СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование универсальных учебных действий на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. Стандарт второго поколения перестает быть «обязательным минимумом», становится «обязательной базой», позволяющей обеспечить максимально возможное многообразие жизненного выбора.

На первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. На первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, мотивацию к обучению и познанию, ценностно – смысловые установки, отражающие индивидуально – личностные позиции обучающегося, социальные компетенции, личностные качества; основы гражданской идентичности.

Важной новацией нового стандарта является включение в него требований к условиям реализации образовательных программ. Эти требования, касающиеся условий образовательной деятельности, оснащения учебных заведений, ресурсной базы образования, четко отнесены к региональному уровню власти и управления.

В системе начального образования произошли структурные изменения. В Стандарте 2004 года детально описывалось содержание образования, темы, дидактические единицы. В Стандарте 2009 года содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам:

 

. В новых стандартах в преподавании иностранных языков, не ставится единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли.

Ведущим документом выступают  Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Это своеобразный социальный и государственный заказ системе образования, в соответствии с которым она должна строить свою деятельность и обеспечивать условия для её реализации.  

Требования задают ориентиры для личностных, метапредметных  и предметных результатов освоения  программы.

Так к личностным результатам относятся готовность и способность к саморазвития, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции учеников, социальные компетенции, личностные  качества, сформированность основ гражданской идентичности.

К метапредметным результатам обучения относятся усвоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные) обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющие основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

К предметным результатам относятся

  • приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
  • освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы

Методологическую основу Стандарта составляет Программа формирования универсальных учебных действий, реализующих системно-деятельностный подход в обучении.

Основной результат образования рассматривается в Стандарте как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоении ими как универсальных учебных действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. Так, в обучении иностранным языкам это могут быть, например различные приемы работы с текстом: прогнозирование содержания текста по заголовку, данным к тексту рисункам, умение списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т.д.

Универсальные учебные действия в широком значении означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта. В более узком - совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.

Безусловно, овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жесткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других - на формирование других видов УУД. Но в целом, на современных уроках иностранного языка идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка. Ученик осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем. У ребёнка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко рассказывает о себе. Ученик начинает осознавать, что существует другой язык и что он может в этой сфере общаться. Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. На начальном этапе учащиеся знакомятся с традициями и обычаями других стран и начинают сравнивать их соответственно со своей страной. На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Теперь рассмотрим пути формирования личностных УУД на уроке иностранного языка.

Личностные УУД

Пути формирования личностных УУД

1. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

Упражнения, стимулирующие познавательную деятельность (найти информацию, дополнить текст, заполнить таблицы)

2. Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Работа с интересными текстами на различные темы, обсуждение тем

3. Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Анализ и синтез текста

4. Желание осваивать новые виды деятельности

Разнообразие упражнений(ответы на вопросы, аудирование, заполнение таблиц, подготовка презентаций и докладов)

5. Желание участвовать в творческом, созидательном процессе

Выполнение проектов, написание сочинений

6.Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

Тексты и темы для обсуждения о семье, себе, о своем хобби и т.д.

7.Признание для себя общепринятых морально-этических норм

Обсуждения поведения персонажей текстов и их действий

8.Осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры;

Интерес и уважение к другим народам, проявление толерантности к проявлению иной культуры (социокультурный компонент)

Тексты и темы для обсуждения по страноведению, о городах, достопримечательностях, знаменитых людях и событиях России и других стран

9.Создание у ученика целостной картины мира и понимания собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества

Тексты, упражнения, темы для обсуждения по экологии, страноведению. Работа в парах и группах.

10.Развитие критического мышления школьника, ценностных ориентаций , чувств и эмоций

Анализ текстов, поведения персонажей, сопоставления явлений в родном и ин. языках.

 

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности. На начальном этапе обучение необходимо часто менять виды учебной деятельности, учитывая психологические и возрастные особенности учащихся. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения, потому что они помогают естественному изучению языка. На начальном этапе учатся, играя и играя развиваются и обучаются. И при этом важно научить учащихся регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при диалогической речи, при составление рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам. Необходимо на начальном этапе научить детей прогнозировать свои результаты. Младшие школьники могут использовать самоконтроль для того, чтобы понять, всё ли у них получается, сверяя свои ответы с эталоном. При самоконтроле корректируется письменная и устная речь учащегося. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

- общеучебные

- логические

-действия постановки и решения проблем

На начальном этапе обучения важно научить ученика самостоятельно ставить познавательные задачи:

-научить выделять основное в тексте;

- научить осознанно и произвольно строить свои высказывания с опорой на картинки на схемы;

Дети на данном этапе уже учатся отвечать на вопросы учителя письменно или устно и при самоконтроле и взаимоконтроле могут оценивать процесс и результаты своей деятельности и друг друга.

Логическое УУД на начальном этапе ещё не сформированы, но тем не менее на уроке английского языка необходимо развивать у ребёнка логическое мышление используя опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.). При изучении грамматического материала целесообразно использовать геометрические фигуры.

Например: подлежащее- четырехугольник, смысловое сказуемое- чёрный треугольник, именное сказуемое- заштрихованный треугольник, определение- ромб, обстоятельство – овал ит.д. При помощи геометрических фигур формируется моделирование.

Анализировать учащихся можно научить при прохождении грамматического материала. Синтезировать – при монологической и диалогической речи или при выполнении упражнений в учебнике

- вставить недостающие слова,

- вставить недостающие буквы,

- завершить предложение,

-заполнить таблицу,

-догадаться о правиле образования степеней сравнения прилагательных и т.д.

Постановка и решение проблем осуществляется при проектной деятельности младших школьников.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать другого, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке благоприятный психологический климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий.

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действии у учащихся являются:

  1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
  3. соответствие требованиям к уровню языковой подготовки оканчивающих начальную школу (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального образования).

3. Развитие универсальных учебных действий с помощью инновационных технологий.

Для развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся используются следующие технологии обучения: 1. Технология интерактивного обучения

Использование интерактивных технологий в работе учителя способствует повышению мотивации учащихся к обучению. 2. Информационно-коммуникационная технология обучения

 Активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи у учащихся, повысить мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы.

3. Технология проблемного обучения

Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности. Использование технологии проблемного обучения способствует развитию коммуникативных УУД, стимулирует интерес, поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранных языков.

4. Метод проектов.

Ученики создают свои проекты по определенной теме и представляют их в виде презентаций. Создавая проекты, ученикам предоставляется отличная возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей.

5. Игровая технология.

Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Воображение ребят также достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Поэтому формированию универсальных учебных действий могут способствовать задания творческого характера. Например:

1. Отгадывание кроссворда.

2. Составление кроссвордов, загадок по пройденной лексике.

3. «Нарисуй картинку и составь ее описание».

Например, при изучении тем “Мой питомец", "Моя семья", "Наш дом" и т. д.

4. «Поставь слова в логическом порядке, чтобы получилось предложение»;

5. Прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками. Попробуй сам придумать такой рассказ для своих друзей».

6. Придумайте загадку для своих друзей (например», при изучении темы "Животные")

7. «Нарисуй картинку к прочитанному тексту». и т.д.

Данные задания всегда воспринимаются с удовольствием и интересом. Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке «умения учиться».

4. Использование "психотехнических игр" на уроках английского языка.

Для того, чтобы уроки английского языка способствовали формированию УУД и соответствовали требованиям ФГОС в своей практике используюся новые средства, которые называются «психотехнические игры».

Научная новизна определяется тем, что психотехнические средства на уроках иностранного языка рассматриваются как подготовка ученика к личностно-ориентированному взаимодействию с другими участниками образовательного процесса, обеспечивая личностный рост, поднимая уровень рефлексии, осознания себя субъектом познания и мышления, меняя самооценку, повышая уровень притязания, актуализируя потребность в самореалиазции и саморазвитии в области изучения иностранного языка.

Под психотехническими играми в образовательном процессе понимаются игры, направленные на повышение эффективности учебно-познавательной деятельности учеников, на усвоение получаемых знаний, на повышение интереса к изучаемому предмету при помощи воздействия на психику человека, производимого во время проведения игры.

Таким образом, психотехнические игры являются современным продуктивным средством обучения, помогающим заинтересовать учащихся и способствующим лучшему усвоению материала, а также сподвигающим учащихся к самостоятельному созданию и использованию речевых англоязычных конструкций.

Отличительные особенности психотехнических игр в образовательном процессе от игр вообще:

  1. Интенсивный тренинг лексического и грамматического материала в ходе игры;
  2. Введения эмоциональных реакций, ощущений, восприятия;
  3. Личная заинтересованность участников игры;
  4. Обязательное выполнение определённых физических действий;
  5. Дети играют не индивидуально, а находятся в группе, подчиняясь её правилам;
  6. Закрепление точных знаний путём воздействия на нервную и двигательную системы организма участников;
  7. Воздействие психические процессы участников: воображение, мышление, внимание, память, восприятие;
  8. Сподвижение учащихся к самостоятельности.

Основными функциями психотехнических игр в обучении иностранному языку являются:

  1. создание у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном занятии определённой ситуации;
  2. реализация дидактической основы в форме учебной задачи для синхронизации мыслительных и физических действий с речью на иностранном языке;
  3. интенсивная тренировка употребления усваиваемого лексического и грамматического материала, а также его самостоятельное применение;
  4. психолого-социальная подготовка учащихся к общению с иноязычными людьми на их языке.

Приведу пример одной психотехнической игры, которая пользуется особой популярностью у учеников средних и старших классов.

Игра “Перевоплощения”.

Ученики располагаются на стульях, поставленных в круг. Один из них получает от ведущего или от своего соседа задание превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощутить ее “характер”. От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник дает задание следующему по кругу. И так далее. По мере овладения этим упражнением “перевоплощения” становятся все более глубокими. От поверхностных, чисто внешних описаний участники переходят к выражению настроений, чувств.

Говоря о постороннем предмете, каждый во многом говорит о себе.

В отдельных случаях образ может быть настолько выразительным и сильным, что соответствующие ему строй и окраска переживаний передаются всей группе. Под действием сильных образов у участников возникает иногда ощущение глубокого взаимопонимания, сопричастности, единства.

Таким образом, проведя несколько психотехнических игр в разных классах, был сделан вывод, что психотехнические игры способствуют формированию УУД, так как они предполагают не только обучение учащихся речевым образцам, лексико-грамматическим навыкам, но и помогают учащимся раскрыться, анализировать, познать что-то новое. Кроме того, психотехнические игры являются современным средством в обучении иностранному языку и способствуют формированию коммуникативных УУД, повышению качества работы над материалом при воздействии на психические процессы учащихся, а также повышают мотивационную сторону обучения. Не смотря на то, что психотехнические игры интересны учащимся любого возраста, способствуют повышению успеваемости более слабых учеников и помогают создавать на уроке благоприятную психологическую атмосферу, все же нельзя использовать их на каждом уроке английского языка, так как существуют цели и задачи, которые невозможно решать только с помощью психотехнических игр. И, безусловно, психотехнические игры требуют большой подготовки учителя, ведь они имеют не только педагогическую направленность, но и психологическую.

Я считаю, что с помощью данных технологий качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний, развиваются речевые умения, за счет использования интерактивных компьютерных сред можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения английскому языку. Все это способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся. Для формирования и совершенствования коммуникативных УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС, я предлагаю учащимся такие задания:

 - упражнение на логическое заполнение пропусков;

 - составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок;

 - поиск ошибок в письмах и текстах;

 - составление текстов из предложенного набора предложений;

- выстраивание логических смысловых цепочек;

 - подготовка творческих мини-проектов;

 - заполнение анкет.

Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое. Учитель чётко должен знать: чему учить и как учить.

Категория: Всем учителям
16.02.2015 18:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!