СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы» часть 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для каждого этапа урока необходимо использовать свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Очень продуктивными считаю приёмы технологии РКМЧП (развития критического мышления через чтение и письмо). Они рассчитаны на глубокое и прочное усвоение теоретического материала. Но самое главное: усвоение, а затем и воспроизведение ЗУН происходит осознанно. Приёмы интересные, захватывающие. Следовательно, ученики работают активно и осмысленно. Правда, я считаю, что все приёмы целесообразно брать за основу, внося необходимые коррективы с учётом особенностей класса и даже отдельных учеников. Меня привлекает данная технология тем, что ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают, де¬лятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуж¬дают прочитанное. Организация учебного процесса напоми¬нает коллективный способ обучения. Всё это позволяет развивать такие базовые качества личности, как крити¬ческое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толе¬рантность, которые необходимы человеку в современном обществе. С моей точки зрения, данная технология побуждает ученика к активной деятельности на всех этапах урока. 1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности (1-2 мин.) Целью этого этапа является - включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Для реализации этой цели требуется: • создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») • актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо») • исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу») Существует немало приемов, которые можно удачно применить на данном этапе. Рассмотрим некоторые из них. Приёмы работы: учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте); учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются. Включение в коррекционную деятельность проходит успешнее, если учащиеся понимают, что работа над собой, над своими ошибками действительно является неотъемлемым условием развития человека и необходима каждому из нас. Наглядно и просто донести эту необходимость до учащихся, наряду с другими приёмами, мне помогают, например, высказывания известных мудрых людей, философов, учёных. Ознакомиться с такими высказываниями я предлагаю и вам. 1. Человек может допустить ошибку. Признание её облагораживает его, но дважды облагораживает, если человек исправит ошибку. А.Навои. 2. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Конфуций 3.Совершить ошибку и осознать её – в этом заключается мудрость. Осознать ошибку и не скрыть её – это и есть честность. Цзи Юнь. 4.Умение мужественно преодолевать самого себя – вот что всегда является одним из величайших достижений, которыми может гордиться человек. П.Бомарше. 5. Зеркало отражает верно; оно не ошибается, ибо не думает. Думать – почти всегда значит ошибаться. Пауло Коэльо. Можно начать урок с притчи, пословицы. Например: Китайская пословица гласит: Человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления. Учитель предлагает поразмышлять, какой же путь самый трудный. Выслушав всех, учитель воспроизводит Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь, путём опыта – это самый трудный путь, и путём размышления – это самый благородный путь. Приём «Перепутанные логические цепочки». Я бы хотела начать урок с известных вам строк, но они рассыпались. Кто поможет мне? «начинается» «С» «успех!» « удачи» « малой» «С малой удачи начинается успех!» - Как вы понимаете эти слова? - Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным! На этом этапе можно также использовать приём «Удивляй!» Сообщение интересных фактов о каком – либо грамматическом явлении, о стилях речи. Вот пример такого текста: Есть науки древние, возраст которых определяется даже не веками, а тысячелетиями. Например, медицина, астрономия, геометрия. У них есть богатый опыт, традиции, которые берут свое начало с древности, развиваются и действуют в наше время. Так, обычай выпускников медицинских институтов давать клятву Гиппократа родился три тысячи лет назад и носит имя великого греческого врача, жившего в 460-356 гг. до н. э. на острове Коса. Есть науки совсем молодые, которые родились только в прошлом веке. Например, экология. Но есть и такие науки, чей возраст определить очень трудно. К таким наукам относится стилистика. С одной стороны наука как предмет сформировалась в начале нашего века. Но в то же время человек очень давно стал задумываться, что мы говорим и как говорим. А этим и занимается стилистика – наука о стилях. Кроме того, на “древность” указывает и сам термин, – так древние называли заостренную палочку, которой писали на восковых дощечках. Обратите внимание на эпиграф к уроку. «Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями». (Г.Солганик) Прием “Нестандартный вход в урок”. Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Например, записано сложное предложение с союзом и с общим второстепенным членом (запятая не стоит). - Предлагаем ученикам подумать, почему предложение сложное, а запятая не стоит? Интеллектуальная разминка Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Можно начать с интеллектуальной разминки – два, три не слишком сложных вопроса на размышление. Разминку можно проводить по-разному: • Что лишнее? • Обобщить – что это? • Какое слово скрывается (фотамсеар - атмосфера) и так далее. Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и ребятам задаются вопросы. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное. 2. Этап актуализации и пробного учебного действия. (5-8 мин) Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: - воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий; - активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); - актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»); - попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; - зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании. На данном этапе организуется подготовка к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Отбор учебного содержания для актуализации должен обеспечивать полноту тех способов действий, которые используются при построении нового знания. Количество заданий не должно быть большим, чтобы не рассеивать внимание детей и не затягивать данный этап: его продолжительность 8-10 минут. На данном этапе урока целесообразно использовать следующие приемы: Заполнение (создание) кластера Предлагается разноуровневый кластер для детей с повышенной мотивацией и слабых ( для слабых заполнен частично). Это отличный приём систематизации материала. Наиболее часто кластеры применяются на стадии рефлексии, но и на стадии осмысления их применение эффективно. На уроках повторения и обобщения кластеры целесообразно использовать и на стадии вызова. Плюсы данного приёма: стопроцентная активность класса, быстрое воспроизведение изученного материала, чёткость изложения, возможность проявить творческую фантазию. Использование такой формы работы, как составление кластера, помогает учащимся: o актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме; o стать основой для составления связного высказывания в научном стиле; o запомнить теоретический материал по теме; o проявить свои творческие способности, фантазию; o совершенствовать навыки работы с компьютером. Прием «Сорбонки» - карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки памяти. Концентрируя внимание только на тех элементах, которые еще не усвоены, ученики прочно и надолго усваивают и запоминают теоретические понятия; экономится время урока на проверку ранее изученного; происходит охват работой всех учеников класса; работая индивидуально, в парах и группах ребята учатся давать оценку себе и своим товарищам; используя индивидуальный подход, можно корректно указать ученику на пробелы в его знаниях. Текст с пропусками Заполните пропуски. Различают три типа речи:__________________________ В _________________________ рассказывается о каком-либо событии, последовательно перечисляются действия героев. В________________________ изображается, рисуется какой-либо предмет (природа, люди, животные и т. д.). В ______________________________ что-то доказывается, рас¬крывается причина и следствие какого-то явления, события. В рассуждении обычно выдвигается мысль, которую надо доказать — _______________________. Затем приводятся доказательства —___________________. В конце рассуждения делается _____________________. Решение лингвистической задачи Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд. Су…фикс, сл…восочетание, соглас…ные, па…но, пр…дложение, син…аксис, глас…ные, ол…цетворение, транс…рипция, уд…рение. Какое слово лишнее почему? (панно – не термин) Подчеркните слова, которые будут нужны для повторения и изучение темы? По выделенным словам расскажите, что вы знаете о «Фонетике». Суффикс, словосочетание, согласные, панно, предложение, синтаксис, гласные, олицетворение, транскрипция, ударение. Блицопрос 1. Часть речи, обозначающая название предмета. (Имя существительное.) 2. Постоянный признак имен существительных. (Род.) 3. Часть слова без окончания. (Основа.) Прием РАФТ Название приёма представляет собой сокращение: роль, аудитория, форма, тема. Ребёнок выбирает для себя некую роль, т.е. пишет или составляет устно текст не от своего лица. Затем решает, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (рассказ, доклад, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема. На самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно. Выбор происходит индивидуально, но иногда такая работа проходить в парах. Например, задание для учащегося 9 класса при подготовке к ГИА. Представь себе, что ты – запятая. Расскажи о своей жизни в стране Обособленных Членов Предложения. Задание для учеников 5,6 класса: представь, что ты – Имя Существительное. Расскажи о себе. Приём «Согласен – Не согласен» Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Формирует: • умение оценивать ситуацию или факты; • умение анализировать информацию; • умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-». 1. Слово, имеющее одно лексическое значение, — однозначное. 2. Слова разные по звучанию, но сходные по своему лексиче¬скому значению — это омонимы. 3. Словарный состав языка — лексика. 4. Слово, имеющее несколько лексических значений, — мно¬гозначное. 5. Слово сходство по отношению к слову различие — антоним.
Категория: Русский язык
09.05.2015 12:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей