СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста
«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев»
В.А. Сухомлинский
На первых занятиях кружка детям было предложено раскрасить картинку по своему усмотрению. Наблюдая за процессом раскрашивания и анализируя конечный результат, я увидела, что у многих детей не получается раскрасить картинку не выходя за контуры рисунка, у некоторых при раскрашивании мелких деталей дрожит рука. И я пришла к выводу, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.
Поэтому одной из поставленных задач на занятиях кружка «Учимся рисовать», является развитие мелкой моторики рук ребенка.
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать застёгивать пуговицы на куртке и так далее. Сегодня же практически вся детская обувь на липучках, крупа продаётся уже в чистом виде, вязаные изделия можно без проблем приобрести в магазинах, а пуговицы на куртках сменились липучками и заклёпками. Конечно, всё это очень удобно, но это серьёзный минус для развития мелкой моторики наших детей.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Остановлюсь на каждом виде деятельности поподробнее:.
В занятиях лепкой мы задействовали также природный материал - мелкие семена растений, хвою, тонкие прутики. Применение подобных материалов позволило детям лучше передать фактуру изображаемого предмета, а также развивало ручную умелость.
• Графические диктанты (рисование по клеточкам).
Рисование по клеточкам - очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости.
Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость Особое место для развития графической моторики занимает штриховка, обведение по трафарету, раскрашивание. Я уделяю большое внимание рисованию по клеточкам. Очень нравится детям выполнять графический диктант. За три месяца уже видны результаты. Дети прекрасно ориентируются на листе бумаги.
Все эти виды деятельности готовят ребенка к школе по трем направлениям:
Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд учёных называют кисти рук «органом речи», как и артикуляционный аппарат. Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и на внимание, память, мышление и воображение. Таким образом, развивая пальчики ребёнка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой может самостоятельно одеваться, писать и рисовать, вырезать, выполнять бытовые и учебные действия.
• в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.
В заключении хотелось бы отметить, что одной из основных задач занятий кружка «Учимся рисовать» является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.
© 2017, Селехова Оксана Петровна 683