СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение графического диктанта на уроках.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

      Графические диктанты уже давно применяются на уроках в начальной школе для развития руки первоклассника, его мыслительных способностей и воображения, для формирования пространственных представлений у школьника и активизации его внимания, для закрепления навыков счета. Но если задать серию вопросов после построения фигуры, то графический диктант откроет новые возможности для пропедевтики таких математических понятий и законов, как доли, равновеликие фигуры, табличные случаи умножения, случаи умножения на единицу, сочетательный закон сложения, переместительные законы сложения и умножения, правила выполнения порядка действий в примерах. Графический диктант станет подготовкой к изучению темы "Площади фигур" (деление фигур на одинаковые квадраты и треугольники; подсчет их количества в фигуре; сравнение площадей фигур), к решению примеров на деление с остатком; к решению уравнений. Графические диктанты - увлекательное, полезное и развивающее занятие! Ребята с энтузиазмом выполняют рисунки под диктовку.

           Цель графических диктантов в том, чтобы  происходило формирование личности ребенка,  в познавательной и коммуникативной деятельности, готовности к самостоятельному добыванию знаний, усвоению культурно –исторических ценностей.  Задачами этой работы является способствование становлению личности ребенка, развитию  мышления,  формированию интеллектуальной и эмоционально - волевой активности учащихся, предоставление  каждому ребенку опыта и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других   видах  деятельности,  содействие формированию  представлений о изучаемых        науках, формирование  знаний,   умений, навыков, необходимых  ученику в жизни и для  продолжения обучения.  

Исходя из целей и задач мы всегда ожидаем результат:

  • Повышение качества обучения.
  • Рост личностных достижений.
  • Создание атмосферы успеха.
  • Участие в турах олимпиад по математике, русскому языку, чтению, познанию мира (1-4 классы).
  • Участие в международной интеллектуальных играх «Ак бота», «Медвежонок».
  • Участие в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру», «Зерде»(3-4 классы ).
  • Участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
  • Активное участие в проведении предметных недель.
  •  Активное участие в проведении «книжкиной недели»

           При работе с графическим диктантом необходимо основываться на принципах подбора материалов, учитывать межпредметные связи:

  

На первых занятиях ребёнок учится рисовать по клеткам узор, например:

Повтори чистоговорку:

Цо-цо-цо – на пальце кольцо.

Отгадай загадку:

Пять братьев вместе родятся,

А росту разного.

                            (пальцы)

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать,

Все такие нужные,

Крепкие и дружные.

(Пересчитать пальчики и сжать  их в кулак. Поменять руки.)

 

 

       Данные графические диктанты помогут подготовить руку к письму, развить пространственное воображение, внимание, память.  В первый класс приходят дети с разным уровнем подготовки к школе. Для успешного обучения необходимо, чтобы первоклассники могли внимательно слушать и точно выполнять указания учителя, правильно ориентироваться в тетради, самостоятельно действовать по указанию педагога. Графические диктанты помогают планомерно подготовить ребенка работе к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость. Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики.

             Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет. Выполняя предложенные в задания в графических диктантах, ребенок расширяет кругозор, увеличивает словарный запас, учится ориентироваться в тетради, знакомится с разными способами изображения предметов.

           Графический диктант предлагаю в двух вариантах: 1. Ребенку предлагаю образец геометрического рисунка и прошу его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.  2.  Диктую последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии. Графические диктанты дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.      Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию.Постоянно следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам. Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому никогда не ругайте его. Если у него что-то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите ученика, и никогда ни с кем не сравнивайте. Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 10 – 15 минут для детей 5-ти лет, 15 – 20 минут для детей 5 – 6-ти лет и 20 – 25-ти минут для детей 6 – 7-ми лет. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие. Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Покажите, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради. Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимание ученика, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.                            

После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Покажите первокласснику, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ.     Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку. Занятия можно выстраивать в разной последовательности. Можно вначале сделать пальчиковую гимнастику, прочитать скороговорки и чистоговорки, а затем сделать графический диктант. Можно наоборот, сначала сделать графический диктант, о потом скороговорки и пальчиковая гимнастика. Загадки лучше загадывать в конце занятия. Когда ребенок нарисует рисунок, поговорите о том, что есть предметы и есть их изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематичное изображение. Графический диктант – это схематичное изображение предмета. Поговорите о том, что каждое животное имеет свои отличительные особенности. Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет.Положительные результаты графического диктанта: развивает пространственное мышление школьников;  ребенок учится находить строку, ориентироваться в пространстве, развивает пространственное мышление, мелкую моторику рук, проговаривает трудные звуки, обогащает словарный запас, учится с интересом, предотвращаются такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость, рассеянность; обогащается математический словарный запас учащихся; целенаправленные вопросы развивают у детей умение перемещать фигуры на плоскости, что является подготовкой к восприятию школьного курса геометрии и черчения, развиваются творческие возможности учащихся. Беседа по результатам графического диктанта научит учеников выражать словами взаимное расположение предметов (клеток и треугольников) относительно друг друга, что развивает не только пространственное мышление школьников, но и обогащает  словарный запас учащихся, учит их правильно использовать математические термины. Целенаправленные вопросы развивают у детей умение перемещать фигуры на плоскости, что является подготовкой к восприятию школьного курса геометрии и черчения, развивают творческие возможности учащихся.       Так,  играя, ребенок учится находить строку, ориентироваться в пространстве, развивает мелкую моторику рук, пространственное мышление, проговаривает трудные звуки, обогащает словарный запас, учится с интересом.  Еще К.Д. Ушинский советовал включить элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

30.01.2015 19:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!