СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика подготовки старшеклассников к сдаче экзамена по обществознанию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика подготовки старшеклассников к сдаче экзамена по обществознанию.

С первых дней обучения в 9-м классе ребята, определившиеся с выбором экзамена обществознание, знакомятся с разработанным педагогом планом подготовки к ГИА. Однако, опыт показал, что гораздо больший эффект имеет знакомство с основными документами по ГИА, особенно с Кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. Коллективный разбор показывает, что многое было не сделано из-за неумения решать подобный тип заданий, распределить время, невнимательности, незнания материала, что дает толчок к еще большему желанию систематически заниматься в течение всего года. Последующие прохождения вариантов ГИА будут все более и более успешными. В первые два месяца учебного года идет полное ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией заданий, алгоритмами их выполнения. С сентября по февраль проводится основное повторение и изучение новых тем. Большое внимание уделяется сложным теоретическим вопросам, вызывающим наибольшие затруднения у обучающихся: например, политико-правовая система государства, экономика и ее роль в жизни общества и другие. Для достижения высокого уровня усвоения, материал излагается не только в виде теории, но и через рассмотрение конкретных примеров, реальных ситуаций из социальной жизни. Учебные и дополнительные занятия, консультационные часы проводятся в форме уроков-практикумов, где превалирует осмысление материала и применение знаний на практике. Умение применять социально-гуманитарные знания эффективно отрабатывается в процессе решения познавательных задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.

Май-июнь – этап предэкзаменационного повторения. Как правило, на это отводится от 6 до 10 учебных и внеучебных часов. В этот период важно:

- актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках итоговой аттестации элементам содержания;

- помочь девятиклассникам обобщить и систематизировать полученные знания для облегчения их использования при выполнении экзаменационных заданий;

- рассмотреть наиболее сложные вопросы и задания, в которых на экзаменах прошлых лет, ученики наиболее часто допускали ошибки;

- напомнить критерии оценивания различных типов заданий.

Ни одна система подготовки, насколько хорошо проработана она не была, не уберегает от трудностей, связанных с различными аспектами: организационными, личностными, особенностями восприятия учебного материала. Во время подготовки к экзамену наметился ряд тем и заданий, освоение и выполнение которых вызывало наибольшее количество затруднений. На их отработку был затрачен большой объем времени. Основой успешной сдачи экзамена является хорошее освоение курса во всех его аспектах: знание понятий и положений, входящих в систему научного обществознания, умение использовать эти знания при анализе и оценке реальных общественных процессов и явлений и др. Добиваться этого позволяет отказ от методики преподнесения готовых знаний и проверки их воспроизведения, в пользу использования проблемно-поисковых форм приобретения знаний, развития практических умений учащихся, опоры на опыт их социальных отношений.

Опыт подготовки к ГИА и проработка методических рекомендаций коллег педагогов позволил мне выработать некоторые советы, которые можно посоветовать всем учителям обществознания:

1. Включать в урочную деятельность КИМы. Систему оценивания письменных работ по обществознанию приблизить к системе оценивания ГИА. По завершению изучения тем проводить проверочные работы в формате ГИА.

2. Проводить систематическую работу по формированию и отработке умений находить, интерпретировать, комментировать информацию, привлекать контекстные знания обществоведческого курса, факты общественной жизни или личный социальный опыт для конкретизации положений задания.

3. Продолжить работу по формированию информационной компетентности учащихся, использованию возможностей интернета для самоподготовки.

Как учителю, впервые готовящемуся к сдаче ЕГЭ, для себя и для учителей находящихся в подобной ситуации составлены следующие рекомендации:

1. подготовку к ЕГЭ следует начинать с началом изучения курса. В 8-9 классе желательно выявить как можно больше ребят ставящих целью сдать ЕГЭ по обществознанию в 11-м классе. Их обязательно нужно выводить на ГИА. Чем больше девятиклассников выберут ГИА, тем лучше. Для тех, кто целенаправленно и систематически готовится по предмету, положительный результат будет дополнительным стимулом и придаст уверенности в своих силах, те же, кто получит балл ниже ожидаемого, сделают выводы, что готовиться нужно еще больше. Пусть такой опыт ребята получат на ГИА, чем позже разочаруются на ЕГЭ.

2. вся деятельность должна вестись на высоком уровне трудности. Это не значит, что для всех учащихся и сильных и слабых предлагаются сложные вопросы, выходящие за рамки школьного курса. Каждому ребенку нужно предложить свой уровень сложности, который подвигал бы его к размышлениям и, в конечном итоге, к самообразованию. Задания строятся так, чтобы учащиеся могли, применив имеющиеся у них знания, ответить, но для этого им нужно было бы порассуждать (возможно, с помощью учителя). Учу ребят умению «вытягивать за ниточку». Умение рассуждать приведет к тому, что самый, казалось бы, сложный вопрос можно будет решить или «вытянуть» из задания максимально возможный балл. Не боюсь ситуаций, когда в ходе рассуждений, мы уходим так далеко, что выбрать верную мысль от неверных сложно. Прошу время на рассмотрения этого вопроса и обещаю, что мы вернемся к нему на следующем занятии. Старшеклассники понимают, что учитель, как и все, человек, которому присущи черты несовершенства, а значит, не может знать «все и вся». На последующем уроке объясняю свою точку зрения, привожу доводы ученых обществоведов, выслушиваю мнения детей;

3. подготовка к ЕГЭ в течение 2-3 лет (9-11 классы), в идеале, должна подвести учащихся к пониманию обыденности экзамена, убрать составляющую страха и нивелировать волнение. Необходимо научить учащихся внимательно читать тесты и здания, работать над пониманием формулировки вопроса, умением точно отвечать на поставленный вопрос. Этого можно добиться постоянным тренингом, решая задания прошлых лет и постоянно анализируя формулировки вопросов.

15.10.2015 12:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!