СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Самоанализ и самооценка профессиональной педагогической деятельности.
Если вы хотите участвовать в большой жизни, то
наполняйте свои головы математикой…
Она окажет вам потом огромную помощь в работе.
М.И.Калинин.
Великая роль математики в жизни человеческого общества. Поэтому было бы грубой ошибкой думать, что это застывшая, законченная наука, что достаточно усвоить уже известные формулы, правила, теоремы. В дальнейшем, математика непрерывно развивается, обогащается новыми теориями, перестраивается в ответ на новые запросы жизни. Многие ученые настойчиво и упорно развивали эту науку, делали математические открытия Н.И.Лобачевский, М.В.Остроградский, С.В.Ковалевская, утверждавшая, что «нельзя быть математиком, не будучи в то же время в душе поэтом».
Мы шагнули в ХХI век, математика стала необходимым орудием познания, прогнозирования и расчета. Недаром о возрастающей роли математики в современной науке и практической деятельности теперь говорят много и обоснованно, называя нашу эпоху временем математизации знаний. Она превратилась в наши дни в производительную силу общества, является тем самым языком, на котором излагаются различные закономерности. Это подтверждается и тем, что о существовании ряда элементарных частиц первоначально удалось узнать не из результатов экспериментов, а из математических теорий.
«В математике красота играет громадную роль», - говорил известный ученый Н.Т.Чеботарев, она помогает воспитывать логическое мышление, самостоятельность, четкость и точность речи. Часто задаю себе вопрос: «Как научить учиться математике? Прежде всего надо пробудить интерес к этой науке, сделать процесс обучения радостным.
В настоящее время в ДНР идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Немаловажная роль отводится информационным и телекоммуникационным технологиям, так как они позволяют решить проблему перехода от традиционной формы обучения, направленной на усвоение учеником фиксированной суммы знаний, к новой, где основной упор сделан на освоение способов деятельности.
В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроке включать каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету.
В своей работе я ставлю цель: с помощью средств новых педагогических и информационных технологий увеличивать свой дидактический потенциал, позволяющий оперативно осуществлять обратную связь, открывать ученику возможность продвигаться в его индивидуальном темпе, адекватном его способностям.
Как заинтересовать математикой? Дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые я выберу. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
В своей педагогической деятельности я учитываю не только своеобразие класса в целом, но и психологию, возрастные особенности, потенциальные возможности каждого ученика, использую на уроках такие дидактические приемы, которые позволяют школьникам проявлять самостоятельность и творчество в изучении математических понятий, в решении различных задач. Оживляет уроки историческая справка, помогающая понять теорию предмета. Это и сведения из истории возникновения математических терминов, рассказы о жизни великих математиков прошлого и современности, их научных открытиях. Главной задачей моей педагогической деятельности считаю формирование умений и навыков учащихся, необходимых для самостоятельного приобретения знаний, для работы с учебной литературой уже с 5 класса знакомлю учащихся со структурой учебника, учу читать математическую книгу, выделять главное, делить текст на смысловые части, находить ответ на поставленный вопрос, читать чертеж, составлять план доказательства.
На уроках и во внеурочное время обучаю детей использовать ранее полученные знания, применять умения в новой ситуации, организую поиск различных доказательств теорем и рациональных способов решения практических задач, прививаю навыки в составлении и решение уравнений, неравенств, тождеств, текстовых задач. Все это помогает мне воспитывать в каждом ученике активную личность.
Целью общеобразовательного курса «Математика» является не только формирование определенных знаний, умений и навыков, но и развитие системного, аналитического и логического мышления.
Обучение позволяет существенно повысить качество знаний, сделать его интересным за счет включение детей в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. В результате эффективно развивается мышление и речь детей, формируются организационно-деятельностные способности и качества личности, возрастает познавательный интерес. Учение для них приобретает личностно значимый смысл.
На своих уроках я применяю элементы современных образовательных технологий: здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированный подход, игровые технологии, технологии уровневых дифференциаций, проектное обучение, также комбинирую несколько образовательных технологий в одном уроке.
Наименование технологии |
Обоснование выбора |
Способы применения |
Здоровьесберегающие технологии |
Здоровьесберегающие технологии интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. |
физкультминутки зрительная гимнастика |
Личностно-ориентированный подход |
Развитие личности, учет индивидуальных способностей и качеств личности в обучении знаниям и умениям |
-ориентирую учащихся на самостоятельную работу, собственные открытия -использую дидактический материал, соответствующий успеваемости и способностям того или иного ученика - стимулирую активность каждого ученика с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей. -предоставляю возможность выбора групповой или только собственной работы -получение новых знаний при совместной деятельности - сначала самооценка, затем оценка учителя |
Игровые технологии |
Моделирует различные жизненные ситуации и позволяет глубже понять изучаемые социальные явления и отношения с точки зрения управления этими отношениями. |
- задачи-рисунки; - логические мини-задачи; - задачи-шутки; - задачи с неполным условием; - сюжетно-ролевые игры. |
Технологии уровневых дифференциаций |
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. |
- форма организации учебного процесса, составленная с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств -разнообразные условия обучения для различных классов, групп с целью учета особенностей их контингента |
Технологии проектного обучения |
В основе проектной деятельности учащихся лежит: - развитие поисково-познавательных навыков, - умений самостоятельно конструировать свои знания, - умение ориентироваться в информационном пространстве, - развитие критического и творческого мышления, - умение увидеть, сформулировать и решить проблему. |
Творческая учебная работа по решению практической задачи, цели и содержание, которой определяют сами учащиеся и осуществляют их в процессе теоретической проработки и практической реализации. Практическим результатом учебной проектной деятельности является проект |
Информационно – коммуникационные технологии |
При изучении практически любого материала. |
Уроки сопровождаются использованием слайдовой технологии и работой с интерактивной доской |
© 2016, Фоменко Нелля Геннадиевна 985