СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самообразование

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Сближение теории и практики дает самые благотворные результаты, и не одна только практика выигрывает; сама наука развивается под влиянием ее».

                     П.Л.Чебышев

Тема по самообразованию

«Использование ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) и практически ориентированных заданий на уроках математики

с целью повышения мотивации учащихся к изучению предмета».

Цель: повышение мотивации учащихся к предмету, повышение эффективности и качества процесса обучения, углубление межпредметных связей, формирование информационной культуры. Показать учащимся тесную связь математики с общественной практикой, с жизнью, их личным опытом. Создание у учащихся положительного образа математики.

      В 2008 году после прохождения курсов меня заинтересовало применение  ИКТ на уроках физики и математики.  Так как современные ИКТ  становятся одним из важнейших инструментов модернизации школы.  Они облегчают труд педагога, дают возможность снизить аудиторную нагрузку для учащихся, разнообразить формы и способы обучения, организовать процесс обучения с учётом личностных характеристик ученика, а также отследить конкретные результаты образования.  Изучила и  начала на уроках использовать уже готовые программы ,  презентации, научилась сама создавать презентации и учила этому обучающихся. Использую интернет ресурсы, например:  [email protected]www.pedsovet.su/forum, www.zavuch.info, Единая коллекция ЦОР и другие.

      При переходе в на работу в МВ(с)ОУ «В(с)ОШ», я столкнулась с тем , что учащиеся этой школы имеют слабые знания по предмету и испытывают трудности при его изучении, не заинтересованы им . В связи с этим я решила заняться поисками интересного материала по предмету, заданий практического применения, раскрыть связь математики с окружающим миром, с современным производством.  Ведь каждого изучающего математику интересует как и где применяются полученные знания.  

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  • Чтение конкретных педагогических периодических изданий.
  • Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
  • Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий.
  • Сбор  данных и обработка информации  о применении математических знаний в различных жизненных ситуациях.
  • Создание и использование презентации.
  • Подключение обучающихся  к проектной деятельности.
  • Реализация межпредметных связей

 Применяю в повседневной жизни и работе следующие средства ИКТ (пользовательские ИКТ – компетенции):

  • компьютер и периферийное оборудование;
  • программное обеспечение на уровне пользователя;
  • коммуникационные средства (электронная почта, Интернет) на уровне пользователя.

Умею применять в своей профессиональной деятельности следующее  (специальные ИКТ – компетенции):

  • избирательно использовать ИКТ-ресурсы в профессиональной деятельности (текстовые, графические, вычислительные, мультимедийные среды, поисковые системы);
  • имею представление об образовательных ресурсах в Интернет, рекомендованных для использования в образовательном процессе МО РФ, осуществить заказ, подписку;
  • определить педагогическую целесообразность использования электронных образовательных продуктов в учебном процессе.

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении, и на уроках математики в частности, невозможно без компьютера. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения:

  • путём активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст, звук, видео, цвет);
  • путём ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи до конца, опираясь на всевозможные рекомендации, пояснения, справочники);
  • используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно – выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.

Но каждый преподаватель должен понимать, что применение компьютера должно органично вписываться в учебный процесс, ведь процесс использования компьютерных технологий на уроках имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

С одной стороны, компьютер – это средство повышения эффективности обучения. С его помощью можно:

  • развивать интеллект школьников и навыки самостоятельной работы по поиску необходимой информации;
  • эффективно использовать наглядно-образные компоненты мышления, играющие исключительно важную роль в жизни человека;
  • расширять объём предъявляемой учебной информации и набор применяемых задач;
  • разнообразить формы учебной деятельности школьников на уроке;
  • осуществлять индивидуальный подход в обучении;
  • проводить самоконтроль и взаимоконтроль за выполнением заданий;
  • повышать качество контроля знаний учащихся и разнообразить его формы;
  • обеспечивать гибкость управления учебным процессом;
  • повышать интерес ребёнка к изучению предмета математики и к учению в целом.

С другой стороны, компьютер – это сложный технический прибор, негативно влияющий на работоспособность, общее самочувствие и здоровье школьников. Несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывает отрицательное воздействие на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными, двигательными и нервно-эмоциональными нагрузками.

Поэтому при организации урока я учитываю то, что:

  • работа школьников за компьютером в течение всего урока является непродуктивной;
  • одновременная (синхронная) работа под руководством учителя целесообразна лишь только в течение короткого промежутка времени с целью адаптации к обучающей программе и изучаемым приёмам деятельности;
  • использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение;
  • компьютер как обучающее средство не может полностью заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися, не может оперативно реагировать на изменения педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.

Считаю, что при проведении урока с использованием ИКТ необходимо:

  • чередовать напряжённый умственный труд и эмоциональную разрядку, за счёт упражнений, для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения;
  • тщательно планировать как фронтальную, так и самостоятельную работу детей, ограничивая её временными рамками и не допуская напрасной потери времени.

Уникальность информационно-коммуникационных технологий в том, что их можно использовать на всех этапах процесса обучения:

  • При объяснении нового материала;
  • При закреплении и повторении изученного;
  • При итоговом контроле.

 В настоящее время программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники (включающие мультимедийные и интерактивные курсы), программы-тренажёры, интерактивные учебно-методические комплексы, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки наглядных пособий.           Считаю, что активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий и практически ориентированных заданий на уроках математики повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования, повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы. 

Категория: Математика
01.01.2015 14:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!