СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на августовской педконференции «Построение интегративных моделей успешной социализации детей на основе социально - педагогического партнерства учреждений общего и дополнительного образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительное образование детей –   целостная система педагогического воздействия на личность в сфере её свободного времени, продолжающая и усиливающая общее образование, с собственным содержанием, технологиями, методикой работы, приоритетами и результатами, нацеленного на  всестороннее развитие детей  с учётом интересов, склонностей и способностей детей на основе социального заказа  личности.

      Сущность и  предназначение   УДОД состоит в том, что  они, являясь главными социальными институтами сферы свободного времени детей, участвуют в  воспроизводстве рабочей силы  на основе мотивированного обучения детей, проводят допрофессиональную подготовку. Дальнейшая трудовая деятельность многих воспитанников УДОД связана с  той предметной деятельностью, которая  была ими выбрана в УДОД.

В  отличие от школы, посещение УДОД носит свободный характер. Никто не может насильно заставить ребенка приходить сюда. Только поддержание постоянного интереса детей и авторитет педагога являются основой занятий в творческих объединениях. А для этого педагогу необходимо очень много работать - работать и над своим «предметом», и над собой как личностью, быть во всех отношениях привлекательным для детей и родителей.

         УДОД характеризуются не только  спецификой  своей деятельности в сфере свободного времени и содержательного досуга,  но и  преимуществами и особенностями,    существенно  отличающими их   от других образовательно-воспитательных систем.

Во-первых, это совместная деятельность   детей и педагогов  в условиях учреждения, значительно  отличающихся от школьной обстановки. Совместная  деятельность  детей в группе сверстников, объединенных общими интересами и мотивированным обучением,  педагогика сотворчества,  присущая этим учреждениям,   обладает свойством обучения, воспитания и творческого развития  детей,  привития  им навыков   поведения в коллективе, которые не присутствуют в других учреждениях и коллективах.   Во-вторых, именно здесь ребята более тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает тесная взаимосвязь и  «зона доверия». В-третьих, дети значительно быстрее, чем в других местах, приобщаются в условиях УДОД  к здоровому и безопасному образу жизни. В-четвертых, ребята активно общаются  в каникулярный период  друг с другом, с природой, что способствует укреплению их здоровья и повышению уровня  общей культуры. В-пятых, отдых, развлечения,  игра, творческие дела, труд, разнообразные формы занятий в  учебных группах, кружках,  объединениях по интересам, возможность принимать участие в организации жизнедеятельности УДОД  импонируют детям, дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом, отдохнуть от школьных занятий.   Это,  в совокупности, помогает им развить новые навыки (вне рамок школьных программ), раскрыть потенциал своей личности.

         Особенностью деятельности УДОД  является и то, что характер детского объединения, в котором пребывает ребенок,  позволяет более эффективно, чем в школьном коллективе или  компании сверстников, решать многие вопросы.  Насыщенность всего периода реализуемой программы,  каждого занятия разнообразной и разноплановой интересной деятельностью привлекательна для  детей, поскольку позволяет им апробировать себя в разных «социальных ролях». Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности в сочетании с достигнутыми результатами, которые получают социальное признание у детского коллектива и педагогов УДОД,  имеет большой воспитательный эффект и стимулирует развитие творческих начал у детей и подростков, позволяет им самоутвердиться, способствует разрушению прежнего, зачастую негативного, стереотипа поведения, изменению позиции детей и подростков.

Постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждой личности в УДОД  замыкается не только на систему знаний, умений и навыков, а на набор ключевых компетентностей в интеллектуальной сфере. Это требует постоянного и принципиального обновления содержания образовательных и культурно-досуговых программ, где основной упор должен быть сделан на освоении способов деятельности, что требует не лучшего отбора осваиваемых знаний, умений и навыков, а отказа от знаниевой парадигмы.

        В настоящее время у российской школы и учреждения дополнительного образования детей возникла настоятельная необходимость в  построении   иной функциональной модели своей деятельности. Предназначение общеобразовательных  учреждений состоит в том, чтобы обучающиеся  смогли  овладеть системой научных знаний, умений и навыков, которые позволят им в дальнейшем продолжить своё образование, овладеть профессией, самоопределиться в жизни, иметь успешную социализацию и адаптацию в обществе. Однако реализовать это  школа сможет лишь в условиях взаимодействия, интеграции общего и дополнительного образования. Педагогический процесс в данных условиях будет   представлять собой единство обучения, воспитания и развития. В нем особое место принадлежит  дополнительному образованию.  Во - первых, оно выступает  важнейшим ресурсом более эффективной организации общего образования, расширяя и дополняя его, способствует формированию необходимых компетентностей, знаний и умений школьников в соответствии с их интересами и потребностями;  во-вторых, как связующее звено между учебной и  внеучебной деятельностью, способствует созданию целостной воспитательной системы, включая социальное партнерство.

        В процессе формирования и развития  личности ребенка значимыми выступают элементы эстетической культуры, которая приобретается, как в учебной, так и внеучебной деятельности.  Эстетическая направленность  программ по воспитанию и дополнительному образованию детей является одной из основных в работе образовательных учреждений. Существующая в школах и учреждениях дополнительного образования детей  система эстетического воспитания недостаточно целостна, требует совершенствования в условиях меняющейся среды, в том числе и жизненных устоев семьи и ребенка. Помимо вышеназванного направления требует развития социально – педагогическая деятельность, включающая не только социализацию, адаптацию, но и организацию содержательного досуга школьников, формирование мотивации активной жизненной позиции.

        Необходимо объединение усилий педагогических и руководящих кадров общего и дополнительного образования, создание и апробация моделей интеграции в условиях конкретных образовательных учреждений, их методического, учебно – методического обеспечения и сопровождения.

        Интеграция – взаимосвязь, взаимообусловленность, взаимопроникновение двух или нескольких идей или объектов, которые предполагают количественные или качественные изменения в параметрах новой идеи или объекта. 

        Интеграция общего и дополнительного образования детей -  процесс взаимопроникновения элементов различных направлений образования, приводящих к формированию качественно нового целого, в рамках  которого расширяется потенциал общего (школьного) образования   за счет реализации программ дополнительного образования, досуговых, кружковых и факультативных форм освоения  детьми социального опыта познавательной, исполнительской и творческой деятельности , что позволяет более полно  использовать личностные ресурсы  детей.

 

        Школа для решения данной проблемы обладает определенными ресурсами:

  • материально – техническими;
  • помещениями для проведения занятий, воспитательных мероприятий, внеучебной деятельности;
  • методическими в сфере учебно - воспитательной деятельности;
  • кадровыми, информационными и др.

      

        УДОД для решения данной проблемы имеют:

  • методические, программные  ресурсы в сфере  дополнительного образования детей;
  • кадры (методистов, педагогов дополнительного образования, педагогов – организаторов);
  • опыт работы в сфере дополнительного образования детей.

Необходимость интеграции общего и дополнительного образования   обуславливается  процессами, происходящими в современном образовании, его модернизацией.

      

         Перспективные направления педагогического сотрудничества:

-  создание педагогических условий для востребованности школьных знаний в практике дополнительного образования и опыта дополнительного образования в школьной практике;

- использование кадровых и материальных ресурсов учреждений дополнительного образования детей для организации работы творческих объединений на базе школы;

- использование методического опыта учреждений дополнительного образования для реализации программ дополнительного образования детей непосредственно в школе.

 

        Понятие «интеграция» напрямую связано с понятием «система». Система как «упорядоченное множество взаимодействующих элементов» (Королев Ф.Ф.) характеризуется,  прежде всего, целостностью, которая предполагает появление в ней таких интегративных качеств, которые не свойственны отдельным ее элементам. В понимании интеграционных процессов в сфере образования важным является трактовка понятия системы образовательного учреждения, внутри которого или с которым организуются эти процессы.

        Роль дополнительного образования в обновлении содержания общего образования  рассматривается через реализацию следующих принципов:

1.Личностной ориентации содержания образования

Каждая дополнительная образовательная программа устанавливает свой стандарт её освоения.   Дополнительное  образование заполняет пространство знаний, которое ребенок недополучает, расширяет возможности для развития (одаренных детей,  с ограниченными возможностями здоровья и других особых категорий детей), их социализации и адаптации. Оно создает возможность для разработки индивидуальных образовательных маршрутов школьников.

2.Комплексности  содержания образования

Комплексный потенциал дополнительного образования выражается в триединстве задач обучения, воспитания и развития, а также  в многообразие функций, направлении видов деятельности в образовательном процессе.

3.Обеспечения преемственности содержания образования

 Дополнительное образование как более мобильное и нерегламентированное стандартами заполняет образовательное пространство, удовлетворяя потребности детей. Процесс внутренней интеграции дополнительного и других сфер общего образования  реализуется через осуществление межпредметных связей, создание интегрированных  программ, включение  в образовательные занятия элементов досуговой деятельности, разработку программ углубленного изучения предметов, реализация проектов по воспитанию и дополнительному образованию.

            4. Усиления творческой составляющей содержания образования

        Включение ребенка в процесс творчества необходимо для дальнейшего его саморазвития. Основной путь формирования развития творческой творческих способностей  - включение  в активную творческую деятельность  с самого раннего возраста, предоставление возможности самостоятельного творчества, включения в эксперимент, проектную деятельность.

        Процесс внутренней интеграции дополнительного и других сфер общего образования  реализуется через осуществление межпредметных связей, создание интегрированных  программ, включение  в образовательные занятия элементов досуговой деятельности, разработку программ углубленного изучения предметов, реализация проектов по воспитанию и дополнительному образованию.

      

      Интеграция общего и дополнительного образования осуществляется:

  • в процессе учебно – воспитательной деятельности школы;
  •   в процессе системной реализации программ творческих объединений

   дополнительного образования;

  •   в процессе реализации проектов и программ по воспитанию и       дополнительному образованию.

         Воспитательная деятельность представляет реализацию целевых социально – педагогических программ, проектов органов ученического самоуправления, детской организации, систему коллективных творческих дел, воспитательных мероприятий годового цикла. Предполагается ее осуществление в тесном и системном взаимодействии организаций и учреждений микросоциума, в том числе и УДОД. В ходе реализации модели разрабатываются  и реализуются модели мониторинговых исследований, определенные диагностические материалы (для школьников, педагогических и руководящих кадров).

        В процессе реализации интеграционной модели  предполагается  изменение отношений  в педагогических коллективах  образовательных учреждений.

       Для коллег  системы общего образования определенный интерес представляет педагог дополнительного образования. Для многих детей  он является самым авторитетным взрослым, на которого они хотят быть похожими. Он, обучая  творческой деятельности, должен иметь источник творчества в самом себе. 

       Интегративное пространство современного образовательного учреждения создает благоприятные условия для взаимодействия педагогов разных направленностей, формирования у детей цельной картины мира, комплексного педагогического влияния на личность учащегося. В оптимальном интегративном пространстве школы реализуется не только обучающий и развивающий потенциал образовательной среды, но и мощнейший  потенциал воспитательной и внеучебной деятельности.

       Неформальное общение, творческая направленность работы, создание ситуации успеха для каждого ребенка – это краеугольные камни в воспитании нравственной, социально адаптированной личности, готовой к сознательному выбору жизненного пути. Всё это оказывает существенное воспитательное влияние на обучающихся. Оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Массовое участие детей в культурно-досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней, так как включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения. Вовлечение детей в интегративную среду меняет уклад их жизни, обогащает её новыми социальными связями, интересами, ценностями, жизненными ориентирами. 

    

      Интегративное  пространство обеспечивает:

целостность всей образовательной системы школы, с одной стороны, и многообразность с другой;

-   определенную стабильность и постоянное развитие;

-   решение общих и индивидуальных проблем как педагогов, так и обучающихся;

- необходимый уровень знаний, умений и навыков  школьников и развитие их эмоционально – образной сферы, формирование духовно – нравственных качеств;

-   сохранение  определенного консерватизма системы и более активного использования инновационных педагогических идей, образовательных модулей и технологий;

- поддержание школьных традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогических коллективов;

-  сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей из числа работников культуры, науки, желающих работать с детьми.

   

   Содержательная сторона воспитательного процесса строится по принципам:

  • сохранения и отработки всех удачных, состоявшихся, эффективных      моментов;
  • учета и анализа неудачного опыта, внесения корректив;
  • поиска нового или апробация уже знакомого опыта в условиях МБОУ СОШ.

 

     Механизмы реализации целей и задач

        Обучающиеся начальной, основной и старшей ступеней образования имеют возможность  выбора посещения  творческих объединений дополнительного образования в соответствии с потребностями и интересами. На занятия отводится от 4 до 6 часов в неделю. Состав групп 12-15 человек.  Продолжительность занятия 45 минут. Занятия проводятся как в школе, так и в условиях МБОУ ДОД ЦДОд, что значительно расширяет возможности образовательно – воспитательной среды формирования навыков и компетентностей.

        Реализация процесса интеграции  основного и дополнительного образования на практике осуществляется поэтапно и по спирали. На первом этапе (урок) ребенок получает определенный объем знаний. Если ребенок увлечен данным предметом, он будет посещать объединение дополнительного образования, близкое к данному школьному предмету. На занятиях в объединении, секции или студии  у него есть прекрасная возможность не только углубить свои знания по предмету, но и значительно расширить их, получить более полное представление  по интересующей его теме, творчески осмыслить материал, заняться исследованием (проектированием). Ребенок работает в удобном ему темпе, в атмосфере непринужденного общения. И педагог становится не только наставником, но и помощником и соратником, который  сопровождает, создает ситуацию успеха для каждого воспитанника. На следующий урок школьник приходит совершенно с иной мотивацией. Он будет успешен не только в рамках занятий в кружке, но и на уроке. Учитель  предоставляет возможность такому ученику  проявить  знания, полученные в объединении дополнительного образования, оценивает работу данного  ученика не только на уроке, но и  в условиях коллектива дополнительного образования.

 

 

    С учётом возрастных, психологических особенностей обучающихся на каждом этапе обучения  меняются задачи дополнительного образования:

 

 

 

Основываясь на разнице задач школы и учреждения дополнительного образования детей (в школе ребёнок осваивает виды знаний, в учреждении дополнительного образования – виды деятельности), ребёнок должен выйти из учреждения дополнительного образования с опытом достижений. Это принципиальное отличие от школы, которое предъявляет требования и к оценке качества дополнительного образования.

К непосредственным результатам образовательной деятельности (индивидуальным достижениям) мы относим изменения в поведении, в отношении к себе и окружающим, в ценностной и мотивационной сферах, в состоянии здоровья и отношении к нему, развитии различных компетентностей.

К конечным (социальным) результатам дополнительного образования детей как открытой государственно-общественной системы мы относим:

-  статистические данные о снятии детей и подростков с учёта органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних, свидетельствующие об изменениях в их социальном поведении, принятии социальных норм;

- участие в социально значимых проектах и акциях во дворе, микрорайоне, городе, вовлеченность в программы регионального развития;

-  изменение образа жизни ребёнка под влиянием дополнительного образования; снижение социальной напряжённости в среде родителей (их спокойствие за детей и уверенность в их будущем, привлечение родителей к диалогу и решению проблем дополнительного образования детей);

-  социальное самочувствие ребёнка (комфортность в творческом объединении, группе сверстников, доверие к педагогу, желание заниматься в объединении детей, толерантность и самочувствие в условиях социального расслоения общества).

К этой же группе результатов можно отнести общественную оценку учреждения дополнительного образования (его престижность в регионе, участие и роль в социальной жизни города, стабильность наполняемости учреждения и творческого объединения, «сохранность контингента», позитивное отношение родителей, выпускников к учреждению).

Категория: Всем учителям
10.01.2015 23:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!