Критерии педагогического опыта
- Результативность работы:
- высокие и устойчивые результаты учебно-воспитательной работы. В данном случае важна не отметка, а глубина и прочность знаний, образованность, культура, которую учитель формирует у учеников;
- оптимальный уровень управленческой деятельности.
- Актуальность и социальная значимость:
- эффективное решение учебно-воспитательных задач;
- усовершенствование содержания управленческой деятельности.
- Новизна опыта:
- новое содержание педагогического процесса, а также новые методы, формы, средства педагогической деятельности, которые можно определить как творческий опыт;
- успешное применение известных научных положений передового опыта, так называемый репродуктивный опыт;
- рационализация отдельных сторон педагогической деятельности и деятельности по управлению педагогическим процессом.
- Экономичность, оптимальность тех средств и сил, которые затрачивают школа и учитель для достижения определенного результата (например, все усваивается учащимися на уроке).
- Устойчивость и постоянство успехов учебно-воспитательной работы.
- Преемственность.
- Перспективность:
- всякое новое педагогическое явление лишь в том случае является частью опыта, если есть перспектива развития и применения его на практике.
- Умение обнаруживать и преодолевать недостатки, противоречия.
Условия, необходимые для изучения, анализа и обобщения педагогического опыта:
- понимание структуры и процесса обобщения опыта и внедрения науки в практику как системы накопления фактов, перевод их в педагогические идеи;
- формулирование на основе выявленных идей, выводов, умозаключений педагогических задач для успешной организации процесса обучения и воспитания учащихся;
- умение, готовность самого педагога (методиста) видеть факты, влияющие на эффективность педагогического процесса, отбирать и наблюдать их в процессе работы, фактически видеть идею, дающую возможность развивать и совершенствовать собственный опыт, опыт коллег; способы усложнения педагогических задач с целью стимулирования творческой активности учащихся, вооружения их навыками самообразования, самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования.
Содержание планирования работы по изучению педагогического опыта
- Адрес изучаемого опыта.
- Название темы. Необходимо четко определить проблему, по которой будет проводиться изучение передового опыта работы, именно этого опыта работы, его обобщение.
- Изучение литературы, документов, графических материалов. Обосновать потребность, обусловившую необходимость поиска статистических данных; проанализировать состояние практической работы учебных заведений по проблеме.
- Цель обобщения опыта, основные направления изучаемой проблемы, возможные пути ее решения.
- Объект (субъект) изучения (чей опыт планируется изучать, кто будет изучать).
- График посещения занятий (мероприятий), сформулировать цели каждого посещения. Обратить внимание:
- на актуальность и конкретность решаемых учебно-воспитательных задач, определенных носителем передового педагогического опыта;
- на степень активности и самостоятельной деятельности учащихся в решении поставленных задач;
- на определение уровня профессиональной подготовки, стиля работы, творческого потенциала педагога;
- на результативность занятия (системы занятий).
- Накопление фактов, способы изучения передового педагогического опыта:
- выяснить отношение администрации к значению изучаемого передового педагогического опыта в комплексе задач, которые решает педагогический коллектив учебного заведения;
- наличие материалов по данному опыту работы, где они были представлены;
- где обсуждался и был одобрен к изучению и внедрению рассматриваемый опыт работы, результаты;
- изучение (использование) передового педагогического опыта в учебном заведении;
- основные направления, методы и приемы, используемые носителем передового педагогического опыта для эффективности работы по проблеме, выводы, определение перспективы в дальнейшей работе;
- изучение методических материалов, подготовленных носителем передового педагогического опыта, анализ их содержания, установление связи конкретной проблемы с реализацией общих учебно-воспитательных задач учебного заведения; оказание помощи в систематизации накопленных методических материалов, подготовке описания опыта.
- Подготовка научно - методического анализа изучаемого передового опыта. Необходимо отметить:
- актуальность проблемы и ее значение в совершенствовании учебно-воспитательного процесса;
- элементы (сущность) новизны опыта;
- результативность работы;
- рекомендации по использованию передового опыта.
- Обработка и обобщение собранных сведений, оформление заключительного документа: справки, выводов, рекомендаций.
Основные этапы изучения и обобщения педагогического опыта
1 этап. Организационный.
Обнаружение противоречия между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и необходимостью повышения ее эффективности - с другой. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах педагогической науки.
2 этап. Теоретическая и практическая подготовка.
Поисковая работа: выявляются находки, новинки в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих определенные достижения в учебно-воспитательной работе. Определяется объект исследований, изучения и обобщения опыта.
3 этап. Накопление фактического материала.
Составляется развернутая программа изучения и обобщения опыта. Окончательно формулируется тема и цель, уточняется объект (школа, внешкольное учреждение, класс, кружок, группа, учебный предмет, педагог, коллектив и др.) и предмет изучения и обобщения.
4 этап. Обработка фактического материала.
На основе программы развертывается работа по сбору педагогических фактов и другого эмпирического и информационного материала. Полученный материал уточняется, проверяется его достоверность. Для дальнейшего изучения и обобщения педагогический опыт необходимо описать (назвать авторов, вычленить проблему, последовательно изложить суть опыта, описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи учебно-воспитательной работы, относящиеся к описываемому опыту).
5 этап. Оценка изученного опыта и принятие решений.
Описанный опыт осмысливается. Сопоставляются, сравниваются, анализируются факты, выявляются взаимосвязи между ними, выясняется характер зависимости педагогического процесса от конкретных условий. Отсюда следуют конкретные выводы.
6 этап. Пропаганда, распространение, внедрение передового опыта.
Осмысленный материал оформляется в виде доклада, статьи, методической разработки и рекомендаций, плаката, информации, текста лекции, брошюры, книги, монографии, диссертации и т.п.
Основные формы изучения и обобщения педагогического опыта
- открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы;
- педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам педагогики;
- научно-методическая и научно-практическая конференции;
- педагогическая выставка;
- педагогические чтения;
- диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы;
- педагогические экскурсии;
- семинарские занятия по проблемам педагогики;
- практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта;
- педагогические консультации;
- творческий отчет;
- самообразование.
Рекомендации по описанию опыта работы
- Начинать описание опыта педагога (творческой группы, коллектива) следует с определения и обоснования конкретной потребности, обусловившей необходимость именно этого опыта и его обобщения. Необходимо показать его актуальность, значение (место) в организации и совершенствовании учебно-воспитательного процесса.
- Выделить главную педагогическую идею, на которой основывается рассматриваемый опыт. Тема обобщаемого материала должна отражать основную мысль опыта.
- Описать становление и развитие опыта, конкретные условия, в которых он формировался и при которых обеспечивается возможность достижения оптимальных результатов. Указать длительность функционирования опыта (время отсчитывается от момента начала целенаправленного изучения опыта, выявления его результативности).
- Описание должно быть достоверным и объективным. Необходимо описать технологию опыта (систему конкретных педагогических действий, форм, приемов работы, дать их краткую характеристику). Описывать можно в следующей последовательности:
- подготовительный этап;
- этап непосредственной организации деятельности;
- этап подведения итогов, анализа, внесения корректив в последующую деятельность.
Анализируя специфику работы носителя педагогического опыта, необходимо раскрыть секреты его мастерства, проследить последовательность применяемых в опыте методов и приемов в целостной системе используемых средств, показать их преимущество, практическую значимость опыта в целом. Выводы, оценочные критерии подкрепить яркими фактами, примерами, результатами контрольных срезов.
- Отметить трудности, с которыми столкнулся носитель опыта, спрогнозировать границы применения обобщенного опыта.
- Изложение должно быть конкретным, логичным, с вычленением в нем главных моментов.
Памятка по обобщению опыта учителя
- Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.
- Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.
- Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в Вашей работе и работе Ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее.
- Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.
- Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточните план; уже в нем должна быть отражена основная идея и логика изложения темы.
- При написании доклада сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.
- Оценивайте практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.
- Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.
- Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
- Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.).
- Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуете дальнейшему улучшению обучения и воспитания детей, молодежи.