СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Метод учебного проекта как один из путей формирования у учащихся исследовательских, коммуникативных и рефлексивных умений» (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе практической деятельности я очень часто сталкивалась с проблемой формирования активности учащихся на уроках, способности их мыслить самостоятельно, отстаивать свою точку зрения, положительной мотивации к учебному процессу. Видела, что есть дети, которым скучно на уроке. Я поставила себе задачу: найти и внедрить в учебный процесс такой метод, который бы позволил активизировать учащихся, стимулируя их природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний. Остановилась на методе учебного проекта.

Начиная работать, я определила следующую цель моей деятельности: овладеть методом учебного проекта с целью формирования ключевых компетенций у учащихся путем привлечения их в проектную деятельность. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной теме;
  • рассмотреть особенности организации метода учебного проекта в начальной школе;
  • проанализировать собственный опыт использования метода учебного проекта, выявить его эффективность для развития исследовательских, коммуникативных и рефлексивных умений учащихся;
  • показать результативность использования метода проектов.

Для реализации этих задач начала с изучения психолого-педагогической и научно-методической литературы по данной теме. В самом начале выяснила, что учебный проект с точки зрения учителя — это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Учебный проект с точки зрения ученика — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

В основе каждого проекта лежит проблема, от которой мы отталкиваемся, чтобы инициировать деятельность учащихся. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Таким образом, работая над созданием проекта, каждый ученик ставит перед собой вопросы, которые можно представить в таблице:

Проблема проекта

«Зачем?» (мы делаем проект)

Актуальность проблемы мотивация

Цель проекта

«Что?» (для этого мы делаем)

Целеполагание

Задачи проекта

«Как?» (мы это можем делать)

Постановка задач

Методы и способы

«Что получится?» (как решение проблемы)

Выбор способов и методов, планирование

Результат

«Почему?» (это важно для меня лично)

Ожидаемый результат

Стадии работы над проектом - это «пять П»:

Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.

Сначала выбирается общая тема. Вот примеры: «Школа», «Книги», «Профессии», «Изобретения» и др. Далее каждый учащийся выбирает свою индивидуальную тему. Можно разделиться на пары или группы. Например, общая тема «Как жили наши предки» может включать в себя следующие индивидуальные темы: «Жилища наших предков», «Какие праздники отмечали наши предки», «Щи да каша – пища наша» и т.д. Далее учащиеся ищут информацию по индивидуальной теме в разных источниках. При завершении работы над темой каждый ученик выделяет из найденных сведений самое главное и заносит избранную информацию на лист единого формата А 4. В день защиты проекта учащиеся приходят с данными сведениями по избранной теме. Сообщение длится 2-3 минуты. Далее все листы учитель собирает и связывает в книгу.

Таким образом, работа по методу проектов предполагает наличие особых требований:

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.
  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
  3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
  4. Результатом работы над проектом является продукт. Это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
  5. Подготовленный продукт должен быть представлен представителям общественности достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

То есть на завершающем этапе проект требует презентацию своего продукта.

Изучив теоретический материал по изучаемой проблеме, перешла к практической части.

В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии я провожу подготовительный этап, в который включаются устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся ставить цели, собирать информацию, анализировать, рассуждать, выделять главное. Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда сбор информации по плану, составленному совместно с учителем. Уже в первом классе учащиеся выделяют несколько способов сбора информации по интересующей теме: спросить у другого человека, посмотреть в книгах, по телевизору, в интернете, понаблюдать, провести эксперимент.

Учитывая особенности развития младших школьников, предлагаю учащимся темы, которые наиболее близки и значимы для них. Например, на уроках русского языка во время изучения темы «Имена собственные» учащиеся работали над проектом «Мое имя». В процессе работы дети находили ответ на вопросы: Почему меня так назвали родители? Что означает мое имя? Какие великие люди носили это имя? Сколько учащихся начальной школы носят мое имя? При сборе информации учащиеся общались не только с одноклассниками, но и с учениками и учителями других классов. Каждый ребенок стал исследователем.

На уроках окружающего мира при изучении темы «Уроки общения» учащиеся работали над проектом «Моя семья», в процессе работы над которым дети общались с членами своей семьи, учились задавать целена­правленные вопросы. Это первый опыт интервьюирования и подбора материала в виде семейных фотографий, из которых складывается аль­бом. Проекты получились очень разнообразные, так как кто-то более глубоко представил в проекте родословную, кто-то - се­мейные увлечения, кто-то - отдых и путешествия. Поскольку альбом формировался при помощи родителей, несколько из них были представлены в электронном виде. Комментарии в виде рассказа ребенок делал само­стоятельно. Результатом проекта стало понимание ребенком роли семьи в жизни человека. Практическим воплощением результата стала выставка «Моя семья», состоящая из фотоальбомов. Каждый ребёнок, взяв на себя роль экскурсовода, познакомил одноклассников со своей семьёй.

Уроки окружающего мира представляет собой огромный потенциал деятельности учащихся по сбору дополнительной информации о растениях и животных. Я работаю по программе «Гармония». Многие темы, изучаемые на уроках окружающего мира, были интересны детям: «Удивительные растения мира» (учащиеся находили дополнительный материал о баобабе, бутылочном дереве, эвкалипте и других растениях), «Общественные насекомые» (учащиеся с интересом рассказывали об укладе жизни муравьев, ос, пчел), «Удивительные грибы» (учащиеся узнавали, что, оказывается, есть особенные дрожжевые грибки, грибок фитофтора, трутовики и др.). Ребята приносили на уроки энциклопедии, фотографии интересующих их растений и животных, рассказывали интересную информацию о них. Так постепенно дети учились собирать информацию на заданную тему, анализировать, выделять из нее самое главное и обнародовать ее в классе.

Хочется отметить тот факт, что многим детям устное сообщение на заданную тему давалось с трудом. На данном этапе важно помочь ребенку поверить в свои силы добрым словом, даже жестом. Нужно, чтобы каждый ребенок как можно чаще переживал ситуацию успеха. Тогда каждое следующее выступление ребенка все больше будет помогать ему максимально раскрывать свой творческий потенциал.

Во втором классе дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной литературой, собирать сведения по теме, посещая музеи, совершая экскурсии; изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно. Но всё это ещё происходит под руководством учителя.

Рассмотрим работу над проектом на уроках окружающего мира по теме «Волшебница вода». Учащиеся во время зимней экскурсии в природу заинтересовались ответом на поставленные ими вопросы: Что происходит с водой зимой? Что легче: лед или вода? Могут ли растения жить без воды? Учащиеся класса разделились на 3 группы. Первая искала ответ на вопрос «Что происходит с водой зимой?» В результате исследовательской работы дети пришли к выводу, что вода зимой замерзает и превращается в снег и лед. Вторая группа искала ответ на вопрос «Что легче: снег или лед? Был проделан опыт: поместили в стакан с водой кусочек льда, который плавал по поверхности воды. Вывод: лед легче воды. Третья группа следила за двумя комнатными растениями в течение нескольких дней. Первое растение регулярно поливали водой, а второе не поливали. В результате у второго растения стали увядать цветы и засыхать листья. В результате исследования дети пришли к выводу: для жизни растениям необходима вода. Учащиеся фотографировали этапы проведения опытов, а затем оформляли презентацию и рассказывали о полученных результатах.

В процессе работы над данным проектом дети учились видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы по теме, классифицировать, экспериментировать.

Вот некоторые темы учебных проектов, выполненных во втором классе: «Числа в нашей жизни», «Как появились единицы измерения длины», «Представления древних о планете Земля» и др. В процессе работы над проектами многие дети занимались исследовательской деятельностью. Вот темы детских исследований: ««Как вырастить экологически чистую редиску», «Польза и вред соли», «Взгляд в будущее. Средства передвижения в XXII веке».

В третьем классе работа над проектом расширяется. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.

По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач. Дети учатся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения. На этом этапе увеличивается доля самостоятельности учащихся.

Самыми крупными проектами стали: «Удивительные сказки А.С. Пушкина», «Книжка – малышка для учащихся первого класса», «Детская площадка «Здоровье и красота»» и др.

Проект «Удивительные сказки А.С. Пушкина» готовили всем классом. Ребята разбились на группы и выбрали интересное для себя дело. Одни изучали биографию А.С. Пушкина, другие готовили инсценировку по сказкам, третьи – викторину по сказкам А.С. Пушкина. Итогом работы над данным проектом стал праздник, на котором учащиеся стали самостоятельными организаторами, участниками и ведущими.

Итогом работы над проектом «Книжка – малышка для учащихся первого класса» стало создание книжек своими руками на уроках технологии. Самым трогательным моментом было вручение книжек-малыщек учащимся первого класса.

При работе над проектом «Детская площадка «Здоровье и красота»» была поставлена следующая цель: посредством выбранной темы, обсуждения в группах, подбора материала, исследовательской работы, сравнительных характеристик придумать и создать макет детской площадки, которая бы вписывалась в интерьер вашего двора и была бы наиболее комфортна для детей разного возраста.

Учащиеся делились на группы. Каждая группа готовила свой макет детской площадки. На уроке технологии каждая группа представляла свой макет.

Один из важнейших и значимых для младших школьников этап – защита проекта, которая проходит после составления портфолио проекта. Подготовка к защите проводится под руководством учителя. Вместе с учителем дети составляют план выступления, выделяя основные моменты, которые должны быть обозначены в защите проекта. Представляю один из вариантов плана выступления учеников по защите проекта «Детская площадка «Здоровье и красота»»:

1. Представление авторов проекта.

2. Актуальность выбранной темы.

3. План выполнения проекта.

4. Составляющие детали плана макета (из чего сделаны, как выполнялось изготовление деталей).

5. Источники получения дополнительных знаний.

6. Проведение экскурсии по макету детской площадки.

7. Для чего выполнялась работа. Вывод.

Далее задавались вопросы, проходили обсуждения. В итоге каждая группа учащихся стала победителем в номинациях «Самая комфортная детская площадка», «Самая красивая детская площадка», «Универсальная детская площадка».

В четвёртом классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект самостоятельно.

Например, при работе над проектом «Мой родной город» работа проходила следующим образом. Учащиеся разделились на группы и самостоятельно выбрали следующие индивидуальные темы «История возникновения города Смоленска», «Ими гордится Смоленск», «Исторические памятники города Смоленска», «Современный Смоленск». Каждая группа готовила мультимедийную презентацию. День защиты данного проекта стал настоящим праздником для ребят. Меня, как учителя, порадовало сплоченность работы каждой группы, самостоятельность ребят, их уверенность в собственных силах.

Самыми интересными проектами в 4 классе оказались следующие: «Предновогодние чудеса», «Вода – чудо природы», «Путешествие по России», «Они защищали Родину». В четвертом классе были выполнены исследовательские проекты «Тайны бабочек», «Умеют ли дельфины разговаривать?», «Загадки космоса», «Причины гибели динозавров на планете Земля», «Моя родословная» и др.

В результате работы пришла к выводу, что наиболее результативными и эффективными в начальной школе являются следующие типы проектов (по характеру доминирующей деятельности):

  • творческие (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемка фильма и т.д.), которые позволяют ребенку проявить и развить свои способности;
  • ролевые, игровые, участвуя в которых ребенок “примеряет” на себя чей-то образ и таким образом познает мир, учится строить взаимоотношения в нем;
  • ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие глубокую аналитическую работу с полученной информацией;
  • практикоориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
  • собственно исследовательские, направленные на развитие у школьников исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления, исследовательской культуры.

Целенаправленно работая над формированием у учащихся исследовательских умений не только на уроках, но и на внеурочных занятиях (веду кружок «Я – исследователь»), достигла следующих результатов:

Уровни сформированности исследовательских умений

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

креативный

6%

11%

24%

24%

продуктивный

11%

18%

24%

41%

начальный

53%

53%

41%

30%

исходный

30%

18%

11%

6%

Сравнительный анализ (использовала уровни и критерии сформированности исследовательской деятельности, предложенные О.А. Ивашовой «Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект») полученных результатов показал, что в

4-ом классе количество учащихся, достигших более высоких уровней сформированности исследовательских умений, увеличилось по сравнению с 1 классом на18%.

Вывод: в результате наблюдений, анализа проведенной работы, можно сделать вывод о том, что метод учебного проекта действительно формирует у учащихся исследовательские, коммуникативные и рефлексивные умения.

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Коммуникативные умения:

• умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

Благодаря использованию в своей деятельности метода учебного проекта обучающиеся достигли следующих положительных результатов:

- повысилась мотивация при решении учебных задач, так как в проектной деятельности ключевой признак – самостоятельный выбор;

- сформировалось чувство ответственности, так как учащийся старается доказать прежде всего себе, что он сделал правильный выбор;

- создались условия для отношений сотрудничества между учителем и учащимся;

- повысилась самооценка учащихся.

Использование метода учебного проекта в своей педагогической деятельности действительно повысил эффективность и качество процесса обучения. Учащиеся научились быстро находить интересующую их информацию в разных источниках, более уверенно отвечать на вопросы учителя, правильно выстраивать цепочку логических рассуждений, самостоятельно мыслить, стали активными участниками учебного процесса, что является положительным аспектом для повышения качества знаний учащихся.

11.06.2016 18:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!