СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная школа должна формировать человека с высокими гражданскими чувствами, нормами общечеловеческой морали, с чувством национального самосознания. Важным звеном в таком воспитании является начальная школа. Поэтому уже у младших школьников нужно развивать творческие способности. Потому что, если ребенок еще в школе не научится что-нибудь создавать самостоятельно, то таким же безынициативным, пассивным он будет в жизни.

Развивать творчество - значит воспитывать у детей интерес к знаниям, самостоятельность в обучении. Маленький ученик хорошо учиться только тогда, когда он переживает, хоть небольшой, успех. Поэтому нужно с первых дней встречи с детьми выявить их возможности на любом уроке.

Дети младшего школьного возраста могут «изобретать» приемы и способы на основе уже имеющегося у них опыта, приобретенного ими в процессе подражания взрослым. К переходу от воспроизводящей деятельности к творческой ведет так называемое «обобщенное подражание» (Д.Б.Эльконин). Оно выражается в осознанном отношении к образцам, в самостоятельном применении известных ребенку знаний и способов в незнакомых ситуациях. Поэтому использование образцов необходимо для формирования у детей таких знаний, умений и навыков, которые затем обязательно будут задействованы ими в самостоятельной деятельности, приобретут более обобщенный характер и станут исходной позицией для развития творчества.

Роль детского конструирования в развитии творческих

способностей

Главная особенность творческой личности - потребность в творчестве, которая становится жизненной необходимостью. Важным для педагогики является понимание детского творчества как процесса усвоения материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством. Только при таких условиях и формируются качества творческой личности. Ориентация в качествах творческой личности даёт возможность своевременно выявить творческие способности, сосредоточить внимание на их развитие, предостеречь их от угасания.

Педагог И.Я.Ленер доказал, что практически всех детей можно научить творческому мышлению, особенно, если начинать эту работу в младшем школьном возрасте.

В этом возрасте начинают развиваться конструктивно-технические способности, которые развиваются на уроках трудового обучения. Способности к конструкторской деятельности проявляются и формируются в умении легко устанавливать пространственные отношения между элементами, в быстром определении опорных деталей, узлов, конструкций, в умении вносить изменения в решение конструктивно-технических заданий.

В процессе обучения детей сооружению разных конструкций однородных построек или игрушек (жилой дом, школа, коробочка, домик, корзиночка) создаются условия для развития творческих умений в конструировании. Ребёнок усваивает как бы схему изготовления постройки или игрушки, передавая в них и общие и различные признаки, и осуществляет это в определённой поеледовательности. Такой характер деятельности является основой, позволяющий искать способ самостоятельного изготовления нового варианта предмета.

Младших школьников так же привлекает художественное конструирование. Особенно их привлекает возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, друзьям.

Ребёнок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывёт в ручейке, самолётик взлетает ввысь и т.д. Так, через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приёмов дети учатся эстетически осмысливать образы.

знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операции, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их дальнейшего обучения в школе.

Проблемный характер обучения при художественно-конструкторском подходе позволяет более педагогически эффективно активизировать художественное и конструкторское мышление младших школьников, формировать у них необходимые качества творческой личности.

Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности.

Бумага - один из простых, наиболее доступных и легко обрабатываемых материалов. Она легко режется, сгибается, склеивается различными клеями. Изделия из неё можно сделать много различных поделок, которые всегда найдут практическое применение. Благодаря этим свойствам бумага незаменима в работе с детьми.

Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание.

Оригами

Техника получения поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях пришла к нам из Японии. Называется она ОРИГАМИ («ори» - сгибать, «гами» -бумага). Оригами как способ создания из бумаги разнообразных поделок зародилась в Японии более тысячи лет тому назад, но об истории происхождения этого искусства почти ничего не известно. Предполагают лишь, что изготовление красочных фигурок в далекой древности не было только забавой или увлечением, а являлось священным ритуальным действием. И в настоящее время в Японии оригами продолжает культивироваться как выражение любви к родственникам, друзьям, близким.

Знаменитые бумажные журавлики, выполненные способом оригами, стали символом движения против атомной войны. Этих журавликов делают дети всего земного шара и присылают японским сверстникам, выражая тем самым свою солидарность в борьбе за мир. И каждый год в честь международной акции « Волна мира» в небо Хиросимы взлетают сотни тысяч бумажных журавликов. А как вечный символ протеста против войны возвышается журавлик на памятнике в мемориальном парке Мира Хиросиме.

В нашей стране оригами не имеется такого символического значения, как в Японии, а используется для создания разных поделок из бумаги как средство выражения отношения к нему.

Большинство игрушек создают из цветной бумаги квадратной или прямоугольной формы, применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовки.

Основные приемы, с которыми встретятся дети, заключается в следующем. При складывании сначала бумагу перегибают на столе от себя ровно пополам (поперек или по диагонали) так, чтобы точно совпали углы и стороны противоположных частей заготовки. Затем сгиб приглаживают ребром ладони, а потом ногтем большого пальца (или гладилкой) правой руки от середины к краям с одной и другой стороны, придерживая бумагу левой рукой. Полученная заготовка служит основой для дальнейшего сгибания бумаги по прямым или диагональным линиям в соответствии с характером изображения.

Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам по горизонтали или по вертикали и последовательном сгибании сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам. Так делят квадратную заготовку на четыре равные части (рис.1). Из этой основы получают вложенные друг в друга квадраты, развернув сложенную вчетверо бумагу и закрепив верхние сгибы. Затем обеими руками сдвигают их навстречу друг другу так, чтобы противоположные части оказались внутри фигуры. Научившись делать такую заготовку, дети легко могут выполнить разнообразные поделки: рыбы, цветы, птицы, маски и т.д.

Следующий способ, представленный на рис.1, деление квадрата на четыре части приемом складывания его по диагонали (сначала от одного угла - к противоположному, затем повторяя прием с другого угла). Развернув сложенный квадрат, сгибы закрепляют на цветной стороне и вкладывают противоположные части вовнутрь. Так получают вложенные друг в друга треугольники. Из этой фигуры можно создать такие конструкции, как бабочки, рыбы, цветы и др. Например, лягушку-попрыгунью(рис.2).

Рис.1

Кроме перечисленных приемов могут быть применены и другие. Например, лебедь (рис.3), катамаран (рис.4

Заключение

Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью отвечающей интересам детей.

Проблемный характер обучения при художественно-конструкторском подходе позволяет более педагогически эффективно активизировать художественное и конструкторское мышление детей, формировать у них необходимые качества творческой личности.

13.03.2016 11:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!