СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТ практического пособия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект практического пособия по использованию национального исскуства как средства художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Календарный план работы на неделю по реализации проекта на тему:,,Осенний праздник урожая- С?мбел? “

Образовательные области

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Социально-коммуникатив=ное развитие

Сюжетно-ролевая игра «Фруктовое кафе»; «Что растет в саду и огороде? «Театрализованная игра «Огород»-закреплять знания.

Сбор ягод и другого природного материала для поделки. (привлечь родителей)

Изготовление приглашения на праздник -продолжать знакомство с элементами татарского национального ор-

намента.

Выполнить коллективную работу-подарок для Сюмбели в национальном колорите-воспитывать в детях доброжелательность.,

Готовить необходимые атрибуты, костюмы и декорации для будущего праздника - учить детей работать в коллективе Продумать вместе с детьми элементы костюма «Шурале»-развивать творческую активность.

Оформить зал к празднику-привлекать детей к посильному участию в подготовке мероприятия.

Настенная газета на тему «Любители-садоводы» (Как мы любим помогать в саду и огороде)-привлечь родителей и детей к созданию газеты.

Познавательное развитие

Провести беседу на тему:,, Праздник урожая С?мбел?”-продолжать знакомить с обычаями татарского.народа

Провести дидактическую игру «Что растет на грядке, а что на дереве »-продолжать расширять и уточнять знания детей по данной теме. Развивать внимание, воображение.

Беседа о хлебе-закрепить знания-(из чего готовят,кто его печет,какой бывает.Рассмотреть иллюстрации на тему:”Хлеб”

Слушать стихи на татарском и русском языке о хлебе,уметь рассуждать на тему услышанного.

Провести беседу «Собираем урожай на даче». Дидактическая игра «Вершки - корешки». Побеседовать на тему:«Что едят в сыром виде, а что в вареном?»(овощи)

Знакомить детей с элементами татарского национального костюма(презентация).

Провести демонстрацию –показ национальных костюмов в исполнении детей.

Речевое развитие

Рассмотреть иллюстрации по теме,,Фрукты и овощи”- закрепить приобретенные знания, активизиро-вать словарь:спелые, сочные, ароматные, полезные,витаминный.

Составление и разгадывание загадок на тему,,Овощи и фрукты” на русском языке.-закреплять знания по данной теме, развивать смекалку,логику, воображение.

Разучивание пословиц о хлебе. Вспомнить знакомые пословицы-расширять словарный запас детей. Объясниь, что поговорки и пословицы -это кладовая мудрости народа.

Составление и разгадывание загадок на тему «Осенний урожай» на татарском языке.- развивать в детях внимательность, воображение, творчество.

Конкурс чтецов – татарских стихов на тему «Осень» (К?з) -учить детей читать выразительно., слушать внимательно своих друзей,отметить лучшие выступления вместе с детьми.

Художественно-эстетическое развитие

Разучить песню» «Алтын к?з» (муз. А. Батыршина, сл. З. Нури) Разучить с солистом песню “Икм?к кадере” (сл.Ф.Р?химкуловой, К.муз. ??лиуллина ) –развивать певческие навыки,любовь к татарской музыке.

Р. Миннуллин «Если будет хлеб»,-подолжать знакомить с основными признаками стихотворения, передавать содержание,рассуждать по теме «хлеб»

Познакомить детей с хороводом “К?з ?ыры.”

Разучить движения танца с листьями.,танца с зонтиками-развивать муз-двигательную импровизацию.

Составить вместе с детьми натюрморт из овощей и фруктов –вспомнить и дать определение слову «натюрморт».Выпол-нить рисунок.

Разучить песню “С?мбел?” сл. Г. З?йн?шевой,муз.,М. Ш?мсетдиновой.

Работа над инсценировками.(по сценарию)

Рисование: «Поле пшеницы»-закреплять знания о хлебных колосьях. Знать строение колоса пшеницы, ржи. Объяснить приемы рисования кистью.

Разучить хороводную игру”Бар матур бакча” -активизировать малоактивных детей на ведущую роль.

Тукай,,Шурале”-продолжать знакомить с творчеством поэта.

Просмотр мультфильма”Шурале” на татарском языке.

Выполнить рисунок”Каким может быть Шурале”.Обсудить рисунки.

Повторить песни.,хороводы-добиваться чистого певческого звучания, эмоционального исполнения.

Провести развлечение «Осенний праздник урожая-С?мбел?»-вызвать эмоциональный отклик у детей, поощрить хорошие выступления.

Физическое развитие

Тат. игра “Ч?лм?к уены” формировать двигательную активность в подвижных играх,продолжать изучение народных игр.

Каенда – карга,

Им?нд? – чыпчык,

Ќирд? – елан,

hавада – кош,

Бар син д? оч!

Разучить считалку к тат.игре, учить играть по правилам.

Игра”Рассортируй овощи и фрукты”(с мячами разного цвета)развивать коммуникабельность.лов-кость,быстроту движений.

Игра “Репка”- Развивать ориентировку в пространстве.

Разучиь правила игры “Син уртада”-развивать интерес к народным играм,воображение,комму-никабельность.

Играть в любимую игру.Использовать знакомую считалку на татарском языке.-продолжать привлекать детей к народным играм.

Осенний праздник урожая ,,С?мбел?”

“С?мбел? б?йр?ме”

Цель проекта:

расширять кругозор детей о традициях, обычаях татарского народа, знакомить детей с татарским народным праздником «С?мбел?» (Праздник урожая) ;

воспитывать любовь и уважение к татарскому языку и татарской культуре;

развивать творческие способности детей в создании художественного образа, используя игровые и танцевальные импровизации.

Ход праздника.

Ведущий: Ни арада ж?й ?тте,

Матур к?з килеп ?итте.

Шатлык тулы бу б?йр?мне

Балалар купт?н к?тте.

Здравствуйте, ребята и гости нашего праздника!

Кадерле балалар, кунаклар! Ис?нмесез!

Без б?ген сезнен бел?н берг?л?шеп “С?мбел?”б?йр?мен ?тк?рерг? ?ыелдык!

Мы сегодня собрались на праздник С?мбел? - праздник урожая. Его отмечают в день осеннего равноденствия, когда день и ночь уравниваются. В давние времена, когда урожай был убран, осенняя посевная закончена - люди устраивали этот праздник. Хозяйкой праздника была девушка по имени С?мбел?. Ее выбирали из числа красивых, озорных,острых на язык девушек, переодевали в С?мбелю, выводили на площадь и там задавали ей вопросы. Например, «топор или шило?». Если она скажет «топор», то полагали, что осень будет холодная — лед можно будет разбивать только топором. Если ответ был «шило», то ожидалось, что осень будет относительно теплой — лед можно будет разбить и шилом. К её словам прислушивались даже старики и аплодировали со словами «юравы? юш булсын», т. е. пусть твое гадание осуществится. С?мбел? должна была иметь светло-желтые волосы, потому что она символизировала осень, колосья.

Давайте и мы с вами отметим этот праздник в нашем уютном зале и позовем на наш праздник С?мбелю. (стук в дверь) Ой, а кто же это стучится в нашу дверь?(Влетает птица с письмом, отдает его ведущему).

Давайте,ребята прочитаем письмо:

”Праздник ваш никогда не начнется,и С?мбел? к вам не вернется!

Скучно мне в лесу одному, к вам ее я не пущу!

Вам спешу передать привет!Думали-меня уж нет?

Шурале еще живой! Что?! Не справились со мной?”

Ведущий:

Ребята, что же нам делать?

Ведь праздник без С?мбели не начать,

кого на помощь нам позвать?

К ведущей подбегает мальчик Батыр.

Батыр:

Не переживайте!

Шурале я обхитрю,

К вам С?мбелю приведу!

И помогут мне друзья

Только медлить мне нельзя!

Ведущий: Спасибо тебе, Батыр! Отправляйся в путь дорогу. Удачи тебе. Будут трудности, зови друзей и они тебе обязательно помогут.

(Батыр идет по воображаемому лесу и читает стихи «Яфрак б?йр?ме” Л?биба Лерона):

Сары, сары, сап-сары

Агачны? яфраклары.

?ил ис?, ява яфрак —

К?зне? матур чаклары.

Оча яфрак, уйный яфрак,

?аваларда ?йл?неп.

Б?ген, б?ген, б?ген, б?ген

Яфракларны? б?йр?ме!

Дети исполняют песню «Алтын к?з» (муз. А. Батыршина, сл. З. Нури)

Девочки исполняют под лирическую татарскую мелодию танец с листьями. Батыр любуется этим танцем.Вдруг музыка становится тревожной:навстречу Батыру выбегает волк.

Волк:

Сам обед ко мне идет!

Вот сегодня мне везет!

Съем тебя!.

Батыр:

Ты не спеши!

Лучше мне ты помоги!

Шурале знаком тебе?

С?мбел? у нас в беде!

Держит он ее взаперти,

Мне дорогу не найти!

Волк:

Ладно, ладно, помогу!

За просто так-я не могу!

Должен ты меня развлечь

и стихи мне здесь прочесть!

Батыр :

Здесь помогут мне друзья,

Ну, ребята, выходите!

Волка тут развеселите!

Дети читают стихи.

1.К?р?мсез, дусларым, к?з килде тышта;

Озак тормас, килер ак тунлы кыш та.

Кит? башлады безд?н инде кошлар;

Алар безд?н ерак ?ирл?рд? кышлар(.Габдулла Тукай)

2.?илд? назланып оча

Алтын, сары яфраклар.

Сокланмый м?мкин т?гел,

Бигр?к матур шул чаклар.

3.Я?гыры явып торсын,

К?нн?ре суык булсын,

Мин барыбер яратам,

Мин к?зл?рне яратам.

4.Кояш та с?р?н ген?

К?з?т? к?зге ямьне.

Тезелеп кошлар кит?,

? шулай да к?з ямьле.

5.К?з ?аман р?сем ясый

Т?рле т?сл?ре бел?н.

С?ендер?, куандыра

Мул у?ышлары бел?н.

Волк:

Как красиво вы стихи читаете

И татарский язык хорошо знаете!

Сам,, р?хм?т” скажу я вам,

Моим новым друзьям!

Ты,Батыр,вперед иди,

Доброго тебе пути!

Батыр:

Р?хм?т, дустым!Приходи к нам на праздник!

(Идет Батыр дальше. На пути встречает «У?ыш» бабая.)

Батыр:

Ис?нме, бабай! Ис?нме!

Давно тебя я не видал!

У?ыш бабай :

Батыр! Ис?нме! Хорошо,

Что здесь тебя я повстречал!

Я тут урожай собрал.

Все в корзину побросал.

Непорядок!Знаю я!

Да спина заболела моя,

Поэтому помощь нужна мне твоя.

Не останусь я в долгу,

Тебе подарок подарю!

Батыр:

У?ыш бабай, ты подарков не дари,

лучше С?мбелю найти помоги.

Знаешь, где живет Шурале?

У?ыш бабай:

Ладно, помогу тебе!

Батыр: Друзья мои, помощники! Давайте поможем дедушке (зовет детей ) У?ыш бабай: Вот-вот посмотрим, что же здесь есть. (показывает овощи и фрукты. Дети должны назвать фрукт или овощ на татарском языке).Так-так, в овощах и фруктах разбираетесь, значит сможете все правильно разложить. (во время игры звучит татарская мелодия в быстром темпе).

Игра-аттракцион «Рассортируй овощи и фрукты по корзинам»

У?ыш бабай:

Мен? р?хм?т.Помогли.

Ну, Батыр, теперь иди

прямо, прямо по дороге!

Не сворачивай с пути!

Батыр: Р?хм?т. Сау бул, У?ыш бабай.

(Батыр идет дальше.Вдруг он видит девочку. Она сидит и плачет. Он подходит к ней)

Батыр:Девочка, ты почему плачешь? И как тебя зовут?

Девочка: Меня зовут Айсылу. Я заблудилась, поэтому и плачу.

Батыр: Не плачь, Айсылу. Это горе, не беда. А пойдем со мной спасать С?мбелю. Хитрый Шурале спрятал ее о нас, а без нее мы не можем праздник начать.Вдвоем будет веселее.

Айсылу: Пойдем.(замечая воображаемые капли дождя) Ой!

Батыр, безг? артыбыздан

Шыбыр-шыбыр кем д?ш??

Батыр: Кем д? д?шми, к?зге я?гыр

Зонтик бел?н с?йл?ш?.(М?рзия Ф?йзуллина)

Под музыку выходят девочки с зонтиками. Один зонтик отдают Батыру и Айсылу, они прячутся под ним)

Исполняется танец с зонтиками под песню «Кулчатыр».

Дождь кончается,Айсылу с Батыром идут дальше и приходят к дому Шурале

Батыр:

Ш?рале! Ш?рале!

Тату, дус булыйк ?ле!

Отпусти С?мбелю-осень,

Очень, очень тебя просим!

Шурале:

Ха-ха-ха!Ха-ха-ха!

Шул кир?к сезг?!

Айсылу:

Ты же не такой плохой,

В сказке –Шурале другой!

Что захочешь, все проси!

Только Осень отпусти!

Шурале:

Ладно, ладно! Буду добрым я,

Если поиграете со мной, друзья!

Батыр: Я думаю, ребята нам с удовольствием в этом помогут.

Дети исполняют песню «Ш?р?ле”(З.Х?снияр с?зл?ре,З.Гыйбадуллин к?е)

Дети играют с Шурале в игру:

”Син уртада, без кырыйда,

?йл?н?без, Ш?р?ле.

Син нишл?се?, ни кыланса?,

Шуны эшл?рг? була.(Шурале показывает различные фигуры, дети повторяют)

Шурале:Балалар, мин сезг? начарлык иттем,? сез ми?а яхшылык бел?н ?авап кайтардыгыз!

Вы меня развеселили,

И мне очень угодили!

Сюмбелю я вам верну,

У вас прощенья я прошу!

Под музыку выходит С?мбел?.

Батыр с Айсылу подбегают к С?мбеле, обнимают ее и ведут в центр зала

Батыр:

С?мбелю вы все встречайте,

Праздник дружно начинайте!

Шатлык булып бакчабызны

Г?лг? к?мде?, С?мбел?,

Безне? матур ?ырыбызга

Син д? кушыл, С?мбел?!

Дети исполняют песню “С?мбел?” Г. З?йн?шева с?зл?ре, М. Ш?мсетдинова к?е.

С?мбел? дип матур исем

Кушты ик?н кем ген??

С?мбел г?лд?н ?злеп тешк?н

Ч?ч?к кебек С?мбел?.

С?мбел?, С?мбел?,

С?мбел г?лд?н ?злеп т?шк?н.

Ч?ч?ктер ул,кем бел??

?тк?сен?, ?нк?сен?

Ул к?з карасы кебек.

Г?л арасында сайраган

Былбыл баласы кебек.

С?мбел?, С?мбел?,

Г?л арасында сайраган

Былбылдыр ул,кем бел??

Ч?ч?к кебек с?йкемле ул,

Былбыл кебек мо?лы ул.

Та? аткач та с?нми торган

Йолдыз кебек нурлы ул.

С?мбел?, С?мбел?,

Та? аткач та с?нми торган

Йолдызлар ул, кем бел??

Ведущий:

Сагынып к?тк?н, зарыгып к?тк?н

С?мбел? килеп ?итте,

Ч?ч?кле, ?ил?кле ??йл?р

Инде ?тте д? китте.

С?мбел?, С?мбел?

Б?йр?мебез т?ренд?,

Алтын ч?чле г?з?л кыз ул—

У?ыш кызы С?мбел?.

Здравствуй С?мбеля. Мы тебя очень ждали и целый год по тебе скучали.

С?мбел: Ис?нмесез, балалар! Ис?нмесез, кунаклар!

Я- С?мбел?. К вам пришла, праздник осенний вам принесла.

Ребенок:

Ис?нме, К?з, алтын к?з,

Безне сагынып килде?ме?

Агачларга куакларга

Сары чуклар элде?ме?

С?мбел?:

Саумы, якын дусларым,

Сезне сагынып килдем мин,

Сезг? матур к?нн?р д?

У?ыш та китердем мин.

Дети исполняют песню-хороводК?з ?ыры

Балалар: К?з, к?з, ?йт ?ле?

К?рзине?д? нил?р бар?

С?мбел?. К?рзинемд? кыярлар,

Помидор ??м алмалар.

Балалар. К?з, к?з, ?йт ?ле?

К?рзине?д? нил?р бар?

С?мбел?. К?рзинемд? я?гырлар,

?ылы, суык к?нн?р бар.

Балалар. К?з, к?з, ?йт ?ле?

К?рзине?д? нил?р бар?

С?мбел?. К?рзинемд? кызыл, матур

Алтын, матур т?сл?р бар

С?мбел?:

Бик матур ?ырлыйсыз ик?н, балалар. Х?зер бераз ял итеп алсак та була. Сынап карыйм ?ле, ?зегез турында табышмаклар бел?сезме ик?н?А сейчас я вам загадаю загадки.

1.?ир астында алтын казык,

Без аны алдык казып. (кишер)

2.?сеп утыра бер ч?лм?к,

?стен? киг?н й?з к?лм?к. (к?бест?)

3.?зе йомры—ай т?гел,

Т?се сары –май т?гел,

Койрыклы—тычкан т?гел. (шалкан)

4.Йодрык-йодрык булып ?с?

Алма кебек кызарып пеш?,

?зе матур, аны кем ?йтер? (помидор)

5.Кечкен? ген? сары карт,

Киг?н туны биде кат.

Туннарын туныйсы?,

Тунаганда елыйсы?. (суган)

Балалар, сезне? бел?н бик к??елле ик?н. ?йд?гез, уйнап алабыз. Поиграем в музыкально-хороводную игру «Бар матур бакча» («Есть красивый огород»).

Бар матур бакча

Анда ?с? кишер(дети идут по кругу)

Мен? шундый кишер зур(поднимают руки)

Мен? шундый кечкен?(приседают)

Кишер, кишер кил ?ле

Биеп, биеп кит ?ле (хлопают)

Игра продолжается со всеми изученными овощами.

Ведущая предлагает детям сесть на стульчики.

Ведущий:

Спасибо осени за все её щедроты,

Спасибо хлеборобам за работу –

Трудились на полях они на славу!

Еще богаче стал любимый край.

Скажите, какое главное богатство осени?

Дети: Икм?к, хлеб.

С?мбел?. Д?рес, балалар. И? т?мле, и? кир?кле ризык ул – икм?к.Правильно, дети. Самый дорогой подарок осени – хлеб. Не зря в народе говорится «Ипи, т?з – якты й?з»

Дети читают стихотворение Р.Миннулина « Икм?к булса»

1.Ипи басуда ?с?,

Аннан амбарга к?ч?.

Аннары мичт? пеш?,

Кызарып мичт?н т?ш?.

2.Шуннан кил? ?ст?лг?

Безг? ку?т ?ст?рг?.

Ипи булса табында

Булдырам мин барында.

3.??ркемг? ипи кир?к

??рк?нне ипи кир?к.

Шу?а к?р? игенчене

Х?рм?т ит?рг? кир?к.

Ведущий:Матур бер ?ыр ты?лыйсы? кил?ме, С?мбел??

“Икм?к кадере” ?ыры башкарыла. (Ф. Р?химкулова с?зл?ре, К. ??лиуллин к?е.)

Сюмбеля: Бик матур ?ырлар ?йр?нг?нсез, балалар, р?хм?т сезг?.

Ипи, ?ст?лг? килг?нче, никад?р ю л ?т?, никад?р хезм?т сорый. Хлеб-всему голова! Икм?к булса, ?ыр да була, дил?р. ?ыр булган ?ирд? оста биюче д? табыла.

Дети исполняют танец с колосьями.(Песня“Чайкала иген кырлары”)

Ведущая : Спасибо тебе, С?мбел?, за праздник! Нам очень понравилось! И поэтому мы приготовили для тебя подарок.

Дети выносят поделку, сделанную своими руками.С?мбел? благодарит за подарок.

С?мбел?:

К??елле булды кич?

Мичт? б?лешл?р пеш?,

Х?зер инде ял итик,

Берг?л?п ч?йл?р эчик!

Ведущий:

Сау бул, Сембел?!

Яз житк?ч, Н?уруз б?йр?менд? сине к?теп калабыз.

Эй,С?мбел?, С?мбел?,

Сембел?не кем бел??

С?мбел?не шулар бел? –

Кем эшен? ?лгер?.

Мул у?ышлы к?зге б?йр?м

Х?ркемне с?ендер?.

Дети возвращаются в группу, где проходит чаепитие вместе с героями праздника)

Список используемой литературы:

1.“Балачак аланы”(“На поляне детства”).Закирова К.В. Хрестоматия для воспитателей детских садов и родителей. Казан: РИЦ, 2011. — 560 б.

2.Закирова К.В.,Мортазина Л.Р” Балачак –уйнап-к?леп ?с?р чак.”Балалар бакчасында уеннар.Балалар бакчасы т?рбиячел?ре h?м физкультура

инструкторлары ?чен методик кулланма.Казан. Редакционно-издательский центр, 2012. – 192 б.

3.Гарафиева Г.З. С?мбел?не кем бел?? Казан, 2003.

4.Шаехова Р. К.Региональная программа дошкольного образования.

Т?б?кне? м?кт?пк?ч? белем бир? программасы. – РИЦ,

2012. – 208 с.

5.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

ссылки на оn-line cтатьи:

6.Хусаинова Н.Р.Татарские национально-календарные праздники и игры.

http://www.pandia.ru энциклопедия знаний.

7.Э.Ризаева.Сценарий татарского праздника «Сюмбеля».http://www.maam.ru/ международный образовательный портал.

12.11.2015 16:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!