СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Учебная мотивация как один из критериев повышения качества знаний»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект

«Учебная мотивация как один из критериев повышения качества знаний»

Цель: Поиск путей и средств формирования и повышения учебной мотивации.

Задачи:

  • провести теоретический анализ понятия о мотивах;
  • изучить мотивационную сферу учащихся;
  • найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации;
  • апробировать найденные средства формирования и повышения учебной мотивации;
  • проанализировать достигнутые результаты;
  • наметить дальнейшие пути достижения поставленной цели.

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Возникает вопрос: как сделать учебный процесс более эффективным? Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Всем известно, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. В настоящем проекте передо мной стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Но, несмотря на большое количество исследований в этой области, а также обращения ряда авторов к изучению особенностей мотивации учения у младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах.

Наблюдения показывают, что далеко не всегда уделяется должное внимание мотивации учащихся. Часто мы, сами того не осознавая, исходим из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. Бывает и такое, что,прежде всего, мы опираемся на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда, когда ему хочется;

нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади;

нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д.

В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях. Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место.

Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись, вставать и идти в школу. Он знает, что учительница снова скажет, что он глупый, несообразительный, поставит двойку. Отношение к нему передалось ученикам класса, поэтому многие из них относятся к нему плохо, стараются чем-нибудь ему досадить. Словом ученик знает, что ничего хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой класс.

Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в первом классе у некоторых детей развиваются неврозы.

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.

Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? На эти вопросы я и

попытаюсь для себя ответить.

Итак, цель моей работы заключается в поиске путей и средств формирования и повышения учебной

мотивации.

Пути достижения цели проекта:

  1. Для выявления уровня мотивации к учению будет использована методика Н.Г.Лускановой, которая состоит из двух частей:
  • Анализ детских рисунков на тему: “Что тебе нравится в школе?”
  • Анализ устных ответов учащихся на 10 вопросов анкеты.
  1. Теоретическая подготовка учителя. Теоретически формирование мотивации включает несколько блоков — работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьников. Внутри каждого из блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств.

Задания и упражнения, которые будут применяться для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся:

1.Укрепление чувства “открытости” к воздействиям, т.е. к обучаемости (могут использоваться упражнения на сотрудничество со взрослыми. Сначала на материале задачи, на поиск новых подходов к задаче).

2.Следующая группа упражнений — это упражнения на целеполагание школьников в учении, прежде всего на реалистичность в целеполагании, надо укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. В упражнении на закрепление адекватной самооценки важно учить школьников грамотному объяснению своих успехов и неудач.

3.Становлению адекватной самооценки и уровня притязаний способствуют упражнения на решение задач максимальной для себя трудности, переживание неудачи и самоанализ не только ее внешних причин в виде трудности задачи, но и внутренних причин — своих способностей в целом и усилий при решении данной задачи.

4.Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Для мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в отметке информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания. Другим правилом выставления отметки учителем для поощрения мотивации является такой прием, когда он сравнивает успехи не с успехами других учеников, а с его прежними результатами.

5.Следующая группа заданий на устойчивость целей, на их действенность, настойчивость и упорство в их реализации. Укреплению настойчивости школьника при достижении цели способствует упражнения на решение сверх трудных задач без обратной связи в ходе решения. Активность и гибкость целеполагания стимулируют упражнения на постановку близких и далеких целей, немедленное и отсроченное их выполнение. Чтобы упражнения на мотивы и цели могли использоваться школьниками в реальных условиях жизни, желательно, чтобы они были связанны с учебным материалом или с ситуациями жизни коллектива.

Этапы формирования мотивации на отдельных этапах урока.

  1. Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений (“мы хорошо поработали над предыдущей темой”), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности (“но не усвоили еще одну важную сторону этой темы”), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу (“а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях”), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
  2. Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).
  3. Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.

Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов.

Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов

формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Примеры наиболее часто используемых приёмов.

  1. Приём “Фантастическая добавка”.
  2. Приём “Удивляй”.
  3. Приём “Отсроченная отгадка”.
  4. Приём “Прогнозирование”.
  5. Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать “Да-нетку”.
  6. Дидактические игры (“Иду в гости”).
  7. Приём “Привлекательная цель”.

Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:

  • “Найди лишнее число в каждом ряду”,
  • “Зачеркни его”,
  • “Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания”,
  • “Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово”,
  • “Запиши его”.

3. Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек. Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

4.Использование ИКТ также способствует развитию мотивации учебной деятельности.

Планируемый результат:

Повышение уровня учебной мотивации школьника и, как следствие, повышение качества знаний.

Перспективы проекта: Формирование учебной мотивации является систематическим и целенаправленным процессом. Педагог сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены, и продолжает повышать и совершенствовать процесс. Мотивация оказывает самое благоприятное влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.

Ребенок, у которого сформирована познавательная мотивация, не доставит хлопот в школе в подростковом и юношеском возрасте. Его тяга к знаниям и умение учиться - это то, что пригодится ему на протяжении всей жизни.

Категория: Всем учителям
02.10.2017 02:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!