СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальные проблемы и система подготовки учащихся к огэ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях перехода к информационному обществу важнейшей ценностью является качественное и непрерывное образование на протяжении всей жизни человека. Основа такого образования формируется в школьные годы.

Решение проблемы качества образования – необходимое условие реализации программы модернизации российского образования. Одним из приоритетных направлений деятельности системы образования является подготовка учащихся к итоговой аттестации.

Государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ и ОГЭ стала неотъемлемой частью школьного образования. Государственная итоговая аттестация дает возможность объективно оценить педагогическую деятельность, позволяет оценить качество преподавания отдельных предметов, увидеть просчеты и проблемы в осуществлении учебно-воспитательного процесса.

Основные направления в подготовке к ОГЭ по обществознанию

  1. Информационное. Все участники государственной итоговой аттестации должны иметь полное представление о нормативно-правовой базе, процедуре экзамена, структуре работы, критериях оценивания
  2. Методическое. Учитель находится в процессе постоянного самообразования, в поиске и отборе эффективных приемов и методов преподавания. Он должен изучать и использовать в своей деятельности аналитические материалы и методические рекомендации Федерального института педагогических измерений.
  3. Психологическое. Успех в сдаче ОГЭ во многом зависит от психологического состояния обучающегося, умений мобилизовать свои силы в стрессовой ситуации. Необходимо отработать с помощью психологических тренингов умения владеть собой, сохранять выдержку, четко распределять время
  4. Диагностическое. В процессе подготовки учащихся к ОГЭ необходимо анализировать уровень теоретической подготовки, умений применять полученные знания при работе с разными видами информации, работать с диаграммами, статистическим материалом. Определять на основе анализа зону ближайшего развития ученика, составлять карты индивидуальных маршрутов, фиксировать пробелы и успехи учеников.

Проблемы в преподавании и подготовке учащихся к ОГЭ по обществознанию

1)Обществознание является комплексной дисциплиной, требующей обширной подготовки по праву, экономике, политологии, социологии, философии, социальной психологии. Затруднения в подготовке к экзамену связаны со сложностью теоретического содержания некоторых тем, многообразием научных подходов к их изложению, недостаточно полным отражением контролируемых элементов содержания в отдельных учебниках по обществознанию, дефицитом времени на их изучение, дроблением материала.

2) традиционно этот предмет лидирует в выборе учащихся. Его выбирают дети с разным уровнем подготовки, с разной мотивацией, что создает проблемы дифференциации групп по подготовке к экзамену.

3) На преподавание предмета «обществознание» в учебном плане отведено 34 часа, что не позволяет выделить дополнительные часы на практикумы и уроки –коррекции, уроки обобщения.

4) существенной проблемой является клиповый тип мышления современных школьников.

Современные школьники живут в эпоху клиповой культуры. Все они в той или иной степени зависят от прогресса цивилизации.

Как же изменился психологический портрет современного школьника, если он совершает несколько действий одновременно и даже не видит, в чем может быть проблема. Выполнять уроки и параллельно сидеть в социальной сети, просматривать ролики, слушать радио, кликать по фотографиям и одновременно решать математические задачи или размышлять над затронутыми проблемами в романе – кому под силу такая смена информации, как ни современному школьнику? [ 1, ]

Психологический портрет современного школьника (в сравнении)

Вопросы для сравнения

Современные школьники информационного общества

Школьники индустриального общества

1.Внимание

Могут фиксировать внимание 10-15 минут

Если 10 лет назад ребенок мог удерживать внимание 45 минут

2.Устойчивость внимания

снизилась

лучше

3.Переключение внимания

быстрее

медленнее

4.Память

Лучше развита кратковременная

Развита долговременная

5.Структура запоминания

Запоминают место, где находится какая-либо информация.

Запоминали содержание

6.Восприятие информации

видят картинку в целом и воспринимают информацию по принципу клипа, детали не важны

Восприятие в целом и запоминание деталей

7.Коммуникация

Преобладает виртуальная

Реальная

8.Доступ к информации

Информационная перегруженность

Информационный голод

9.Самостоятельность

Несамостоятельность, избалованность

Высокая доля самостоятельности и ответсвенность

10. Главные ценности

Погоня за успехом

Приоритет материальных ценностей

Возможность самореализация

Приоритет духовных ценностей

11. Отношение к учебе

прагматизм

учеба как возможнсть самореализации и ступенька в профессиональном самоопределении

12.Свободное время

Дефицит времени

Возможность для самореализации

13.Состояние здоровья

Снижение двигательной активности, ухудшение состояния здоровья

Активный образ жизни, много времени тратили на спортивные занятия, игры на свежем воздухе

14.Отношение к взрослым

Прагматизм, недоверие

Деньги как главный критерий преуспевания, «личного успеха», стали фактором первичной оценки человека.

Более тесная связь с родителями, учителями

Оценка личных качеств и профессионализма как главных критериев преуспевания в жизни

15.Уровень грамотности

Информационной –высокий

Снижение грамотности и ухудшение навыков ручного письма

Более высокий уровень словесной грамотности

Таким образом, в эпоху Интернета у школьников возникает «клиповое мышление», требующее динамичной и дозированной подачи материала в форме гипертекста При клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Клиповое мышление характеризуется рядом особенностей: любой текст должен быть насыщен «большим количеством коротких фраз, отражающих эмоциональное состояние человека; текст сильно фрагментирован, разбит на перемежающиеся смысловые блоки небольшого (два-три абзаца) объема; фрагменты текста слабо связаны между собой, образуют своего рода мозаичное изображение с частично утраченными элементами; текст построен по принципу «описание действия» [2].

Возникает конфликт знания и информации. Учащиеся, привыкшие к клиповым режимам работы с информацией, практически не умеют мыслительно концентрироваться. У школьников проявляется снижение таких психологических свойств, как способность воображения, рефлексии, понимания, в том числе, понимания другого человека. У школьников с клиповым мышлением постепенно утрачивается и такое качество как живая коммуникация, живое общение. Общаясь по любому вопросу, они не способны отделить собственную позицию от принятой точки зрения.

С учетом происходящих изменений на смену знаниевому подходу пришел системно-деятельностный подход, направленный на развитие умений добывать и применять знания. Учитель должен кардинально изменить систему преподавания и подготовки к ОГЭ, учитывая веления времени.

Наиболее эффективными технологиями считаю: технологию критического мышления, обучения в сотрудничества, технологию визуализации. Применение приемов: «ромашка Блума», концептуальные таблицы, «ассоциативный ряд», «мозговой штурм», «синквейн», «пометки на полях», «кластер» способствуют развитию общеучебных умений и навыков, необходимых для успешной подготовки к итоговой аттестации.

Одним из перспективных методов технологии визуализации является метод создания интеллект-карт американского учёного и бизнесмена Тони Бьюзена. Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению.

При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями; метод позволяет взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое. Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти, позволяют использовать их для решения самых разнообразных задач. Постоянное использование

методики позволит сделать мышление более организованным, четким и логичным. Данный метод позволяет использовать достоинства клипового мышления: усваивать в сжатом виде огромный объем информации, использовать слова-ассоциации, рисунки, картинки. Метод интеллект-карт минимизирует отрицательные последствия клипового мышления, развивает творческий подход, логическое мышление, позволяет задействовать левое и правое полушария. Данный метод помогает девятиклассникам усваивать материал фрагментами, соединёнными логическими цепочками.

Использование интеллект-карт на уроках и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс изучения и подготовки к итоговой аттестации более ярким и запоминающимся.

Пример интеллект-карты по теме «Экономические системы»

Подготовка к ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по обществознанию и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.

У каждого учителя формируется своя система подготовки учащихся к итоговой аттестации

Однако необходимо постоянно корректировать свою систему с учетом особенностей учащихся, уровня их теоретической подготовки, уровня овладения

Система подготовки к ОГЭ по обществознанию

Работа учителя с учащимися

Самоподготовка учителя

Самостоятельная работа учащихся

Работа с родителями

уроки

Изучение нормативно-правовой базы

Подготовка домашних заданий

Изучение нормативно-правовой базы

Консультативные занятия

Изучение методических рекомендаций

Разработка карт индивидуальных маршрутов для учащихся

Выполнение заданий карт индивидуальных маршрутов учащимися

Знакомство с процедурой экзамена и структурой КИМов

Зачеты

Проверка знания теоретического материала

компьютерные тесты

он-лайн тесты

Создание папки «Подготовка к ОГЭ» (для ученика)

Выполнение заданий

http://soc.reshuege.ru/- сайт Дмитрия Гущина «Решу ЕГЭ».

Знакомство с результатами диагностических работ, анализом работы учащихся на уроках и консультационных занятиях

Тренинги

Организация работы со школьным сайтом

Размещение ссылок для учащихся

он-лайн тесты

Информирование родителей о выполнении заданий индивидуального маршрута

Занятия коррекции пробелов в знаниях и умениях

Электронная переписка с учителем

Проведение диагностических работ

Использование презентаций, видеоуроков

http://mirege.ru/187-prezentacii.html- презентации для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. http://www.fipi.ru/view/sections/141/docs/-ФИПИ- Открытый банк заданий ЕГЭ.

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс и результат его зависит от тесного взаимодействия учителя-учеников-родителей.

Категория: Всем учителям
10.08.2018 00:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!