СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самообразование учителя математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самообразование учителя

материалы городского проблемного семинара учителей математики,

проведённого 20 апреля 2012 года на базе ОШ І-ІІІ ступеней № 6

 

 «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»

А. Дистервег

 Введение   

Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного  человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

             Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:

«Самообразование –  целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.» [источник : педагогический словарь на сайте dictionary.fio.ru]

Если процесс образования …

– осуществляется добровольно;

– осуществляется сознательно;

– планируется, управляется и контролируется самим человеком;

– необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков,

… то речь идет о самообразовании.

Самообразование педагога.

            Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

            Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

 

Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
  • Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
  • Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
  • Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках,  формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».
  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просятся в класс к  конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, городского управления образования, он  имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
  • Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
  • Материальное стимулирование.  Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – всё это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
  • Интерес. Учиться просто интересно. Говорят врачу: «Исцелись сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно  учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

 

Этапы самообразовательной деятельности учителя:

  1. Выбор направления и темы самообразования.
  2. Формулирование цели и задач самообразования.
  3. Определение круга источников информации.
  4. Выбор формы самообразования.
  5. Составление плана самообразования.
  6. Определение результата самообразования.
  7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчёта.

 

 

І этап. Выбор направления и темы самообразования учителя.

     Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приёмы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.

  • Профессиональное (предмет преподавания)
  • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
  • правовое
  • эстетическое (гуманитарное)
  • историческое
  • информационно-компьютерные технологии
  • иностранные языки
  • охрана здоровья
  • интересы и хобби
  • ...

Оставим в конце списка многоточие, потому, что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые учитель выполняет в школе.  Креативный учитель дополнит  этот список собственными направлениями.

 

Тема самообразования выбирается с учётом индивидуального опыта, профессионального мастерства и потребностей учителя и направлена на достижение качественно новых

 результатов работы.

Это может быть:

  • одна из годовых задач школы, методобъединения;
  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

 

 

 ІІ этап. Формулирование цели и задач самообразования.

 

Целями самообразования могут быть:

  • повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
  • изучение и внедрение новых педагогических технологий;
  • изучение и внедрение новых форм, методов и приёмов;
  • совершенствование своих знаний в области педагогической психологии.

 

Цель должна звучать ёмко, отражать и уточнять тему самообразования.

Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

 

 

ІІІ этап. Определение круга источников информации.

 

В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

  • телевидение;
  •  газеты, журналы;
  •  литература (методическая, научно-популярная и др.);
  •  интернет;
  •  видео, аудио информация на различных носителях;
  •  платные курсы;
  •  семинары и конференции;
  •  мастер-классы;
  •  мероприятия по обмену опытом;
  •  экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
  •  курсы повышения квалификации и др.

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту.  Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

 

ІV этап. Выбор формы самообразования учителя.

Все формы самообразования можно условно разделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.  Групповая форма в виде деятельности методического объединения,  семинаров, практикумов,  курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством городского управления образования и администрацией школы.

Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

Недостатки:

  • эпизодичность прохождения курсов;
  • время проведения – в учебный период, что влечёт большие изменения в режиме работы всей школы;
  • качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьёзного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учётом потенциала слушателей.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

Главное достоинство такой формы самообразования – обучение по системе "учёный-учитель", при которой обучение ведут учёные-специалисты.

Недостатки:

  • нехватка у педагогов свободного времени;
  • дороговизна обучения.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

Главные достоинства такой формы самообразования:

  • возможность пройти их в удобное для педагогов время;
  • возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

Недостатки:

  • дистанционные курсы проводятся на платной основе;
  • документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.

4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя различные виды деятельности.

Однако, как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике в полной мере. Причины, которые чаще всего называют учителя, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.

5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.

Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

  • использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
  • самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
  • освоение информационных концепций, знаний и навыков;
  • наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

  • обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
  • методическая помощь является персональной и адресной;
  • попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов:

  • Интернет-государство учителей (intergu.ru) своими основными задачами считает оказание поддержки учителю в его профессиональной деятельности, предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку новых образовательных инициатив. Педагоги имеют возможность размещения материалов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме.
  • Педсовет.org (pedsovet.org) целями своей работы указывает: популяризацию в сети деятельности работников образования, активизацию и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.
  • Завуч.Инфо (zavuch.info) организует практические акции и конкурсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий.
  • Открытый класс (www.openclass.ru) целью своей деятельности называет поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования.
  • Сеть творческих учителей (it-n.ru). Портал создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер-классы, собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 25 тыс.).

 

V этап. Составление плана самообразования учителя.

 

Если в школе и в городе методические объединения учителей-предметников работают грамотно, систематически и эффективно, то в начале учебного года все учителя школы выбирают «тему, над которой работает учитель» в течение определённого периода и фиксируют эту тему в планах методического объединения. На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой  проблемой. В плане указываются:

  • название темы;
  • цели;
  • задачи;
  • предполагаемый результат;
  • этапы работы;
  • сроки выполнения каждого этапа;
  • действия и мероприятия,  проводимые в процессе работы над темой;
  • способ демонстрации результатов проделанной работы;
  • форма отчёта по проделанной работе.

 

Составляющие процесса самообразования учителя:

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

 

  • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.
  • Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
  • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
  • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
  • Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

 

Теперь сформулируем конкретные виды  деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие  профессиональному росту учителя:

  • чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  • обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;
  • посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
  • участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
  • изучение современных психологических методик;
  • прохождение курсов повышения квалификации;
  • проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
  • организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
  • посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;
  • общение с коллегами в школе, городе и в Интернете.

На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый учитель составляет личный план самообразования для профессионального роста. 

 

VІ этап. Определение результатов самообразования.

 

Каждая деятельность бессмысленна, если в её результате не создаётся некий продукт или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

  • повышение качества преподавания предмета;
  •  разработанные или изданные методические пособия, программы и др.;
  •  разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
  •  доклады, выступления, публикации;
  •  разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  •  выработка методических рекомендаций по применению новой технологии;
  •  разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  •  создание  комплектов педагогических  разработок;
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов,
  • обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

 

VІІ этап. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчёта.

 

По окончанию работы над темой каждый учитель должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

Формами отчётных работ могут быть:

  •  сбор и анализ отчетной документации;
  • обобщение опыта;
  • доклад;
  • презентации результатов работы перед педагогическим коллективом.

 

 

Заключение:

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное –  это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретёнными в процессе самообразования.

 

Литература:

  1. http://pedsovet.org/forum/topic302.html
  2. Алдакаева Н.Г., Яковлева Л.Ю. Тетрадь по самообразованию с заметками на полях. Салехард: ИМЦ, 2009.
  3. Волкова О.В. Самообразование педагога. Журнал "Справочник заместителя директора школы" № 2, 2011
  4. Жакулина И.В. Организация процесса самообразования
  5. НиколенкоЛ.В. Самообразование учителя
  6. Электронный педагогический словарь,   http://dictionary.fio.ru/

 

Категория: Всем учителям
04.01.2015 20:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!