СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ индивидуального коррекционного занятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ индивидуального коррекционного занятия, проведенного учителем-дефектологом Казукевич Татьяной Андреевной,

с учащимся 1 класса

Речевое нарушение: Стертая дизартрия

Тема: Автоматизация звука [Р] вслогах, словах и предложениях

Тема занятия отражает основные умения, над формированием которых велась работа на коррекционном занятии. Были поставлены коррекционные задачи через указание на объекты коррекционно-педагогического воздействия. Постановка задач осуществлялась с учетом направлений работы, которые являются актуальными и ориентированными на обучающегося: не автоматизирует звук [Р] в слогах, словах и предложениях, с направляющей помощью делит слова на слоги.

Структура занятия включала три основных этапа: организационный момент, основной этап, заключительный этап. Форма организации занятия – индивидуальная. Организационный момент начался с создания положительного эмоционального настроя. Задача этого этапа – создать положительное настроение обучающегося. Для этого использовался прием «Улыбка другу». С целью привлечения интереса обучающегося к содержанию предстоящей деятельности я использовала прием создания игровой ситуации. В ходе реализации приема познакомились с тематикой занятия – путешествие по «Африке».

На основном этапе через наводящие вопросы мы вывели тему занятия. Для знакомства с последовательностью и содержанием заданий был представлен наглядный план занятия в виде карты.

С целью развития артикуляционной моторики, необходимой для правильного произношения звука «р», была проведена артикуляционная гимнастика. Для этого использовались наглядные методы и приемы работы – показ образца выполнения, демонстрация картинок с упражнениями. Основная роль принадлежала практическим методам и приемам – упражнение. Использовалась направляющая помощь в виде указания на наглядную опору, на пример. Мальчик уже умеет выполнять предложенные артикуляционные упражнения, поэтому использовались только демонстрация картинок и показ упражнений как наглядная опора и помощь. Упражнения все выполнял самостоятельно под счет. Движения точные, объем движений полный. С целью развития направленной воздушной струи была проведена дыхательная гимнастика. Для этого использовался прием «пескотерапия». Мальчик упражнения выполнял самостоятельно, я осуществляла контроль за правильностью и точностью выполнения.

В ходе выполнения задания, направленного на развитие автоматизации звука «р» на уровне слога использовались словесные и практические методы (показ образца выполнения задания) и приемы. Использовалась организующая помощь, которая предполагает разъяснение и уточнение инструкции к заданию. Данное задание, помимо основной, решало несколько задач: развитие фонематического слуха через повторение слогов и развитие мелкой моторики через работу с песком. Мальчик задание выполнял правильно, точно повторял цепочки слогов. Данное задание решало и задачу по развитию мелкой моторики, поскольку оно предполагало тонкую работу пальцев рук. Задание, направленное на развитие умения автоматизировать звук «р» в словах дополнительно решало задачу на умение делить слова на слоги. Для этого было использовано интерактивное пособие «Лэпбук». Использовались наглядные (показ способа выполнения заданий) и практические методы и приемы. При выполнении задания использовались организующая и направляющая помощь. Наблюдались затруднения при проговаривании слов. Для этого использовала обучающую помощь, в ходе которой, вместе с мальчиком проговаривали слова.

Для выполнения задания, направленного на развитие умения автоматизировать звук «р» в предложениях использовалась игра с фонариком. Нетрадиционное использование фонарика позволило привлечь внимание мальчика и повысить заинтересованность в выполнении задания. Перед выполнением задания была дана наглядная и словесная инструкция. Предложения были составлены грамматически верно, наблюдались ошибки в автоматизации звука «р», которые мальчик исправлял самостоятельно. При выполнении задания использовались словесные, наглядные и практические методы и приемы. После были проведены логоритмические упражнения. Что позволяет преодолевать речевые нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, неречевых функций в сочетании со словом и музыкой.

С целью решения основной задачи занятия было проведено еще задания на автоматизацию звука «Р» на уровне предложения. Для этого использовались словесные (беседа), наглядные и практические (упражнение) методы и приемы. Использовались организующая и направляющая помощь.

На заключительном этапе было выявлено эмоциональное настроение к концу занятия в процессе выбора символа соответствующего цвета. Была проведена рефлексия в форме беседы, в ходе которой были отмечены успехи и трудности, с которыми столкнулся мальчик, задания, которые были интересны. Рефлексия – является важным компонентом оценки своей работы для обучающегося. Похвала за результаты работы и осознание собственной компетентности является важным фактором формирования учебно-познавательных мотивов.

В ходе проведения занятий использовались словесные, наглядные и практические методы и приемы. Большая роль отводилась помощи (направляющей, организующей, стимулирующей). Перед выполнением каждого задания давался пример. После выполнения каждого задания проводилась самооценка, где мальчик отмечал успешность выполнения каждого задания. В конце была проведена итоговая оценка по всему занятию. Можно отметить, что с каждым заданием оценка своей деятельности возрастала. Эмоциональный настрой улучшался с каждым заданием, что связано с интересной подачей и содержанием заданий, а также с успехом выполнения этих заданий. К каждому заданию была подготовлена красочная и эстетически оформленная наглядность. На занятии реализовался принцип подачи материала от простого к сложному, принцип учета ведущего вида деятельности, принцип использования для формирования знаний и умений разный по содержанию материал. Уделялось больше внимание реализации задачи каждого задания. В структуру занятия были включены артикуляционная гимнастика, дыхательная и пальчиковая гимнастика.

С учетом проведенного занятия, можно отметить, что поставленные задачи реализованы. На ближайшую перспективу, можно поставить перед собой следующие задачи: развивать умение автоматизировать звук «Р» в связной и самостоятельной речи. На мой взгляд, наиболее удачными для решения поставленных задач были задание на автоматизацию слов со звуком «Р» (с использованием пескотерапии) и на автоматизацию предложений со звуком «Р» (с использованием фонарика). Так как, мальчик правильно и результативно выполняет упражнения на развитие направленной воздушной струи и артикуляционной моторик, в будущем стоит меньше уделять времени в структуре занятия на эти этапы, а уделять внимание основным заданиям, направленным на автоматизацию звука «Р».

Категория: Логопедия
15.02.2022 18:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!