СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа составлена на основе авторской программы дополнительного образования "Образ и мысль", разработана группой психологов, искусствоведов, педагогов Санкт-Петербурга. Программа ориентирована на начальную школу и основана на психологических теориях когнитивного развития Ж.Пиаже и Л.С. Выготского, а также на теории стадий эстетического развития американского психолога А.Хаузен.
Цель программы «Образ и мысль»: создание условий для эмоционально-ценностного развития личности ребенка на основе восприятия произведений изобразительного искусства в рамках фасилитированной дискуссии.
Задачи программы:
Обучающие
· Начальное эстетическое образование детей, формирование представлений и навыков восприятия зрительных образов, формирование умений анализировать и обобщать.
· Знакомство детей с основными понятиями и базовыми принципами изобразительного искусства.
· Формирование умения формулировать собственные мысли, аргументировать точку зрения.
Развивающие:
· Гармонизация развития детей, формирование внутренней познавательной мотивации, обогащение и укрепление эмоционально-волевой сферы, социализация ребёнка в процессе осуществления им деятельности, связанной с поиском неформальных ответов на поставленные вопросы.
· Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
· Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
· Воспитание интереса к искусству и человеку в искусстве.
· Расширение коммуникативных способностей детей.
· Формирование культуры общения и совершенствование коммуникативных навыков.
Направленность дополнительной образовательной программы
Программа дополнительного образования «Образ и мысль» является общекультурной модифицированной программой культурно-развивающей направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам восприятия объектов окружающего мира (при фактическом использовании в качестве объекта познания репродукций, диапозитивов, слайдов произведений искусства).
Занятия по программе позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной и общекультурной области, развить и обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения основных тем программы. В ходе последовательного, поэтапного прохождения курса обеспечивается целенаправленное педагогическое воздействие, благотворно влияющее на развитие ребёнка, закладывающее фундамент в становление целостной индивидуальности.
В результате изучения материала программы «Образ и мысль» у детей целенаправленно развивается визуальное мышление, формируется гармоничная эмоциональная сфера, эстетический вкус, проявляются творческие способности.
В основу программы дополнительного образования «Образ и мысль» положена концепция формирования умственных действий и понятий, реализуемая в ходе учебных занятий под руководством и с непосредственным участием как педагога, так и всего учебного коллектива.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы «Образ и мысль»
Новизна
Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно-коммуникативные навыки, совершенствуется в практическом общении, реализуется в мыслительном творчестве. Эпизодические посещения музеев, «встроенные» в программу, позволяет ребёнку расширить кругозор и получить дополнительные начальные навыки грамотного восприятия объектов искусства.
Уникальность программы состоит в технологичности методики, особом интерактивном методе организации занятий, построенных на основе совместного обсуждения учениками произведений искусства. Программа принципиально отличается от программ эстетического цикла ориентацией, в первую очередь, на организацию взаимодействия учеников с произведением искусства, а не на передачу информации.
Актуальность
Одной из важнейших задач образования является становление самостоятельности как устойчивой черты характера детей. Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием познавательной активности детей, для стимулирования и поддержания которой нужна среда, обеспеченная условиями для самостановления обучаемых.
Исследование, направленное на оптимизацию образовательного процесса младших школьников посредством среды с применением произведений искусства (слайдов), показало, что в такой среде гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых мыслительных и коммуникативных способностей, воспитывается активное познавательное отношение к объектам культуры, удовлетворяется стремление детей к деятельному общению.
Образовательный процесс направлен на формирование общих учебных навыков, обусловленных следующими новообразованиями:
· умением смотреть, видеть и самостоятельно воспринимать предметы и явления окружающего мира;
· умением слышать и воспринимать объяснение, сопоставлять и отстаивать точки зрения;
· обретением способности к концентрации внимания, навыков преобразования разного рода информации;
· повышением уровня развития основных психических процессов (логическое и образное мышление, воображение, память, внимание, речь);
· укреплением внутренней силы личности.
Программа курса нацелена на создание педагогических условий для реализации целостного подхода к образованию детей, творческому их становлению средствами произведений искусства, а также на осуществление практико-ориентированного подхода к развитию мышления ребёнка посредством приобщения его к совместному поиску истины и дискуссии.
Педагогическая целесообразность
В курсе «Образ и мысль» комплексно присутствуют:
· интеллектуально-познавательные составляющие:
· логические, развивающие мыслительную деятельность;
· эстетические и художественно-изобразительные, развивающие художественную одарённость;
· досуговые и социально адаптирующие составляющие:
Курс «Образ и мысль» комплексно выполняет основные функции в области образования и педагогики, касающиеся категорий:
· "воспринимать";
· "развивать"
· "воспитывать".
Программа курса, реализуемая в игровой форме, вносит в образовательный процесс немало специфического.
Так дети вовлекаются в "мир культуры" (в широком смысле), или:
· в мир общения (восприятие, самовыражение, убеждения, поведение, этика, риторика, интеллект, коммуникация);
· в мир искусства (творчество, эстетика, познание культурных ценностей);
· в мир науки, техники и технологии (творчество, логика, деятельность человека среди природы).
Программа курса, подкрепленная дидактическими материалами на основе визуального ряда произведений искусства, имеет возможность объединять:
· детский и взрослый интересы,
· детские и педагогические ценности,
· гуманитарное образование и развитие кругозора,
· социальные, естественнонаучные и логические знания,
· восточные и западные традиции культуры,
· нравственно-идеологические и гуманистические (общечеловеческие) системы взглядов.
Принципы построения программы:
· Постепенность и последовательность.
· Единство образовательных задач, требований жизни, интересов развития личности.
· Акцентирование занимательности.
· Возврат к пройденному ранее содержанию, с тем чтобы применить его в качестве основы или элемента для формирования содержания других разделов.
Программа рассчитана на 4 года и адаптирована для учащихся, не имеющих начальных художественных знаний.Изучение курса начинается в 1 классе. На проведение занятий по курсу отводится 1 час в неделю, то есть 33 часа в год (в 1 классе) и 34 часа в год (2 – 4 класс).
Курс предполагает 3 этапа предъявления зрительного ряда:
1 этап – 1 класс.
2 этап - 2 класс.
3 этап – 3 и 4 классы.
© 2015, Бубнова Татьяна Федоровна 733