СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Выявление и развитие творческих способностей учащихся на уроках творчества
Одной из главных целей современной школы является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов и творческих способностей.
Не бывает детей бездарных и глупых. Все дети талантливы и способны от природы. По своей натуре они любознательны и полны желания учиться.
Каждый ребенок по своей натуре творец. Но природа решила припрятать талант. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребёнка – это одна из моих важнейших задач.
Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. Следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию творческого мышления младших школьников с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Развитие творческих способностей - сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей. Нужно уметь вовремя их увидеть и поощрить.
Когда дети приходят к нам учиться, мы ещё не знаем их способностей и возможностей. В качестве средств выявления и развития творческих способностей можно использовать окружающие предметы и ситуации.
Рассматривая с детьми облака, можно предложить им определить, на что они похожи. Можно всем классом попробовать сочинить сказку, когда каждый придумывает предложение по заданному сюжету. В этом возрасте важно, чтобы младший школьник был обеспечен достаточным количеством развивающих игр в школе и дома, имел время для занятий ими. Большой интерес представляют игры, заставляющие думать, проверить свои способности, а также игры – соревнования.
Творческие способности учащихся можно выявлять и развивать на всех уроках. Хотелось бы остановиться на таких предметах как рисование, труд и музыка.
В последнее время много говорится о креативности мышления как качестве личности, представляющей собой способность к творчеству в разных сферах жизнедеятельности.
Именно уроки музыки могут способствовать развитию креативности у учащихся младших классов. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыка здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребёнка.
Известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека».
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает влияние на формирование эмоциональной сферы, совершенствует мышление. Ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Творческие задания на уроках музыки способствуют общему творческому развитию личности. С большим интересом дети относятся к играм на уроках музыки. Например, при изучении названия нот, учащимся предлагается составить ребус, в котором будет находиться графическое изображение ноты.
(Домино, фасоль, река, доска…) Ребусы способствуют развитию воображения, находчивости и иных важных для ребёнка качеств.
Интересно также проводить музыкальные игры, например, «Угадай мелодию»
Звучат музыкальные заставки к различным телепередачам «Поле чудес», «Спокойной ночи, малыши», «В мире животных», «Зов джунглей», «Заветный час», «Прогноз погоды» и др.
Задача участников – угадать, что за передача.
«Великие люди»
Приглашаются по одному человеку из команды, перед которыми кладутся таблички с указанием фамилий известных композиторов.
Звучат мелодии знакомых песен, а игроки должны поднять табличку с фамилией композитора.
На уроках музыки я учу детей петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать, самим придумывать музыкально-ритмические движения. С детьми проводились открытые мероприятия, на которые мы приглашали родителей с целью выявления творческих способностей их детей.
На уроках трудового обучения дети могут научиться множеству увлекательных и полезных вещей: работе с бумагой, вышивке, шитью и изготовлению поделок из природного материала, работе по дереву и лепке из пластилина. Могут научиться выжигать и шить мягкие игрушки.
Делая что-либо своими руками, они развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению.
В.А.Сухомлинский сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок».
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников.
Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. Пришить себе пуговицу, сделать своими руками подарки родным и друзьям – все это пригодится ребенку в дальнейшей жизни. На уроках труда у детей проявляется фантазия. У них постоянно рождаются новые идеи.
Творчество – постоянный спутник детства. Рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления.
В ходе занятий школьники выполняют задания разные по тематике и требующие применения различных приёмов работы. Это помогает школьникам быстро осваивать работу разными художественными материалами и развить навыки по изобразительному искусству.
Одна из главных задач таких занятий рисованием – помочь детям познавать окружающую действительность, развивать наблюдательность, научить правильно видеть, развивать мышление, воображение и творческие возможности ребенка. Мы учимся применять разные художественные материалы: гелиевая ручка, гуашь, пастель, цветные карандаши, пластилин. Новые материалы и приемы работы вызывают удивление и неподдельный интерес.
Работа с разными материалами помогает выявлять способности учащихся.
В конце каждого урока мы делаем в классе выставку детских работ.
Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Таким образом, уроки творчества призваны играть немалую роль в развитии личности ребёнка и выявлении его скрытого таланта.
© 2019, Романова Лилия Геннадьевна 328