СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Эффективное изучение русского языка и литературы осуществляется при соблюдении определенных дидактических принципов: активности, индивидуального, сознательного подхода, прочности усвоения знаний, системности и творчества. Кроме указанных выше, особенно важным является принцип системно-деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход сочетает в себе два понятия – «системный подход» и «деятельностный подход». Соблюдение системного подхода, который развивается в пределах кибернетики, общей теории систем, системного анализа и синергетики, в настоящее время является достаточно популярным в различных областях. Не является исключением и педагогика.
В основе системного подхода в педагогике лежит постулат о том, что изучение и влияние на педагогические объекты следует осуществлять, учитывая тот факт, что они являются системами, которые имеют в своей структуре ряд нелинейно взаимосвязанных элементов, которые, находясь во взаимодействии между собой а также с окружающей средой, образуют целостность. Обращение к системному подходу дает возможность выявить наиболее существенные факторы и взаимосвязи в педагогической системе, разрабатывать методику педагогического исследования с учетом этих факторов, выявлять недостатки и устранять их. Педагогической системе, как и любой другой, присущи определенные качества. Целостность педагогической системы проявляется в невозможности свести свойства всей системы к свойствам ее отдельных элементов и наоборот.
Структурность педагогической системы выражается в том, что ее можно описать путем выявления связей и отношений между ее элементами, а иерархичность заключается в том, что каждый ее элемент проявляется как частью другой, более широкой системы, так и сам является системой.
Множественность описаний педагогической системы, которая также является одной из существенных качеств педагогической системы, вызванная тем, что она является сложным иерархическим образованием, состоит из многих подсистем и требует многих моделей для описания различных ее аспектов. Учитывая вышеупомянутые качества, наиболее плодотворные результаты для развития педагогической науки дает использование принципов системного подхода в построении и изучении моделей педагогической деятельности, которые используются в процессе обучения русскому языку и литературе, используя при этом средства интерактивных технологий.
Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка литературы.
Системно-деятельностный подход нацелен на междисциплинарный синтез с помощью формирования учебных планов и программ по русскому языку и литературе.
Системно-деятельностный подход обеспечивает целостность педагогического процесса с характерной иерархичностью и преемственностью, а также обеспечивает приоритетность активного действия
Методическая система развивающего обучения русскому языку накопила достаточный арсенал средств:
–диктанты (свободные, распределительные, выборочные, творческие);
– лингвистические задачи (поискового и проблемного характера);
– лингвистический эксперимент;
– метод языкового анализа;
– развивающая графическая наглядность;
– развивающие лингвистические игры;
– развивающие методы и приемы обучения;
– сочинения, изложения;
– упражнения на конструирование и переконструирование языкового материала [3].
Реализация системно-деятельностного подхода предусматривает дифференциацию и индивидуализацию обучения, а так же создание условий для эффективного развития разных по уровню подготовки обучающихся. Это требует разработки к каждому уроку заданий базового и повышенного уровня сложности, использования разных критериев оценки, дифференцированного домашнего задания. Сейчас происходит смена целей урока, образование – это самореализация. У обучающихся происходит смена мотивации, она устремлена на сaмoрaзвитиe.
Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность.
Организационные формы обучения русскому языку:
– урок изучения нового материала;
– урок закрепления знаний, умений и навыков;
– повторительно-обобщающий урок;
– комбинированный урок;
– уроки анализа письменных работ обучающихся;
– уроки развития речи;
– контрольные уроки.
Одной из форм системно-деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся в рамках уроков русского языка, предполагающая решение какой-то проблемы, ориентированная на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
К тому же системно-деятельностный подход в обучении устному развернутому ответу является подходящей методологической основой, поскольку работа по обучению устному развернутому ответу на лингвистическую тему предполагает системность и многоуровневость.
Таким образом, системно-деятельностный подход как методологическая основа содержания обучения русскому языку в контексте ФГОС по русскому языку, в частности устному развернутому ответу на лингвистическую тему, позволяет выявить недостающие звенья системы, скорректировать и обогатить содержание обучения, актуализировать приемы, методы и технологии, отвечающие современным вызовам. Кроме того, доказать, что такой жанр специфически учебной сферы коммуникации, как устный развернутый ответ на лингвистическую тему, обладает всем потенциалом в формировании и развитии огромного спектра предметных и метапредметных знаний, умений, способов действия, владеть которыми необходимо современному школьнику.
Использование системно-деятельностного подхода в практике позволяет грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания.
Что касается обучения литературе, то реализации системно-деятельностного подхода позволяет школьнику понять содержание текста. Данная задача является главной и одновременно сложной.
Реализация системно-деятельностного подхода опирается на активные методы обучения: проблемный, исследовательский, поисковый, коммуникативный, метод коллективной творческой деятельности. В рамках системно-деятельностного подхода можно выделить следующие этапы урока:
– первый этап – целеполагания;
– второй этап – открытия нового знания;
– третий этап – первичное усвоение новых знаний;
– четвертый этап – творческое применение и добывание новых знаний;
– пятый этап – рефлексии;
– шестой этап – заключительное слово педагога.
Таким образом, технология системно-деятельностного подхода помогает разрешить противоречия между определяющим значением деятельности в развитии личности и пассивной ролью обучающихся на уроках литературы.
Системно-деятельностный подход обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, организует учебное сотрудничество в познавательной деятельности, способствует самореализации. Прозаические и поэтические произведения содержат богатый материал для проведения уроков литературы в рамках данного подхода [5].
Приемы реализации системно-деятельностного подхода в обучении литературе: анализировать, выявлять, инсценировать, интерпретировать, комментировать, конспектировать, сопоставлять, сравнивать, характеризовать и т.п.
Системно-деятельностный подход на уроках литературы осуществляется через:
– оценку современных общественных явлений и событий;
– аргументацию и защиту своей позиции, дискуссию, диспут, дебаты;
– выполнение творческих работ и исследовательских проектов и пр. [1].
Большинство современных учебно-методических комплексов по русскому языку и литературе строится на системно-деятельном подходе, предполагающем, что обучающиеся «открывают» знания сами в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности, где задачей педагога является организация самостоятельной исследовательской работы обучающихся. Которая даст возможность решения проблемы урока, действия в новых условиях, где целью является личный образовательный результат (готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности).
Основными педагогическими условиями реализации системно-деятельностного подхода на примере преподавания русского языка и литературы является: внутренняяя мотивации обучающегося и условия взаимодействия.
Таким образом, системно-деятельностный подход, безусловно, расширяет границы возможных «ключей», позволяя обучающимся, при правильной подаче, по-настоящему стать частью материала, слиться с ним.
Список литературы
1. Винокурова Ю.В. Традиционные и игровые формы на уроках литературы как способы стимулирования читательского интереса учащихся при реализации системно-деятельностного подхода в обучении // Актуальные проблемы современного общего и профессионального образования. Сборник статей по материалам II Всероссийской заочной научно-практической конференции. – Магнитогорск: Издательство МГТУ им. Г.И. Носова, 2016. –С. 155-159
2. Гатиатулина Г.В., Загайнова Ж.М. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках литературы // Вестник научных конференций. – 2016. – С. 83-84.
3. Калинина-Ржавская И.Э., Потапова Н.Н. Организация уроков литературы на основе системно-деятельностного подхода // РОСТ. Региональное образование: современные тенденции. – 2016. – No 3 (30). – С. 116-121.
4. Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал «Эйдос». – 2012. – No 2. –https://eidos-institute.ru/journal/2012/100/Eidos-Vestnik2012-113-Khutorskoy.pdf
5. Шилин С.С. Реализация системно-деятельностного подхода при изучении лирики Н.А. Некрасова в 10 классе // Проблемы современного филологического образования. Сборник научных статей участников III Всероссийской научно-практической конференции «Современное филологическое образование: проблемы и перспективы». – Москва: Издательство МГПУ, 2013. – С. 101-104.
© 2021, Асанова Зера Юнусовна 475