СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ВОЗМОЖНОСТИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Драна Анастасия Михайловна Студентка 2 курса
Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
ГАПОУ СПО Тольяттинский социально-педагогический колледж
Научный руководитель: Сухенко Анна Александровна
Невозможно переоценить ту огромную роль, которую играет книга в духовном развитии человека. Особенно велико её значение в период интенсивного становления личности - в детские годы. Книга, прочитанная в детстве, нередко оставляет неизгладимый след в душе, запоминается на всю жизнь. Ни для кого не секрет, что чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения и как средство воспитания в человеке человека Невозможно переоценить ту огромную роль, которую играет книга в духовном развитии человека. Особенно велико ее значение в период интенсивного становления личности - в детские годы. Книга, прочитанная в детстве, нередко оставляет неизгладимый след в душе, запоминается на всю жизнь. Ни для кого не секрет, что чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения и как средство воспитания в человеке человека Формирование пользовательских интересов - это один с ключевых учено-преподавательскихвопросов, таким образом равно как обладание собственным речевым аппаратом, ораторскиевозможности, благополучие лексикографического резерва, какие напрямую создаются вследствиечтению, считаются базой умственного, в просторном значении, внутреннего развития личности, важным обстоятельством общественной деятельный любого лица.Исходя с заявленного, на самом деле сложно пересмотреть целую обязанность и значимостьметодичных поисков, повергнувших к изобретению результативных линий и средств формированияпользовательских заинтересованностей у учеников (Е. В. Квятковский, М.Д. Кобахидзе, А. И. Липкина, Т. К. Макарова, В. Ф. Адов) Если прибегнуть к Федеральному муниципальному просветительному стандарт, в базе которого находится системно-деятельный подход, в таком случае он подразумевает развитие и формирование свойств личности, соответствующих условиям информативного сообщества, персоны, легко ориентирующейся в потоках информации, способной разумно беседовать, помогать, продуктивно решать учебные и познавательные проблемы в процессе жизнедеятельности. Среди других причин падения читательского интереса многие авторы называют следующие:
- недостаточное внимание к читательским вкусам и интересам учащихся,
- направленность процесса изучения художественного произведения на его познавательно-дидактическую функцию,
- слабый учет возрастных особенностей и жизненного опыта младших школьников.
Таким образом, развивать интерес к чтению как устойчивую потребность надо с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки. Только учитывая степень начитанности учащегося, его читательские пристрастия, действительные литературные наклонности, можно педагогически умело формировать культуру чтения школьников. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников мы рассматриваем не только как педагогическую, психологическую, методическую, но и как социальную проблему. Однако все без исключения это будет допустимым при обстоятельстве изучения абсолютно всемиподростками читательской культурой и читательскими увлечениями.И для того, чтобы выявить уровень развития читательского интереса современных младших школьников мы провели анкетирование.
В опросе приняли участие обучающиеся начальных классов из с.Зеленовка школа в возрасте от 7 до 11 лет. В анкете всего было 10 вопросов, 6 вопросов закрытого типа, 3 открытого и 1 полузакрытого.
1 класс- 25 чел, 2 класс- 23 чел, 3 класс- 25 чел, 4 класс- 26 чел
На вопрос «Любишь ли ты читать?» большинство учащихся ответили утвердительно (диаграмма 1)
Диаграмма 1
На вопрос «Чем ты любишь заниматься в свободное время? Выбери один-два варианта» большинство учащихся ответили - играть с друзьям
(диаграмма 2)
Диаграмма 2
На вопрос «Учитель на лето задал вам прочитать художественные произведения на выбор, но поставил условие- либо вы читаете два произведения из школьной программы, либо пять произведений на ваш вкус, что вы выберете?» нельзя сделать однозначный вывод ( диаграмма 3)
Диаграмма 3
По анализу диаграмм мы можем сделать вывод, что у детей не сформирован устойчивый читательский интерес, так как, например, на вопрос «Любишь ли ты читать?» они отвечают утвердительно, а на вопрос «Чем ты любишь заниматься в свободное время? Выбери один-два варианта» процент выбора ответа «Читать книги» был низким.
Поэтому мы рассмотрели пути развития читательского интереса, как на уроке, так и во внеурочное время. Существуют следующие виды внеурочной деятельности: 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) проблемно-ценностное общение; 4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); 5) художественное творчество; 6) социальное творчество (социально значимая волонтёрская деятельность); 7) трудовая (производственная) деятельность; 8) спортивно-оздоровительная деятельность; 9) туристско-краеведческая деятельность. В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: 1) спортивно-оздоровительное; 2) художественно-эстетическое; 3) научно-познавательное; 4) военно-патриотическое; 5) общественно полезная деятельность; 6) проектная деятельность [64]. Внеурочная деятельность по развитию читательского интереса - это сложная, многообразная система, считает Е.И. Бушнина. Она складывается из работы повседневной (руководство внеклассным чтением), эпизодической (читательские конференции, утренники, вечера, экскурсии), циклической (работа кружков, объединений, клубов, музеев и др.). Она может быть индивидуальной, групповой и массовой
Изучив различные источники, мы выделили ряд интересных методов и способов работы на уроке литературного чтения на формирование читательского интереса у детей. Представим лишь некоторые из них:
1. Проекты, развивающие интерес к чтению
Метод проектов связан с развитием и формированием читательского интереса, так как он дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Проект ценен и тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
2. Литературные конкурсы
Литературные конкурсы можно проводить на любом уроке литературного чтения. Но и возможности Интернета в этом плане удивительно богаты.
3. Методические приемы, непосредственно используемые на уроках.
Для читательского интереса детей можно использовать методический прием, предложенный Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой - интерпретация сказки
Интерпретируя произведение, каждый ученик имеет возможность творчески проявить себя, выступая в новой роли.
Вот примеры некоторых заданий.
1. Опиши характер главного героя до встречи с… и после.
2. Расскажи сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий».
3. «Что было дальше?» - закончить сюжет произведения.
Также существуют нетрадиционные формы проведения уроков:
а) Уроки- устные журналы; б) Уроки-утренники; в) Уроки-путешествия; г) Уроки-викторины
И как отдельные приемы организации урока литературного чтения можно выделить:
Ведение тетради для творческих работ (для литературного творчества), где ребята пишут аннотации на прочитанные книги, пишут небольшие стихи, рассказы, мини-сочинения. Изготавливаем самодельные небольшие брошюрки.
Уголок по литературному чтению. Здесь ведение классного дневника (экран) чтения. Здесь же вывешивается примерный список литературы по той или иной теме, пишем памятки - планы для читателей.
Внеурочная деятельность способствует развитию читательских интересов и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.
Вот одни из форм работы с детьми:
Конкурсы рисунков, стенных газет, на лучший анализ художественного текста, юных поэтов, декламаторов
Литературный праздник
Диспут
Литературная игра
Литературные олимпиады, викторины
Экскурсии
Отдельно выделим взаимодействие детей с родителями.
Своевременный и тесный контакт учителю с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Это можно сделать через интересные игры и анкеты, привлечение родителей к мероприятиям, связанных с литературным чтением.
От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через нее происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому.
Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых.
С библиотекарем школьники учатся системе работы с книгой, знакомятся с поэтапным освоением методов чтения (осмысленно, выразительно, вдумчиво), совершенствуют умение пересказа прочитанного (подробно, выборочно, сжато).
Помощь учащимся в выборе книг, подходящих им по уровню может стать связующим звеном в поиске верного начала, а содержание читательских дневников учащихся поможет учителю и библиотекарю оценить читательские навыки и предпочтения учащихся.
Мы можем сделать вывод, что систематическое использование в учебно-воспитательном процессе разных форм организации работы внеурочной деятельности по развитию читательских интересов и организации работы на уроке учащихся способствует высокой эффективности развития читательских интересов у младших школьников.
© 2017, Драна Анастасия Михайловна 1191