часто позволяют заинтересовать учеников теми проблемами общества, которые они редко замечают.

Особое место при подгтовке к ЕГЭ уделяется формированию умения писать обществоведческое эссе. Уже в 10 классе четко обьясняется алгоритм написания эссе и критерии его оценивания. После пройденной темы ученикам предлагается дома написать эссе по предложенному высказыванию. Несколько работ заслушиваются в классе и разбираются с точки зрения критериев оценивания. Особые трудности при написании эссе наблюдаются при приведении фактической аргументации. Для того чтобы сформировать определенный банк рагументов по основным обществоведчесим темам, мы каждую неделю знакомися с основными событиями, произошедшими в стране и мире (задание дается одному ученику). Также мы обращаемся к литературным произведениям, как школьной программы, так и выходящие за ее пределы. Например, для иллюстрации тоталитарных режимов мы обращаемся к таким произведениям как «МЫ» Замятина, «451 гр по Фаренгейту» Бредбэри, «1984» Орруэла.

Очень эффективным и интересным для детей является задание по просмотру художественных фильмов. Одним из самых пронзительных и западающих в душу фильмов был «А завтра была война.» по повести Б. Васильева. Обсуждение проблем, затронутых в фильмах, позволяет ребятам учиться формулирорвать проблемы, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Еще одним из важнейших направлений работы на уроке является работа с понятиями. Помимо традиционных понятийных диктантов, часто проводятся т.н. понятийные разминки, когда учащиеся задают понятия друг другу по определенной теме или уже по всему курсу.

Несомненно, уже на уроке необходимо формировать умение учащихся составлять сложный план по предложенной теме. Составлением плана заканчивается изучение каждой темы. Планы являются также неотьемлемой частью проверочных и контрольных работ.

Кроме уроков, неотьемлимой частью системы подготовки к ЕГЭ по обществознанию являются консультации. Они проводятся как индивидуально, так и групповой форме.

Подготовка к ЕГЭ будет не оптимальной без систематического проведения диагностических (по отдельным темам) и тренировочных ( полные варианты ЕГЭ) работ. Уже много лет для этих целей мы используем материалы СТАТГРАДА.

Еще один важнейший элемент в системе подготовки – это самостоятельная работа учащихся. Для того, чтобы помочь учащимся соориентироваться в море тренировочной литературы и интернет-ресурсов, им предлагается список пособий и сайтов. Уже несколько лет я рекомендую своим учащимся пособия по подготовке к ЕГЭ по обществознанию издательства «Легион».

Опыт показывает, что для успешной сдачи ЕГЭ необходимо также участие в различных олимпиадах и конкурсах. Это позволяет учащимся не замыкаться на подготовке к ЕГЭ, а пробовать себя в различных направлениях.

Традиционно наши старшеклассники участвую и становятся победителями и призерами в :

- ВОШ

- Межпредметные олимпиады КФУ

- Олимпиады КФУ по обществознанию и политологии

- Всероссийская олимпиада «Покори Воробьевы горы»

- Конкурсы эссе.

Т.О., подготовка к егэ по обществознанию это система, в которой каждый элемент должен быть продуман, правильно организован и это все, как мы надеемся, приведет нас к высоким результатам.

15.08.2018 18:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!