СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьные знания: образование – образованность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьные знания: образование – образованность*

Образование является одним из важнейших социальных институтов для благополучного развития общества и государства. Говоря об образовании мы подразумеваем, в первую очередь процесс передачи, получения и усвоения определённой информации. Вопрос заключается в том, какую человек получает информацию и насколько она является необходимой, а главное, насколько она является пригодной к использованию и применению в реальных условиях нашей жизни.

Общество не стоит на месте, оно находится в постоянном развитии. Происходят реформы, революции, войны и различные природные явления которые могут коренным образом изменить существующий уклад жизни. Технические изобретения и научные открытия всё быстрее и быстрее внедряются в нашу жизнь меняя её, порой, до неузнаваемости. Сравнивая жизнь человека живущего в XVIII веке и живущего сейчас, разница будет очевидна: роботизированное производство, космические аппараты, транснациональные компании. В современном мире при жизни одного поколения сменяется несколько видов технологий и орудий труда.

Жизнь современного человека усложняется и ускоряется. Потоки информации увеличиваются в геометрической прогрессии каждые десятилетия. Человечество стремительно переходит на новый этап развития – информационный. Д. Белл сформулировавший теорию постиндустриального общества, в настоящее время выступает в качестве сторонника концепции информационного общества. Для самого Д. Белла концепция информационного общества стала своеобразным новым этапом развития теории постиндустриального общества. Данный факт был отражён в одном из произведений Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество»: «революция в организации и обработке информации и знания, в которой центральную роль играет компьютер, развивается в контексте того, что я назвал постиндустриальным обществом»[1].

Одной из основных черт постиндустриального общества является наличие знаний и обладание определённой информацией человеком, позволяющей ему перемещаться по социальной структуре общества. Источниками знаний для человека могут служить не только знания полученные в школе, но и уровень самообразования и саморазвития. Имея необходимое образование и уровень образованности, перед человеком открывается мир различных возможностей. Получается, что образование влияет на социальную мобильность и социальный статус человека.

В своей работе «Миллионер без диплома» бывший военный американский аналитик Майкл Эллсберг конституирует следующий факт: «К сожалению, наше формальное образование постепенно превратилось в систему, очень сильно ориентированную на статус. Статус приобретается при чётком выполнении конкретных правил. Получите диплом, найдите работу, сделайте то или другое — и приобретете желаемый статус. Такова надёжно укрепившаяся иерархическая система нашего общества»[2].

Научные знания призваны облагораживать человека, всё дальше и дальше уводя его от животного состояния. Знания и наука призвана служить благополучному развитию народа, способствовать удовлетворению его духовных и материальных потребностей.

Как и любая другая система, школа сталкивается с родом различных проблем. Школа как социальный институт выполняет роль передачи знания от одного поколения к другому. Многие считают, что передаваемые знания далеко не всегда являются востребованными в практической жизни человека. Но цель школьного образования заключается в формировании у ребёнка научной картины мира. В старших классах некоторые учащиеся с чётко установленной жизненной перспективой часто основное внимание уделяют только тем дисциплинам, с которыми связаны их будущая работа или вступительные экзамены. В таком случае необходима определённая воспитательная работа (начиная с основной школы) с целью повышения сознательного отношения к обучению по всем предметам, понимания их жизненного значения.

Именно при таких условиях перед учителями химии, физики, биологии, географии, математики стоит задача сформировать у таких учащихся целостную научную картину мира, чтобы они поняли не конкретные знания, а общие принципы, что лежат в основе данной науки.

Не смотря на то, что школа является, пожалуй, одним из самых консервативных, неповоротливых и костных социальных институтов крайне негативно или неохотно реагирующей на какие-либо изменения в стране, в мире, в науке и самом в обществе она остаётся практически единственные социальным институтом который занимается и передачей знаний новому поколению, и воспитанием, и развитием личности ребёнка.

Современная классно-урочная система, как известно всем педагогам, была сформирована в результате выдающегося и прогрессивного, для своего времени, чешским педагогом-гуманистом и ярким общественным деятелем Ян Амос Коменским. В XVII в. произошёл перелом в системе образования. Если ранее передача знаний была доступна единицам, т.е. передача знаний от учителя ученику наедине, то со временем происходит перелом. На огромное количество желающих получить образование было не возможно найти каждому по учителю, т.к. роль учителя в обществе была исключительной. Таким образом система передачи знаний Я.А. Коменским была усовершенствована, систематизирована и технологизирована.

«Казалось бы, систематизация процесса обучения должна позволить преодолеть проблему взаимодействия учителя с большим количеством учеников. Это было достигнуто за счёт отрицания уникальности каждого ученика, что позволило игнорировать всё избыточное разнообразие, которое порождается органической индивидуальностью каждого ребёнка, его организма и психики, и возрастает экспоненциально при работе с группой (т.к. приходится работать не с только суммой индивидуумов, но ещё и со всем объёмом отношений между ними). Это отрицание не прошло бесследно: из процесса было вымыто всё, что опиралось на самого ученика. Исчезла его внутренняя мотивация, способность к самоорганизации, обратная связь на личном отношении, субъективность получаемого знания. Всё это было заменено на внешние инструменты: насильственное принуждение, авторитарная дисциплина, формальные стандартизированные оценки, объективизированный «инструментальный» характер знаний»[3]. И массовое образование этих проблем, к сожалению, не решило.

У современного образования существует множество различных проблем: частые изменения в законодательстве, недостаточность финансирования, недостаток материально-технической базы, схоластический характер образования и многое другое. Решение каждой проблемы ставит огромное количество задач и целей перед тем, кто будет искать выход из сложившейся ситуации. На решение этих проблем потребуется большое количество времени.

Меняется время, меняется общество, меняются требования к жизни и меняется сам объект школьного образования – ребёнок, но не меняется школа. Если в начале XX века ребёнок понимал, что надо учиться, и трудился для этого: учил многие тексты, правила, стихи, то сейчас что–то выучить — целая трагедия для ребёнка.

Школа способствует многоплановому развитию ребёнка как личности. Литература, физика, история, музыка и другие предметы помогают ученику определить свои склонности, интересы и способности и в дальнейшем их развивать.

Не смотря на то, что школьные знания не всегда соприкасаются с настоящим, реальным миром они остаются востребованными для профессиональной ориентации ученика. Современная школа постепенно начинает учитывать потребности современного общества. Но, к сожалению, пока школа продолжает, как и сто лет назад давать теоретические знания, не объясняя ребёнку практическую значимость полученного знания. Учителя, как правило, на вопрос «зачем?», отвечают, «что надо», «что пригодится в жизни», но ребёнок, из-за отмашки учителя, не получает необходимой аргументации, в результате чего пропадает интерес к предметам, к получению новых знаний и его развитию. Непонимание прикладной функции знаний у ребёнка может сформироваться отрицательное отношение не только к школе, учителю, но и к получению новых знаний. Поэтому знания, которые пригодятся человеку в его жизни, вне зависимости от его жизненного пути, в школах дают в минимальном объёме. Например, знания, дающиеся на уроках труда (уметь готовить, пилить), математика (арифметика, дроби), окружающий мир (круговорот воды в природе, Земля) и некоторые другие.

Множество уважаемых людей во всем мире в своих трудах не раз подчеркивали отсутствие значения среднего образования для достижения успеха в жизни. К примеру, известный китайский инвестор и предприниматель Роберт Т. Кийосаки написал свой бестселлер, разошедшийся по всему миру миллионными тиражами. Назывался этот бестселлер «Если хочешь стать богатым и счастливым, не ходи в школу».

Вот лишь некоторые цитаты из книги:

1. Традиционное образование зиждется на поощрении учащихся, признанных способными в систематическом “пропалывании сорняков”, т.е. “тупых” учеников. Она не является системой, нацеленной на образование всех, кто в неё приходит. Она нацелена на выбор “самых способных” и их обучение. Вот почему существуют тесты, отметки, программы для одарённых, программы для слаборазвитых и ярлыки. Это система классифицирования, дискриминации и разделения.

2. Мы должны заново переоткрыть для себя все истины, а не просто принимать их навязывание со стороны.

3. Детей интересует оценка, а не знания. Наша система образования учит тому, что быть правым важнее истинных знаний. Она приветствует правильные ответы и наказывает за ошибки.

4. Единственная причина того, почему я счастлив в своей жизни и никогда не волнуюсь из-за денег в том, что я научился проигрывать. Вот почему я сумел добиться в жизни успеха».[4]

С этой точкой зрения не возможно согласиться полностью, т.к. она говорит о среднестатистическом ученике. Но ведь среди детей есть не только такие волюнтаристы как Р.Кийосаки, но и вполне любознательные дети для которых школа является, порой, единственным местом приобретения знаний и познания мира.

Классик педагогической науки К.Д. Ушинский говорил об учении как серьёзном умственном труде, который необходимо сделать посильным и приятным для ученика. В правильно организованном процессе обучения, у ребёнка формируется интерес к новым знаниям, удовлетворяется интерес познания нового и неизвестного, возрастает умственная активность ученика. «Развитие и ученье должны идти рука об руку, не упреждая друг друга», - говорил Константин Дмитриевич. Это процесс не стихийный, а организованный. Имея возможность индивидуальной работы, что, к сожалению, не возможно в современной массовой и стандартизированной школе, учитель, зная особенности своего ученика, помогает ему развиваться по заранее спланированной программе направляя ребёнка по необходимой личной траектории развития и обучения. «Прежняя схоластическая школа, – отмечал К. Д. Ушинский, – взваливала весь труд ученья на плечи детей, давая в руки учителя только ферулу для того, чтобы подгонять ленивых. Следовавшая затем школа ударилась в другую крайность: она взваливала весь труд на учителя, заставляя его развивать детей так, чтобы для них это развитие не стоило никаких усилий. Новая школа, напротив, разделяет и организует труд учителя и учеников: она требует, чтобы дети, по возможности, трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом»[5].

Современная школа не может стоять в стороне от развития науки. Она должна её достижения вносить в свою деятельность. Однако вносить науку в школу необходимо с учётом как требований жизни, так и развития детской природы. «.Наука, в своём систематическом изложении, неодинаково удобна для изучения человеком во все возрасты его жизни, – писал К. Д. Ушинский. – Теперь уже сознано почти всеми, что научное и педагогическое изложение науки две вещи разные.». Педагогически не обработанные науки становятся для учащихся малодоступными или вовсе не доступными, оставаясь достоянием лишь учёных. Задача же обучения состоит в том, чтобы сделать научные знания достоянием народа. Без серьёзной педагогической обработки, предупреждал великий педагог, вводить научные знания в школу означает калечить детскую мысль.

Научные знания для учеников должны быть доступными. При трудности изложения материала тратится много времени совершенно напрасно. Преподносить учащимся простые темы заведомо сложным языком, специально придуманными непростыми заданиями и стараться отыскивать трудности ради самой трудности не педагогично и не имеет смысла. При оценке сообщаемых знаний всегда объяснять пользу полученных новых знаний.

Тем самым можно смело утверждать, что обращённая к ребёнку не теоретическая, а практическая педагогика, в лице всей системы образования, помогает взращивать потенциально здравые, целеустремлённые и любознательные личности. Но, к сожалению, часто в практике нашей повседневной жизни мы можем встретить и людей с хорошим багажом знаний, эрудитов, но без должного уровня образования. И наоборот такая ситуация нам встречается тоже. Получается, что даже приобретая знания, ученик совершенно не обязательно становится образованным. Учащийся нацеленный на получение положительных отметок, через некоторое время не может ни воспроизвести выученный материал, но и не может применить его в жизни. Все «уроки доброты», «уроки дружбы и толерантности», знаний по каким-либо предметам, получается прошли мимо. Ведь образованность – это качество личности, доступное всем, но не для всех желаемое.

Образованность – это достоинства личности, подкреплённые: — знаниями и навыками, нужными для успешной работы, адаптации и комфорта; — объёмом гуманитарных и естественнонаучных знаний, необходимых для усвоения нового знания и эффективного межличностного общения.

У Александра Солженицына есть термин «образованщина», то есть диплом в кармане, а человек как был дураком, так им и остался. Образованность от наличия «корочки» не зависит. Можно иметь десять дипломов, знать прекрасно свою специальность, но быть не образованным человеком.

Образованность – это постоянная забота о развитии своего разума, постоянная тяга к своему совершенствованию.

Она является результатом постоянного воспитания в себе достоинств, самообразования, разносторонних интересов и начитанности. Михаил Булгаков писал: «Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать сам себя». Ему вторит Д.И. Писарев: «Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий». Иными словами, основу образованности составляют хорошие качества личности, подкрепленные глубокими профессиональными знаниями, постоянной потребностью развивать свой разум, широтой интересов, целенаправленным и динамичным движением вперед по дороге самосовершенствования.

Таким образом школа, являясь важным и неотъемлемым социальным институтом общества, остаётся по-прежнему одним из социальных агентов приобретения основ фундаментальных знаний подрастающими поколениями. Без должного уровня образования, мы не сможем говорить об образованности современного человека. Вся жизнь находится в наших руках и только нам решать кем и как становиться – двигать человечество по пути социального и технического прогресса, быть пассивными наблюдателями и исполнителями на периферии научных технологий и знаний или же быть вообще за границами всего вышеперечисленного.

Библиографический список

  1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.:Академия, 2004.
  2. Социализм 2.0: Образование. Проблемы современной системы образования. Тупики. Заключение. http://deminded.livejournal.com/180993.html
  3. Кийосаки Р. Если хочешь стать богатым и счастливым, не ходи в школу. М.: Поппури, 2008
  4. Ушинский К.Д. Собрание сочинений, М., 1974

*Данная статья опубликована во всеросийском научно-педагогическом журнале "Сфера образования", вып. №5. (https://docs.google.com/viewerng/viewer?url=http://xn-80aaacgork8bedsdi9b7m.xn-p1ai/wp-content/uploads/2017/06/Журнал-Сфера-образования-Выпуск-5-Сайт.pdf)

Категория: Всем учителям
22.08.2017 12:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!