СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности учителя истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности учителя истории.

В условиях современной России значимость школьного исторического образования, его социальная роль не только не ослабевает, а даже усиливается, так как общество всё более ощущает потребность в обеспечении культурной преемственности между поколениями. Другим фактором, актуализирующим значимость школьного исторического образования, является осознанная обществом потребность осуществить положительную самоидентификацию молодых россиян в качестве граждан России, что предполагает усвоение ими историко-культурных ценностей и норм, свойственных российскому обществу, российской ментальности.

Цели школьного исторического образования – учить гражданственности, приверженности демократическим принципам, гуманистическим идеалам, веротерпимости, толерантности, пониманию многообразия мира и общественных структур, умению мыслить самостоятельно и творчески. Задача учителя – добиться совпадения интересов общества в целом и интересов отдельно взятой личности. Преподавание истории должно быть ориентировано на личность ученика, которого следует подвести к пониманию того, что данные науки – это обобщенный опыт человечества, опыт, которым мы должны научиться пользоваться.

Цель моего опыта – обеспечить средствами предмета воспитание гражданина и патриота, ценностно-ориентированной личности, способной к самореализации в условиях современной социокультурной ситуации.

Любой урок истории несет в себе изначально личностную оценку событий, как прошлого, так и современного её этапов. Через монолог учителя, через диалоги, диспуты, конференции ученики приобретают в ответах как свой жизненный опыт, так опыт своих родителей. Я часто даю задания, направленные на то, чтобы ребёнок пообщался с родителями по определенному вопросу, который изучается в курсе истории. Учащиеся сравнивают оценки исторических событий известных политиков, своих родителей, слышат и моё мнение. Используя СМИ ученики высказывают свои варианты произошедших событий. Поддерживаю развитие «Я» - личности учащихся. Именно здесь особое значение приобретает рефлексивная деятельность школьников. В данном случае такое обучение позволяет учащимся независимо от педагога и соучеников определить своё мнение, выразить и попытаться отстоять его.

Заданиями, реализующими данное направление, могут быть следующие: сделать прогноз о возможном ходе каких-либо процессов, используя и местный материал; высказывать и аргументировать свое мнение по поводу прочитанного текста, соотнести свои предыдущие знания с полученными на уроке из рассказа учителя или из другой литературы, определить, какие вопросы хотелось бы узнать дополнительно.

Личностное обучение позволяет мне видеть конкретного ученика с его определенным набором знаний и умений. Поэтому, чтобы увеличить этот набор ЗУН, я перехожу к сотрудничеству с учащимися, вижу различные позиции ученика и придерживаюсь принципа: от прилежного исполнителя к активному творцу. В ходе урока создаю ситуации, которые гибко изменяются и выбираются в зависимости от активности ученика.

Занятия с учащимися провожу, используя различные формы урока, которые позволяют и мне и ученику более реально оценить и выявить наши возможности. На уроках истории я стремлюсь пробудить творческие, интеллектуальные возможности ребят, стараюсь, чтобы каждый урок был интересным и запоминающимся. Часто на уроках использую интерактивнуюу доску, ноутбуки (для самостоятельной и контрольной работы обучающихся). Активизация деятельности каждого учащегося на уроке – это активизация разнообразных форм обучения, причем наряду с традиционными формами, стараюсь использовать и нетрадиционные.5-6 классы обучаются по ФГОС, поэтому большое внимание уделяю проектной деятельности, самостоятельной работе учащихся с новым материалом, проблемным заданиям. Так, в 5-6 классах чаще, чем в других, провожу уроки в форме игры (особенно при обобщении материала) или включаю в уроки игровые ситуации. По моим наблюдениям, в этом возрасте дети с удовольствием работают с дополнительной литературой, самостоятельно готовят небольшие сообщения. Они приносят на уроки исторические справочники. Например, в 5 классе повторительно-обобщающие уроки проводятся как уроки-путешествия («Путешествие по Древнему Востоку», «Древняя Греция»), в 6 классе итоговый урок по теме «Правление Ивана Грозного» проводится в форме состязаний двух команд. В старших классах использую уроки-семинары, уроки-конференции. Для изучения нового и закрепления пройденного материала использую различные карточки-задания. Учащиеся анализируют тексты с ошибками, определяют исторических деятелей по их описанию, пишут доклады и сочинения. Для закрепления знаний по датам использую задания на соотнесение событий и дат, на определение современников, на перечисление событий в хронологической последовательности, стараюсь научить ребят соотносить даты национальной истории с явлениями и процессами европейской и мировой истории, для чего применяю составление хронологических таблиц.

Большое значение в успешности своих уроков вижу в использовании работ по картам, контурным картам, работ с иллюстративным и документальным материалом.

В 8 классе начинаю обучать ребят написанию рефератов, На написание рефератов отводится определённое время, по необходимости провожу консультации во внеурочное время. Урок защиты рефератов является итогом этой работы.

Личностно ориентированная методика дает хорошее эмоционально-чувственное условие для реализации программного материала. Комфортное состояние всех на уроке - успех урока. Выбирая тип урока, я руководствуюсь местом этого урока в теме, его задачами, особенностями содержания нового материала, своим педагогическим замыслом, возрастом учащихся, их умениями и навыками. Основу моих уроков составляет комбинированный урок. Это площадка для старта всех нетрадиционных уроков. Здесь апробируются различные варианты деятельности ученика, здесь выявляются сильные и слабые стороны как знаний и умений учащихся, так непосредственно и мои. Особое место в моей практике занимают нетрадиционные уроки. Понятно, к ним идет предварительная подготовка. Учащиеся заряжаются азартом в преддверии интересного урока. Уже сложился определенный вариант таких уроков по классам. Например, для пятиклассников и шестиклассников – это путешествия. Семиклассники и восьмиклассники любят уроки, направленные на воссоздание прошлого в образной форме: сочинения, образные персонифицированные задания. Такие задания начинаются словами: «Представь, что ты…» Для учащихся 9 класса использую уроки-размышления.

В своей практике кроме простого пересказа, обращаю внимание на логический анализ вопроса. В первое время я задаю вопросы, на которые учащиеся письменно отвечают. Через определенное время дети уже сами составляют вопросы, а значит, и знают ответы на них. Такая методика приучает ребят конспектировать, составлять схемы и таблицы. При таком детальном виде работы, работает зрительная память. Ведь изучение рисунков, карт и схем концентрирует внимание учащихся и оставляет более длительное хранения материала в памяти. Для закрепления этой памяти использую наглядные средства обучения

Прием рассуждения использую при выполнении причинно-следственных связей, существенных черт понятий. Ученики вместе с учителем пытаются размышлять, анализировать факты. Это повышает познавательную деятельность учащихся, активизирует их работоспособность. Такой прием заканчивается письменной работой – записать вывод, основные черты исторического события. Записи схем правления, таблицы экономического и политического правления, военные планы сторон – все это приводит к тому, что детям легче ориентироваться в большом историческом материале.

Много внимания последнее время уделяю тестам, причем сами учащиеся принимают участие в их составлении.

Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки преподавателя. Сегодня от педагога требуется умение творчески мыслить, создавать и применять на практике образовательные продукты.

Категория: История
13.10.2015 15:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!