СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) для учащихся 1 – 4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) для учащихся

1 – 4 классов МОУ Акатьевская ООШ на 2016 – 2017 учебный год

клуба «Растим патриотов»

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности клуба «Растим патриотов» духовно-нравственного направления для 1 – 4 классов разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А. Горского М., «Просвещение», 2011 в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и ООП начального общего образования МОУ Акатьевской основной общеобразовательной школы.

Программа ориентирована на использование

Нормативная база:

  • Федеральный закон об образовании в РФ» №273-ФЗ от 22.01.2013 г.
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009
  • Постановление о внесении изменений № 3 в СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных учреждениях» № 81 от 24.11.2015 г.
  • Образовательная программа МОУ Акатьевской ООШ.
  • Учебный план МОУ Акатьевской ООШ на 2016-2017 учебный год.

Цель программы:

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. На основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, развивать и воспитывать компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Задачи программы

  • приобщение обучающихся к культурным и национальным ценностям своего народа, российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;
  • изучение краеведческого материала, привлечение обучающихся к поисково-иследовательской работе, проектной деятельности, изучении азов музейного дела;
  • приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
  • утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических, духовно – нравственных ценностей взглядов и убеждений, уважение к культурному историческому прошлому России, к традициям;
  • готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
  • формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
  • развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять

нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

  • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
  • готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.

Общая характеристика учебного процесса

Для реализации курса используются следующие учебные технологии, методы, формы работы:

  • Технологии

1. игровая

2. проектная

3. дискуссия

4. технология проблемного обучения

5. технология развития критического мышления

6. компьютерная

  • Формы работы
  1. Индивидуальная
  2. Групповая
  3. Группа с переменным составом
  • Методы
  1. Игра
  2. Дискуссия
  3. Практикум
  4. Беседа

Принципы программы:

  • Включение учащихся в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Учёт возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Описание места внеурочной деятельности в учебном плане.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса в основной школе и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в общественно полезной деятельности. Система внеурочной деятельности духовно-нравственного направления создает условия для развития или сформирования познавательных потребностей и способностей каждого учащегося, обеспечивает воспитание свободной личности.

Характеристика и сроки реализации курса

Данная программа рассчитана на школьников 6 - 10 лет (1 – 4 класс). Предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формированию знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина. Реализуется в течение 4 - х лет.

Программа предполагает проведение 1-го часа в неделю (всего 33, 34 часа в год). Всего 170 часов.

Программа предполагает два направления: собственно местное краеведение экология и должна дать детям сведения о местной истории. Научить самостоятельному умению добывать информацию о людях и событиях. В программе отведено особое место отработке навыков описания истории каждого документа, информации. Программа предусматривает сочетание двух направлений, где краеведение дается в основном в теоретической форме, а экологическое дело в большей степени в виде практики.

Ценностные ориентиры курса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Растим патриотов»

Место и роль краеведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся основной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

-гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость)

- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие)

- природа (жизнь, родная земля);

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.

Результаты обучения и усвоения содержания курса.

Личностными результатами изучения курса являются:

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
  • уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов истории Подмосковья ;
  • складывание представлений о людях и ключевых событиях прошлого своего края;
  • освоение общекультурного наследия России и вклада родного края в культурное наследие;
  • сформированы: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение к истории, культурным и историческим памятникам; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
  • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

Предметными результатами курса внеурочной деятельности являются:

  • освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
  • умение правильно употреблять и объяснять термины, понятия;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
  • первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных краеведческих и современных источников, раскрывая ее экспозиционную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных терминов и понятий;

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться, краеведческим материалом;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать

Содержание программы

Здравствуйте, это я! Мы этого раньше не знали. Улицы села. Осенины. Дары осени. Учитель, перед именем твоим… Листая страницы семейного альбома. Мы – будущее нашего села. Если бы у меня была волшебная палочка. Мастерская Деда Мороза. Зимний народный календарь. Твои права и обязанности. Имена защитников Родины на страницах школьного музея. Подвиг не уходит в запас. Гайдаровская почта. Кем гордится Подмосковье? Из бабушкиного сундука. Россия – Родина моя.

15.02.2017 22:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!