СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

  1. Ф. И. О. автора Кирюшенко Ольга Гавриловна

  2. Город (район) Динской район_________________________________________________

    Образовательное учреждение Бюджетное общеобразовательное учреждение МО Динской район «Средняя общеобразовательная школа № 29 имени Героя Советского Союза Броварца Владимира Тимофеевича»

  3. Занимаемая должность учитель русского языка и литературы

  4. Педагогический стаж и квалификационная категория 17 лет

    6. Тема педагогического опыта Приемы организации деятельности учащихся на этапах целеполагания и рефлексии уроков русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС ООО.

    7. Уровень опыта по степени новизны:

    - в комбинации элементов известных педагогических технологий: в основе опыта использование игровых форм деятельности, проблемного обучения и психологический метод самонаблюдения при взаимодействии этапов целеполагания и рефлексии;

    - в рационализации: психотерапевтическое действие и здоровьесберегающий подход, максимальное и продуктивное использование материалов школьного учебника, экономия учебного времени за счет четкой регламентации выполнения каждого задания.

    - в усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда: применение методов психологии и использование психологического инструментария в контексте уроков русского языка и литературы, возможность самоанализа, самооценка непосредственного участника образовательного процесса - учащегося;

    - радикальном преобразовании образовательной системы: проектирование и выстраивание урока с позиций рефлексивно-деятельностного подхода, разработанного доктором педагогических наук профессором А.В. Хуторским

    - в разработке новых средств и правил их применения: приёмы организации деятельности учащихся на этапах целеполагания и рефлексии для формирования регулятивных универсальных действий на различных этапах урока, учет возрастных особенностей учащихся;

    - постановка и решение новых педагогических задач: превращение ученика в исследователя, самостоятельно ставящего цель и открывающего новое знание, с последующим осознанием своего состояния и способов достижения поставленных целей, а учителя в наставника, помогающего сопровождать, корректировать, отслеживать процесс познания и развития учащегося.

    8. Цель педагогического опыта доказать взаимосвязь этапов целеполагания и рефлексии, предложить наиболее эффективные приемы организации деятельности учащихся, способствующие формированию и развитию регулятивных УУД на примере уроков русского языка и литературы в системе обучения на основе ФГОС ООО в средней школьной параллели с целью повышения качества образования.

    9. Краткое описание опыта (системы работы, отдельных приёмов или методов)

  5. основные противоречия, решаемые в этом опыте.

    Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса, отвечающего социальному заказу государства, и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.

    С сентября 2012 г. БОУ СОШ № 29 в пилотном режиме реализует стандарты ФГОС основного общего образования. Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Это возможно при организации урочной деятельности с позиций системно-деятельностного подхода.

    В условиях реализации требований нового образовательного стандарта выявлена недостаточная разработанность методического инструментария для формирования регулятивных учебных действий, обеспечивающих возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования,

    контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

    Цель данной работы - для повышения качества образовательного процесса изучить взаимосвязь этапов целеполагания и рефлексии на уроках русского языка и литературы в аспекте современного урока и предоставить разнообразные приёмы организации деятельности учащихся на данных этапах.

  6. основные компоненты системы работы.

    Опыт основан на оном из методов эксперементальной психологии - методе самонаблюдения. Использован один из вариантов наблюдения - слежение за своими переживаниями, своим психическим состоянием, мыслями, восприятием и другими изменениями состояния и деятельности человека. Использование данного метода позволяет отразить основные принципы рефлексивно-деятельностного подхода профессора А.В. Хуторского, нацеленного на развитие личности, способной через мыследеятельный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности к самостоятельному усвоению знаний, саморазвитию и самоанализу. Данный подход позволяет увеличить интерес учащихся к обучению, что повышает качество образования.

    В работе описываются наиболее "работающие" и распространённые игровые методики в психологии, уже доказавшие своё эффективное использование в педагогике и вошедшие в основу приемов организации деятельности учащихся на этапах целеполагания и рефлексии.

  7. методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте, последовательность их применения и обоснование выбора;

    Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития регулятивных УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный характер. В организации опытной части учитывались достижения педагога одной из Пермских школ М.В Бородиной, применяющей тактику рефлексивно-деятельностного подхода кандидата педагогических наук А.В.Хуторского, использующего следующие методы:

    - методы мотивации деятельности с новой информацией на основе определения границ своего знания и незнания, актуализации личного опыта;

    - методы осмысления содержания;

    - проблемное обучение;

    - игровые методы;

    - методы размышления и оценки.

    - интерактивные методы;

    Формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы начинается с этапа целеполагания. В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Здесь возможны следующие виды заданий:

    - «преднамеренные ошибки»;

    - поиск информации в предложенных источниках;;

    - взаимоконтроль;

    - взаимный диктант (метод М.Г. Булановской);

    - чтение и составление таблицы;

    - чтение и заполнение схемы;

    - заучивание материала наизусть в классе ;

    -устное обсуждение;

    - «ищу ошибки».

    После постановки учеником целей своего образования предполагается их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Поэтому обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

    Исходя из функций рефлексии, мы предложили следующую классификацию (А. В. Хуторский):

    - рефлексия настроения и эмоционального состояния;

    - рефлексия деятельности;

    - рефлексия содержания учебного материала;

    - рефлексия конца урока.

    На этапе рефлексии виды работ представлены очень многогранно:

    - заполнение индивидуальных карт;

    - оцени работу по шкале;_

    - напиши синквейн;

    - изобрази настроение;

    -продолжи предложение;

    - начерти график.

    При развитии регулятивных УУД на этапах целеполагания и рефлексии были использованы такие формы работ как:

    -организация взаимной проверки заданий;

    -взаимные задания групп;

    -учебный конфликт;

    - устное обсуждение;

    - письменное анкетирование;

    -обсуждение участниками способов своего действия;

    - рисуночное или графическое изображение целей.

  8. приемы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля:

    Организация этапа целеполагания с использованием мультимедийных презентаций оживляет работу учащихся и предоставляет учащимся большую возможность «самостоятельно» прийти к «открытиям» новых знаний на уроках, что обеспечивает ситуацию успеха практически для каждого ребенка. Большую роль в стимулировании к деятельности играет качественная оценка учителя.

    Самоконтроль и взаимоконтроль состояния и деятельности учащихся проводятся с помощью различных упражнений, составляющих методический инструментарий опыта и приведённый в приложениях.

    Этап рефлексии деятельности позволяет детям на своем уровне проанализировать работу на уроке, оценить собственную деятельность, выделить и поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока. Используются различные упражнения, рефлексионные карты.

  9. условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:

    Четкое следование методике в организации приёмов деятельности учащихся

    на этапах целеполагания и рефлексии, системность в работе приводит к тому, что дети привыкают идти к знаниям самостоятельно, им становится скучно, если это начинает делать учитель.

    Проблемные методы отличаются эффективностью, т.к. постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством учащихся класса.

    Организация этапов целеполагания и рефлексии посредством мультимедийных презентаций включает в поиск новых знаний практически каждого ребенка.

  10. < >

    преимущества этого опыта.

    Данный опыт универсален. Приемы, используемые на уроках русского языка и литературы с целью изучения взаимосвязи этапов целеполагания и рефлексии и предоставления разнообразных приёмов деятельности учащихся на данных этапах для формирования регулятивных универсальных учебных действий, применимы на любом предмете. Правильный самостоятельный этап целеполагания и последующий контроль своего эмоционального состояния, производимых действий, уровня знаний. оценка своей работы и контроль выполнения поставленных целей на уроке - дают возможность получения максимального результата образования учащихся, основанного на самопознании и саморазвитии. Следует также отметить психотерапевтическую, здоровьесберегающую функцию рефлекии, что повышает эффективность обучения и исключает переутомление школьников.

    10. Эффективность опыта Эффективность опыта заключается в экономии сил и времени педагога при организации учебного процесса, так как задания составляются учителем по определённому шаблону и выполняются учениками по алгоритму.

    Кроме этого, опыт подтверждает развитие навыков самостоятельной работы учащихся, их творческих способностей, а также саморегуляции и самоконтролю.

    Статистика качественной успеваемости классов, в которых осуществлялся данный опыт, также показывает его эффективность. - прослежена положительная динамика уровня обученности учащихся, рост качества знаний

    5Е – начало 2013-2014 учебного года – 52%, конец – 60%

    5Д - начало 2013-2014 учебного года – 52%, конец – 64%

    11. Экспертное заключение Представляемый педагогический опыт соответствует региональной образовательной политике, профессиональным интересам педагогической общественности. Работа актуальна в условиях реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» в период перехода на ФГОС нового поколения.

    Работа по формированию и развитию регулятивных учебных действий на этапах целеполагания и рефлексии по русскому языку способствуют мыследеятельности учащихся, самостоятельности, способности самоконтроля и самооценки, что открывает возможности для целостного развития личности.

    12.Последователи Учителя русского языка и литература БОУ СОШ №29

    13. Кто и когда изучал Данный опыт представлялся на заседаниях ШМО учителей истории и обществознания и проблемном педагогическом совете БОУ СОШ №29 по теме «ФГОС второго поколения: преемственность и инновационность». Демонстрация практического использования приёмы организации деятельности учащихся на этапах целеполагания и рефлексии уроков русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС ООО состоялась в рамках школьного дня открытого урока 18 февраля 2014года.

    14. Выводы, рекомендации Представленный опыт готов к распространению и применению любым учителем русского языка и литературы общеобразовательной школы в независимости от УМК, по которому работает учитель; не требует специального подбора детей.

Категория: Русский язык
06.03.2015 21:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!