СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Ф. И. О. автора Кирюшенко Ольга Гавриловна
Город (район) Динской район_________________________________________________
Образовательное учреждение Бюджетное общеобразовательное учреждение МО Динской район «Средняя общеобразовательная школа № 29 имени Героя Советского Союза Броварца Владимира Тимофеевича»
Занимаемая должность учитель русского языка и литературы
Педагогический стаж и квалификационная категория 17 лет
6. Тема педагогического опыта Приемы организации деятельности учащихся на этапах целеполагания и рефлексии уроков русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС ООО.
7. Уровень опыта по степени новизны:
- в комбинации элементов известных педагогических технологий: в основе опыта использование игровых форм деятельности, проблемного обучения и психологический метод самонаблюдения при взаимодействии этапов целеполагания и рефлексии;
- в рационализации: психотерапевтическое действие и здоровьесберегающий подход, максимальное и продуктивное использование материалов школьного учебника, экономия учебного времени за счет четкой регламентации выполнения каждого задания.
- в усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда: применение методов психологии и использование психологического инструментария в контексте уроков русского языка и литературы, возможность самоанализа, самооценка непосредственного участника образовательного процесса - учащегося;
- радикальном преобразовании образовательной системы: проектирование и выстраивание урока с позиций рефлексивно-деятельностного подхода, разработанного доктором педагогических наук профессором А.В. Хуторским
- в разработке новых средств и правил их применения: приёмы организации деятельности учащихся на этапах целеполагания и рефлексии для формирования регулятивных универсальных действий на различных этапах урока, учет возрастных особенностей учащихся;
- постановка и решение новых педагогических задач: превращение ученика в исследователя, самостоятельно ставящего цель и открывающего новое знание, с последующим осознанием своего состояния и способов достижения поставленных целей, а учителя в наставника, помогающего сопровождать, корректировать, отслеживать процесс познания и развития учащегося.
8. Цель педагогического опыта – доказать взаимосвязь этапов целеполагания и рефлексии, предложить наиболее эффективные приемы организации деятельности учащихся, способствующие формированию и развитию регулятивных УУД на примере уроков русского языка и литературы в системе обучения на основе ФГОС ООО в средней школьной параллели с целью повышения качества образования.
9. Краткое описание опыта (системы работы, отдельных приёмов или методов)
основные противоречия, решаемые в этом опыте.
Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса, отвечающего социальному заказу государства, и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.
С сентября 2012 г. БОУ СОШ № 29 в пилотном режиме реализует стандарты ФГОС основного общего образования. Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Это возможно при организации урочной деятельности с позиций системно-деятельностного подхода.
В условиях реализации требований нового образовательного стандарта выявлена недостаточная разработанность методического инструментария для формирования регулятивных учебных действий, обеспечивающих возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования,
контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Цель данной работы - для повышения качества образовательного процесса изучить взаимосвязь этапов целеполагания и рефлексии на уроках русского языка и литературы в аспекте современного урока и предоставить разнообразные приёмы организации деятельности учащихся на данных этапах.
основные компоненты системы работы.
Опыт основан на оном из методов эксперементальной психологии - методе самонаблюдения. Использован один из вариантов наблюдения - слежение за своими переживаниями, своим психическим состоянием, мыслями, восприятием и другими изменениями состояния и деятельности человека. Использование данного метода позволяет отразить основные принципы рефлексивно-деятельностного подхода профессора А.В. Хуторского, нацеленного на развитие личности, способной через мыследеятельный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности к самостоятельному усвоению знаний, саморазвитию и самоанализу. Данный подход позволяет увеличить интерес учащихся к обучению, что повышает качество образования.
В работе описываются наиболее "работающие" и распространённые игровые методики в психологии, уже доказавшие своё эффективное использование в педагогике и вошедшие в основу приемов организации деятельности учащихся на этапах целеполагания и рефлексии.
методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте, последовательность их применения и обоснование выбора;
Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития регулятивных УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный характер. В организации опытной части учитывались достижения педагога одной из Пермских школ М.В Бородиной, применяющей тактику рефлексивно-деятельностного подхода кандидата педагогических наук А.В.Хуторского, использующего следующие методы:
- методы мотивации деятельности с новой информацией на основе определения границ своего знания и незнания, актуализации личного опыта;
- методы осмысления содержания;
- проблемное обучение;
- игровые методы;
- методы размышления и оценки.
- интерактивные методы;
Формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы начинается с этапа целеполагания. В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Здесь возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;;
- взаимоконтроль;
- взаимный диктант (метод М.Г. Булановской);
- чтение и составление таблицы;
- чтение и заполнение схемы;
- заучивание материала наизусть в классе ;
-устное обсуждение;
- «ищу ошибки».
После постановки учеником целей своего образования предполагается их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Поэтому обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
Исходя из функций рефлексии, мы предложили следующую классификацию (А. В. Хуторский):
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала;
- рефлексия конца урока.
На этапе рефлексии виды работ представлены очень многогранно:
- заполнение индивидуальных карт;
- оцени работу по шкале;_
- напиши синквейн;
- изобрази настроение;
-продолжи предложение;
- начерти график.
При развитии регулятивных УУД на этапах целеполагания и рефлексии были использованы такие формы работ как:
-организация взаимной проверки заданий;
-взаимные задания групп;
-учебный конфликт;
- устное обсуждение;
- письменное анкетирование;
-обсуждение участниками способов своего действия;
- рисуночное или графическое изображение целей.
приемы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля:
Организация этапа целеполагания с использованием мультимедийных презентаций оживляет работу учащихся и предоставляет учащимся большую возможность «самостоятельно» прийти к «открытиям» новых знаний на уроках, что обеспечивает ситуацию успеха практически для каждого ребенка. Большую роль в стимулировании к деятельности играет качественная оценка учителя.
Самоконтроль и взаимоконтроль состояния и деятельности учащихся проводятся с помощью различных упражнений, составляющих методический инструментарий опыта и приведённый в приложениях.
Этап рефлексии деятельности позволяет детям на своем уровне проанализировать работу на уроке, оценить собственную деятельность, выделить и поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока. Используются различные упражнения, рефлексионные карты.
условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:
Четкое следование методике в организации приёмов деятельности учащихся
на этапах целеполагания и рефлексии, системность в работе приводит к тому, что дети привыкают идти к знаниям самостоятельно, им становится скучно, если это начинает делать учитель.
Проблемные методы отличаются эффективностью, т.к. постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством учащихся класса.
Организация этапов целеполагания и рефлексии посредством мультимедийных презентаций включает в поиск новых знаний практически каждого ребенка.
преимущества этого опыта.
Данный опыт универсален. Приемы, используемые на уроках русского языка и литературы с целью изучения взаимосвязи этапов целеполагания и рефлексии и предоставления разнообразных приёмов деятельности учащихся на данных этапах для формирования регулятивных универсальных учебных действий, применимы на любом предмете. Правильный самостоятельный этап целеполагания и последующий контроль своего эмоционального состояния, производимых действий, уровня знаний. оценка своей работы и контроль выполнения поставленных целей на уроке - дают возможность получения максимального результата образования учащихся, основанного на самопознании и саморазвитии. Следует также отметить психотерапевтическую, здоровьесберегающую функцию рефлекии, что повышает эффективность обучения и исключает переутомление школьников.
10. Эффективность опыта Эффективность опыта заключается в экономии сил и времени педагога при организации учебного процесса, так как задания составляются учителем по определённому шаблону и выполняются учениками по алгоритму.
Кроме этого, опыт подтверждает развитие навыков самостоятельной работы учащихся, их творческих способностей, а также саморегуляции и самоконтролю.
Статистика качественной успеваемости классов, в которых осуществлялся данный опыт, также показывает его эффективность. - прослежена положительная динамика уровня обученности учащихся, рост качества знаний
5Е – начало 2013-2014 учебного года – 52%, конец – 60%
5Д - начало 2013-2014 учебного года – 52%, конец – 64%
11. Экспертное заключение Представляемый педагогический опыт соответствует региональной образовательной политике, профессиональным интересам педагогической общественности. Работа актуальна в условиях реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» в период перехода на ФГОС нового поколения.
Работа по формированию и развитию регулятивных учебных действий на этапах целеполагания и рефлексии по русскому языку способствуют мыследеятельности учащихся, самостоятельности, способности самоконтроля и самооценки, что открывает возможности для целостного развития личности.
12.Последователи Учителя русского языка и литература БОУ СОШ №29
13. Кто и когда изучал Данный опыт представлялся на заседаниях ШМО учителей истории и обществознания и проблемном педагогическом совете БОУ СОШ №29 по теме «ФГОС второго поколения: преемственность и инновационность». Демонстрация практического использования приёмы организации деятельности учащихся на этапах целеполагания и рефлексии уроков русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС ООО состоялась в рамках школьного дня открытого урока 18 февраля 2014года.
14. Выводы, рекомендации Представленный опыт готов к распространению и применению любым учителем русского языка и литературы общеобразовательной школы в независимости от УМК, по которому работает учитель; не требует специального подбора детей.
© 2015, Кирюшенко Ольга Гавриловна 2546