СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические подходы к изучению экономики и права на уроках обществознания в рамках подготовки к ЕГЭ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значимой целью ЕГЭ по обществознанию, включая экономику и право, является обратное позитивное воздействие экзамена на практику обучения. Разработанные специально для всестороннего и стандартизированного контроля модели заданий ЕГЭ могут широко использоваться в рамках учебного процесса при этом не только в контрольной, но и в обучающей функции. Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию за последние годы показывает определенную фрагментарность знаний части выпускников, отсутствие понимания связей между явлениями и процессами общественной жизни в сфере экономики и права, отсутствие целостных представлений по ряду центральных вопросов. При этом в экономических вопросах затруднения, как правило, вызывает конкретизация экономических систем, рыночных структур, бюджетной и налоговой систем государства, государственной экономической политики.

В целях совершенствования преподавания обществознания (включая экономику и право) и повышения уровня подготовки выпускников по предмету рекомендуется определенный порядок, изложенный в «Рекомендациях» 2018 года под ред. Лисковой.

1. Изучить и проанализировать результаты ЕГЭ и определить актуальные проблемы модулей «Экономики « и «Права», повышения качества преподавания учебного предмета «Обществознание» и уровня подготовки учащихся к ЕГЭ как форме государственной (итоговой) аттестации;

Рекомендации Лисковой 2018 г.

Рекомендуем объяснять материал в проблемно-дискуссионном стиле, представлять различные точки зрения, создавая возможности для свободного обсуждения. Желательно, чтобы изучаемые понятия, идеи, теоретические положения иллюстрировались фактами общественной жизни, примерами из СМИ, других учебных предметов, использовались для анализа личного социального опыта школьников. Особенно эффективной работа будет в том случае, когда примеры будут приводить и ученики, и учитель.

2. Организовать ознакомление выпускников с демоверсией ЕГЭ по обществознанию 2019 г. в начале учебного года (см. на сайте ФИПИ). Довести до сведения выпускников критерии оценивания всех заданий части С.

Осуществить отбор содержания учебного материала, предлагаемого для тематического обобщения, повторения и контроля на основе Кодификатора элементов содержания, использовать типологию заданий ЕГЭ и критерии их оценивания.

Рекомендация Лисковой

Для получения полного представления об актуальной экзаменационной модели, советуем внимательно изучить кодификатор проверяемых элементов содержания, спецификацию и демонстрационный вариант с системой оценивания экзаменационной работы. Они определяют структуру и содержание экзаменационной работы по предмету.

По традиции в начале учебного года я провожу стартовую диагностику уровня подготовки обучающихся, стараюсь выявить пробелы и построить индивидуальную траекторию обучения. Для стартовой диагностики использую демонстрационный вариант КИМ. Стараюсь также систематически проводить рубежную диагностику (например, после каждого изученного раздела), используя тематические работы.

Вместе с учениками анализируем кодификатор проверяемых элементов содержания. Результатом этой работы должны стать индивидуальные планы учеников по подготовке к экзамену. ( по рекомендациям)

3. Организовать в 11 классе повторение учебного материала блока-модуля «Экономика» и «Право»

Рекомендация Лисковой

Участники ЕГЭ 2018 г. по обществознанию продемонстрировали непонимание функций различных финансовых институтов (в частности, институтов банковской системы), экономических процессов (безработица, инфляция). Трудность вызвали задания, проверяющие элементарные знания о системе налогов в РФ. Данные факты не содействуют оптимальному включению выпускников школ в экономическую жизнь страны.

Очевидно, что полноценное изучение системы российского права без обращения к нормативным правовым актам невозможно. Более того, обновление содержания правовых разделов учебников обществознания не успевает за изменениями законодательства. Непосредственное обращение к нормативным документам позволяет избежать заучивания устаревших сведений и формировать актуальные правовые знания, развивать умение школьников читать и понимать язык нормативных документов. Эти знания и умения важны не только для сдачи экзамена, но и для практической деятельности любого взрослого человека.

Как известно, разработчики КИМ ЕГЭ по обществознанию еще в 2014 г. подготовили для участников экзамена своего рода «навигатор» по правовым сюжетам – Приложение № 2 к спецификации КИМ по обществознанию. Назначение этого Приложения – дать обучающимся возможность вычленить наиболее значимые для изучения фрагменты важнейших нормативных правовых актов (которые зачастую весьма объемны).

По результатам экзаменационной кампании 2018 г. обращается внимание на нормативные ссылки по следующим вопросам:

  • способы защиты гражданских прав — см. Гражданский кодекс РФ (часть первая). ст. 12;

  • федеральные, региональные и местные налоги — см. Налоговый кодекс РФ, ст. 13–15;
  • права и обязанности налогоплательщика — см. Налоговый кодекс РФ, ст. 21, 23,
  • виды наказаний в уголовном праве — см. Уголовный кодекс РФ, ст. 440;
  • административные наказания — см. Кодекс РФ об административных правонарушениях, гл. 3;
  • дисциплинарные взыскания см. Трудовой кодекс РФ, ст. 19.

Задания на темы из блока «Право» еще в 2017 году значительно усложнили. Добавили совершенно новые задания – 17 и 19, в которых ученикам придется показывать свои теоретические знания в рамках этого блока. Право является сложной темой! Школьники должны хорошо разбираться в основах российского права, в главах Конституции и в остальных аспектах данного блока.

В своей практике использую активные методы обучения, потому что они помогают осуществить деятельностное отношение ученика к изучаемому материалу, выполняемой учебной задаче.: В последние годы, в связи с введением ЕГЭ, мне, как и многим другим учителям, пришлось значительно пересмотреть и перестроить систему подготовки учащихся к итоговой аттестации по экономике и праву на уроках.

В своей работе я использую следующие приемы и методы с целью подготовки к ЕГЭ:

Метод эвристической беседы. Для развития логического мышления учащимся в процессе обучения необходимо предоставлять возможность самостоятельно проводить анализ, синтез, обобщения, сравнения, умозаключения и т.д. Такая возможность предоставлять учащимся при ведении урока методом беседы. Задания на сравнение и систематизацию материала. Большое влияние на умственное развитие учащихся оказывают задания, требующие сравнения, систематизации и обобщения уже изученного материала.

Следующей формой урока, о которой я расскажу будет кейс-метод. Кейс (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что ученику предлагают осмыслить жизненную ситуацию, описание которой в равной мере отражает какую-либо практическую проблему. При этом сама проблема не имеет

однозначных решений. Кейс-метод выступает и специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Пример кейса по обществознанию «Как при имеющихся ресурсах выжить человечеству?»

Технология ПОПС- формулы в подготовке старшеклассников к написанию эссе.Критерии оценивания эссе по обществознанию во многом совпадают с алгоритмом работы по данной технологии. Также ПОПС-формула используется при организации дебатов, дискуссий

.Один из методов развивающего обучения который я использую – метод постановки учебных задач: установите, объясните, определите, найдите, исключите и т.д. Здесь очень подходит прием «кластера».

В настоящее время, в связи с постепенным переходом к Единому государственному экзамену, активные формы обучения приобретают особое значение. Ведь они позволяют не «натаскать» на экзамен, а обеспечить свободное владение предметом, развивают самостоятельность мышления и особенно историческую интуицию, что важно не только при выполнении заданий части 2, но и при выполнении стандартных тестовых заданий частей 1. В связи с этим целесообразна следующая структура изучения любого тематического блока в 10-11 классах: вводная лекция с элементами беседы, практикум-обучающий тест (предусмотрено свободное использование любых доступных источников информации), практикум по решению познавательных задач, в завершение – семинар, деловая игра или дебаты.

Особую важность в оценке качества подготовки учащихся по экономике и праву сегодня имеют не только знания и умения, но и оценка готовности применить их на практике. Для этого я использую разнообразные, по возможности оптимальные формы контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Основными их формами являются:

  • тестирование (нацелено в основном на выявление знаниевого компонента);
  • задания-задачи, моделирующие реальные жизненные ситуации (готовность учащихся применять знания на практике);
  • задания, предполагающие выбор той или иной модели поведения, применение навыков аналитического мышления (эссе на экономическую и правовую тему).
    • современной образовательной среде резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе. Наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой каче-ства выполнения практических заданий, стараюсь использовать новые технологии, обеспечивающие деятельностный подход в организации учебного процесса и комплексный подход к оцениванию результатов (обучение в сотрудничестве (Cooperative learning), метод анализа конкретных ситуаций (Case-studies), метод проектов, «портфолио ученика»).

Особую важность в оценке качества подготовки учащихся по экономике и праву сегодня имеют не только знания и умения, но и оценка готовности применить их на практике. Учитель должен использовать разнообразные, по возможности оптимальные формы контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся. Основными их формами являются: тестирование (нацелено в основном на выявление знаниевого компонента); задания-задачи, моделирующие реальные жизненные ситуации (готовность учащихся применять знания на практике); задания, предполагающие выбор той или иной модели поведения, применение навыков аналитического мышления (эссе на экономическую тему).

    • целях совершенствования преподавания обществознания (включая экономику и право) и повышения уровня подготовки выпускников по этим предметам рекомендуется:

  • применять современные активные и интерактивные методики, с тем, чтобы способствовать развитию познавательных интересов учащихся, критическому мышлению в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации, определению собственной позиции, способностей к самоопределению и самореализации учащихся;

  • обратить внимание на формирование умения мысленно моделировать типичные социальные ситуации; установление связей между теоретическими положениями курса и иллюстрирующими их конкретными примерами; на отработку умений находить, интерпретировать, комментировать информацию, полученную из текста или диаграммы (таблицы);

  • организация специальной работы при обучении обществознанию (праву и экономике) в основной школе с фрагментами текстов;

  • как и в прошлые годы, необходимо уделять больше внимания методике формирования умения формулировать и аргументировать собственное суждение по актуальному проблемному вопросу правовой и экономической жизни;

  • совершенствовать практику организации предэкзаменационного повторения, актуализируя знания школьников на более сложных элементах содержания (экономика и право);

  • совершенствовать технологию проверки уровня подготовки с применением стандартизированных форм при промежуточной аттестации, итоговом тематическом контроле с учётом содержания, видов учебной деятельности, направленных на усиление компетентностного подхода в обучении; проводить поэлементный анализ проверочных работ по предложенным критериям оценивания.

Особое внимание необходимо обратить на изменения в едином государственном экзамене по обществознанию, прежде всего, в Кодификаторе, связанные с введением новых содержательных единиц, расширением проверяемых элементов по содержательной линии «Экономика» и «Право» (см.4 группы)

Важной задачей учителя является квалифицированная помощь ученикам при выборе пособия для подготовки к итоговой аттестации.

08.12.2019 18:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!