СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование жизненных компетенций у детей младшего школьного возраста с ОВЗ в условиях реализации Проекта ФГОСов для умственно-отсталых детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: выявить пути формирования жизненных компетенций в условиях реализации Проекта Федеральных государственных образовательных стандартов для умственно отсталых детей в воспитательной работе специальной коррекционной общеобразовательной школы для детей с ОВЗ.

Одной из важнейших теоретических и практических задач специального образования является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешной подготовки к обучению в школе и социальной адаптации. Вэтой коррекционно-педагогической системе важная роль принадлежитформированию жизненных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья, как в учебной, так и в воспитательной работе через реализацию рабочих программ. Приоритетное направление современного этапа развития системы специального (коррекционного) образования является помощь детям, ранее не охваченных ею, в том числе детям со сложной структурой дефекта, которые наряду с общим для них состоянием имеют одно или несколько системных нарушений. Эти дети требуют особого внимания, правильного воспитания, любви, терпения, а порой даже настойчивости. «Нет «необучаемых» детей, нужно просто уметь любить их такими, какие они есть». Именно полюбить и принять их такими, какие они есть, и только после этого строить свою работу.

Организация воспитательного процесса, максимально учитывающая различия в развитии и способностях каждого учащегося, является одной из наиболее острых проблем в теории педагогики и практике коррекционной школы. В проекте Концепции СФГОС впервые четко выделяются взаимодополняющие компоненты: «академический» и «жизненная компетенция». В соответствии с Концепцией, в образовании детей с ОВЗ из двух составляющих ведущим становится не получение академических знаний, а развитие социальной компетенции учащихся. В проекте ФГОСов для умственно-отсталых детей четко прослеживается то, как формирование жизненных компетенций выходит на первый план, а академический компонент является дополнением.

Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни. Требуется специальная работа по введению ребенка в сложную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально дозированное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Главная проблема детей с умственной отсталостью заключается в нарушении их связи с окружающим миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Процесс социализации крайне затруднен, прежде всего, тем, что у таких детей значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Все это осложняется и трудностями в общении. Ребенок с ОВЗ, вступая в различные

социальные контакты, чаще всего терпит неудачу, т.к. его попытки общения

либо не имеют цели, либо не обеспечены необходимыми коммуникативными

средствами, из-за чего и являются непродуктивными. С трудом формируется

умение пользоваться средствами речевого этикета, принятого в обществе.

Учащиеся испытывают затруднения при оформлении адекватного речевого высказывания, допуская ошибки в его правильности, точности, логичности, чистоте и уместности высказывания. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не были в тягость обществу и людям, с которыми им предстоит общаться.

Всё коррекционно-развивающее обучение и воспитание предусматривает индивидуальный подход и проводится систематически, с поэтапным усложнением обучающего материала, учётом зоны ближайшего развития и постепенным снижением помощи взрослого. Основным направлением работы является практическая подготовка детей к жизни. Поэтому содержание воспитания строится с учетом следующих принципов:

− жизненная значимость;

− практическая необходимость.

При этом решаются следующие задачи:

− дать детям знания и представления о различных объектах окружающей их

жизни (транспорт, магазины, предприятия бытового обслуживания);

− научить их практически правильно и по возможности самостоятельно

пользоваться этими объектами и их услугами;

− сформировать устойчивые навыки и привычки общения с людьми,

поведения в обществе.

Главным показателем работы является то, что у детей появляется желание посещать школу, находиться в коллективе детей, взаимодействовать друг с другом, общаться с другими детьми вне класса, даже вне школы, посильно принимать помощь специалистов, принимать участие в классных и общешкольных мероприятиях.

Таким образом, изучив Проект ФГОСов для умственно-отсталых детей, мы пришли к выводу, что формирование жизненных компетенций из всех образовательных областей по содержательным линиям и прогнозируемым результатам подходят и к воспитанию детей с ОВЗ. По всем направлениям воспитательной работы школы в соответствии с циклограммой нами выбраны определенные жизненные компетенции, формируемые в процессе воспитания, а также прогнозируемые результаты.

Хотелось бы закончить словами: мы живем так, как можем, а они живут так, как мы им поможем. Это действительно так, ведь жизнь этих детей − в наших руках.

Проект решения по данному вопросу:

  1. Выбрать формируемые жизненные компетенции из образовательных областей, предлагаемых в Проекте ФГОСов для умственно отсталых детей, подходящие по направлениям воспитательной работы школы.
  2. Создать параметры мониторинга по направлениям воспитательной работы в соответствии с формируемыми жизненными компетенциями в условиях реализации Проекта ФГОСов для умственно отсталых детей.

Литература:

1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и

множественными нарушениями развития (программно-методические

материалы) / Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В.

/ Под ред. И.М. Бгажноковой. М., 2007.

2. Гаурилюс А.И. Динамика становления межличностных отношений и

представлений о себе и своем социальном окружении у учащихся

начальных классов вспомогательной школы // Дефектология. 1995.

№2. С. 27-31.

3. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические

рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной

отсталостью. М., 2007.

4. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с

отклонениями в развитии: Практическое пособие. М., 2005.119

Категория: Прочее
26.04.2015 22:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!