СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Республиканская секция биологов

Нажмите, чтобы узнать подробности

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СЕКЦИЯ БИОЛОГОВ.

(город Саранск Республика Мордовия,

я выступаю на встрече с автором учебников по биологии линии Сонина Н.И.)

Уважаемые коллеги! Много лет назад попал мне в руки учебник «Природоведение» Плешакова и Сонина: красочный, как подарочное издание, хороший шрифт, методическое сопровождение. Большой резонанс вызвал этот учебник и у учащихся и их родителей. Было много положительных отзывов. Предполагалось несколько линий учебников, альтернативных, что называется. Но мы живем в такое время, когда деньги делают на всём, и учебники, их альтернативные варианты это есть ни что иное, как бизнес с одной стороны. В подтверждение сказанного: у учителей, которые работают много лет, нет сомнений, что учебник Полянского не плохой, но он не переиздаётся, а появился другой учебник под редакцией Беляева, который проигрывает, с другой стороны - жизнь не стоит на месте. Появляются новые требования, новые авторские линии, а старые учебники уже не включены в Федеральный перечень. Заманчивым в переходе на линию Сонина было хорошее методическое сопровождение:

  1. Поурочное планирование (технологические карты уроков);
  2. Рабочая тетрадь для учащихся, где рекомендуется система вопросов и заданий, причём построено с учётом дифференцированного подхода к процессу образования;
  3. Методические пособия, где приводится по каждому уроку методические рекомендации, содержащие задачи обучения, перечисления оборудования, методов и форм организации, которые можно использовать на разных этапах урока; дозированное домашнее задание;
  4. Имеются тестовые задания, которые могут и должны быть использованы не только в контроле знаний, но и непосредственно в процессе обучения, они интеллектуально активируют учебный процесс;
  5. На книжной полке учителя появились и опорные конспекты, где материал представлен в виде математических блоков;
  6. Издаётся много дополнительной литературы к учебникам линии Сонина, например, «Атлас. Определитель дикорастущих растений», отдельно «Культурных растений» и т.д.;

7. Издано сетевое планирование, которое удобно тем, что помогает реализовать внутри предметные связи, экономить время для подготовки уроков, служит своего рода самоконтролем выполнения учебной программы и её практической части;

Авторская линия Н.И. Сонина использует концентрический принцип построения обучения, обеспечивает базовый уровень подготовки учащихся основной и средней школы, одновременно давая возможность организовать дифференцированный подход к обучению школьников. Содержание и структура программы направлены на формирование научной интегрированной картины мира, понимание многоуровневой организации живой природы и места человека в ней.

Итак, положительное в авторской линии Н.И. Сонина.

1. Интегрированный подход к обучению;

2. Пропедевтика курса общей биологии (элементы идут уже с шестого класса);

3. Издание хорошо иллюстрировано, красочное;

4. Хороший текст и шрифт;

5. Методический аппарат;

6. Лабораторные и практические работы;

7. Что немаловажно, высвобождается время у учителя, меньше уходит на подготовку, а значит больше остаётся личного времени для семьи, отдыха, восстановления здоровья, духовного развития и совершенствования.

Отрицательные моменты тоже есть и не отметить их нельзя:

1. Человеку, за плечами которого более 30-летний стаж работы, трудно сломать стереотипы;

2. Часто разделы, представлены сильно упрощено;

3. Рисунки художественные, а не фотографические;

4. На рабочих тетрадях нет места для имени ученика;

5. Иногда предлагаются лабораторные работы в то время года, когда достать натуральный объект не предоставляется возможным;

6. Не все важные для региона семейства растений изучаются;

7. По некоторым темам объём мал, а для некоторых тем, наоборот, большой (здесь стереотип).

В данной ситуации с помощью республиканского методического кабинета, можно принять участие в оттачивании учебника, и создания целостного интересного научного издания по биологии для учащихся.

В.И. Сивоглазов подарил мне Атлас. «Определитель дикорастущих растений».

20.03.2018 16:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!