СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементы программирования на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методике преподавания географии важнейшее место занимают словесные методы. Без живого слова не проходит ни один урок географии. Последовательное и логическое связное объяснение, сопровождаемое образной речью учителя, позволяет создать в сознании учащихся четкие представления об изучаемых явлениях. Устный ответ ученика у доски содействует закреплению знаний, развитию умений связано излагать мысли, рассуждать, грамотно строить свою речь. Поэтому индивидуальный опрос- важное средство развития мышления, памяти, речи учащихся.

Однако практика показывает, что ограничиваться только устным опросом, словесными методами обучения нельзя. Всякое однообразие методики преподавания, однообразие методов проверки знаний приводит к снижению активности школьников. Оценки, выведенные только на основе индивидуального опроса, далеко не всегда бывают объективными, ибо в этих случаях оценивается лишь один вид информации ученика о его знаниях. Если школьник что-то не усвоил или не понял, пройдет немало времени, прежде чем это будет выявлено.

С другой стороны, особо важную роль сейчас играет фактор времени. Противоречие между возможностями школьного образования и возрастающим объемом знаний, необходимых человеку в век научно-технической революции, приводит к поискам таких приемов и методов обучения, которые бы давали экономию времени, позволяли его более рационально использовать. Одним из возможных путей здесь является использование в обучении элементов программирования. При этом учащиеся сразу дают ответы на поставленные вопросы и только после получения подтверждения правильности своих ответов продвигаются дальше. Эта система помогает учителю постоянно следить за усвоением знаний учащимися и оказывать им своевременную помощь.

Такая работа не требует специально заготовленных перфокарт, большой затраты времени на подготовку, проведение и проверку – она доступна всем учителям, независимо от условий школы. Применение рациональных средств контроля помогает достичь большой экономии времени в проверке знаний. Если на проверку знания учащимися 10-15 объектов по карте. Таблице или схеме при индивидуальном опросе требуется не менее 5 минут на каждого ученика (4 - 4,5 урока на класс), то цифровой диктант для проверки тех же объектов займет 4 – 5 минут, а его проверке еще 5-6 минут.

Методы кодированной проверки знаний учащихся создают возможность постоянного обстоятельного изучения и проверки качества усвоения программного материала, помогают добиваться прочных и надежнных знаний. Наибольшая эффективность при этом достигается, если задания требуют анализа материала.

Приведенные здесь задания являются сугубо примерными, учитель выберет подходящие для данного класса или составит сам, используя примеры этой статьи.

Применение букв и условных знаков

Вместо цифр и значков можно также использовать буквы, условные знаки, штриховку.

Например, учащиеся получили задание: «Определить, к бассейнам каких океанов относятся моря: Красное, Беренцево, Балтийское, Японское, Бериногово, Карибское, Черное, Средиземное – и заливы: Бисакайский, Гвинейский, Финский, Мексиканский. В ответах океаны можно отмечать первыми буквами их наименований (Атлантический, Северный Ледовитый и т. д.).

Тогда правильным ответом для данного задания будет: ИСАТ-ТААА-АААА. Ответы проверяют визуальным путем. Если их записать в клетки, то проверку можно проводить подобно графическим ключам.

И

С

А

Т

Т

А

А

А

А

А

И

С

А

Т

Т

А

А

А

А

А

Работа учащегося

Ключ

Графические диктанты

Другим видом работы является графический диктант. Здесь вместо цифр применяются условные знаки. Рассмотрим это на конкретном примере.

После объяснение темы «Годовое движение Земли вокруг Солнца. Тепловые пояса» учитель проверяет знания учащихся, так как материал этого урока важен для усвоения многих последующих тем (закономерности формирования климата, природных зон, размещения населения, рассы и т.д.).

Предлогаемый диктант рассчитан на три варианта:

I-холодный пояс, II-умеренный, III-жаркий.

Во время диктаната учитель зачитывает особенность, характерную для одного или нескольких поясов. Чтобы ответить на вопрос, ученику следует внимательно его слушать, обдумать и поставить значок дуги( ) в тех случаях, когда указанная особенность характерна для задонного ему теплового пояса, или черту ( ), если особенности не относятся к поясу (все значки имеют размер 1см, или две тетрадные клетки). Правильные выполненные задания будут выглядеть так:

I вариант

II вариант

III вариант

Содержание диктанта:

Укажите, какие из особенностей характерны для вашего теплового пояса:

В центре пояса расположен экватор. 2. Пояса разделяются на северный и южный. 3. 1.Расположена Австралия. 4. Границей поясов являются тропики. 5. В центре поясов находятся полюсы Земли. 6. Расположена часть Азии. 7. Границей поясов являются полярные круги. 8. Расположе Южная Америка. 9. В поясе находится точка 20? с.ш. и 0? д. 10. Самый меньший по площади пояс. 11. Пояс, в котором мы живем. 12. Пояс, в котором Солнце бывает в зените. 13. Пояс, в котором бывают полярные ночи.

После окончания диктанта учитель собирает по вариантам (удобнее для проверки ) тетради или контрольные листики, на которых указаны фамилия, класс и вариант работы ученика. Для ускорения проверки учитель зарисовывает для себя «ключи» правильных ответов, где условные знаки изображены наоборот, т.е. другими вниз:

При прикладывании «ключа» к соответствующему варианту работы ученика, выполненному правильно, образуются симметричные фигуры, в случае ошибок симметрия нарушается и ошибки хорошо видны. На ключе можно проставить номера вопросов (для ускорения проверки и определения ошибок).

Ключ, приложенный к правильно выполненной работе:

Амантай Н. VI класс III вариант

Ключ, приложенный к работе, выполненной с ошибками:

Абдрахман А. VI класс III вариант

В этой работе допущены три ошибки.

Несколько ключей можно заготовить для помощников-ассистентов. Работа проверяются быстро. Проверить работы можно не собирая тетради, а пройдя по рядам.

Категория: География
21.04.2015 07:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!