СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Минпросвещения России разработали методические рекомендации по дистанционному обучению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Минпросвещения России разработали методические рекомендации по дистанционному обучению

Методические рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе в условиях санитарно-эпидемиологических ограничений.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 31 января 2022 г. N ДГ-245/06

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Минпросвещения России направляет для учета и использования в работе методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Д.Е.ГРИБОВ

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1490 "О лицензировании образовательной деятельности", санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 г. № 16, Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816, в целях оказания методической помощи по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе в условиях санитарно-эпидемиологических ограничений.

Примерная модель реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного

обучения и дистанционных образовательных технологий

В случае введения ограничительных мер на реализацию дополнительных общеобразовательных программ в очном формате, связанных с санитарно-эпидемиологической обстановкой в субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании, образовательным организациям для реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий рекомендуется создать условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды.

Для образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий наличие в соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды является обязательным.

Электронная информационно-образовательная среда (далее - ЭИОС) создается в целях осуществления образовательного процесса при освоении обучающимися образовательных программ или их частей независимо от места нахождения обучающихся при условии идентификации личности обучающегося и контроля соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения. Составляющими компонентами информационно-образовательной среды являются:

- электронные информационные ресурсы;

- электронные образовательные ресурсы;

- совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Использование дистанционных образовательных технологий подразумевает такой режим обучения, при котором обучающийся осваивает дополнительную общеобразовательную программу или ее часть полностью удаленно, в том числе с использованием ЭИОС, функциональность которой обеспечивается организацией. Все коммуникации обучающегося и родителей (законных представителей) с педагогическим работником при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляются посредством ЭИОС.

Необходимым минимальным условием использования дистанционных образовательных технологий является наличие интернет-браузера и подключения к сети Интернет. На компьютере устанавливается комплект соответствующего программного обеспечения. Для работы с использованием аудиоканала, в том числе аудиоконференций, вебинаров обязательно наличие микрофона и динамиков (наушников). При использовании видеоконференций дополнительно необходимо наличие веб-камеры.

Для осуществления обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий образовательным организациям, реализующим дополнительные общеобразовательные программы следует:

1. Разработать и утвердить локальные акты (приказ и положение) о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ, либо о реализации образовательных программ или их частей исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

2. Внести соответствующие корректировки в рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (видео-лекция, онлайн консультация и т.п.), технических средств обучения либо разработать соответствующие рабочие программы, учебные планы;

3. Подготовить план организации образовательного процесса в случае перехода на обучение с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

4. Сформировать реестр дополнительных общеобразовательных программ и/или их частей (модулей), реализуемых педагогами с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по направленностям: социально-гуманитарная, художественная, естественно-научная, техническая, туристско-краеведческая, физкультурно-спортивная, определив какие из них потребуют обучение перед компьютером в строго определенное время, а какие могут осваиваться в свободном режиме;

5. Определить содержание ЭИОС, а именно ресурсы, которые будут применяться при реализации дополнительных общеобразовательных программ;

6. Сформировать расписание занятий на все учебные дни согласно учебному плану, предусматривая дифференциацию исходя из возраста обучающихся и сокращение времени проведения занятия до 30 минут;

7. Назначить ответственных за информирование и консультирование родителей (законных представителей), обучающихся и педагогов по переходу на обучение с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, либо на обучение исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

8. Разместить на официальном сайте образовательной организации вкладку "Дистанционное обучение" с инструкциями, памятками, рекомендациями, расписанием онлайн-занятий, перечнем цифровых сервисов, онлайн-ресурсов для проведения вебинаров, онлайн-консультаций, коллективного обсуждения и коллективного проектирования для обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогов;

9. Настроить работу интернет-приемной на официальном сайте образовательной организации и/или горячей телефонной линии для обращения родителей (законных представителей) и населения на период перехода на обучение с использованием дистанционных технологий и дальнейшего информирования о вопросах электронного обучения и применении дистанционных образовательных технологий;

10. Организовать информационную, методическую, организационную и техническую поддержку обучающихся, на период перехода на обучение с использованием дистанционных технологий, и в период непосредственного обучения с использованием элементов электронного или дистанционного обучения.

Выбор родителями (законными представителями) обучающегося обучения по дополнительным общеобразовательным программам или их частям с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий должен быть подтвержден документально (наличием письменного заявления родителя(ей) (законного представителя), представленного любым доступным способом, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").

Ответственность за жизнь и здоровье ребенка при нахождении дома несут родители (законные представители), в связи с чем необходимо провести инструктажи о соблюдении техники безопасности при проведении занятия по дополнительным общеобразовательным программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с родителями (законными представителями), а также с детьми (с использованием дистанционных форм). Рекомендуется по возможности привлекать родителей (законных представителей) к совместной деятельности с ребенком, нахождении их с детьми при выполнении заданий.

Педагогическим работникам образовательной организации при реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:

- рекомендуется планировать свою педагогическую деятельность с учетом наполнения электронной информационно-образовательной среды, создания необходимых обучающих ресурсов и заданий;

- систематически вести учет результатов обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий руководителю либо иному уполномоченному должностному лицу образовательной организации рекомендуется обеспечить организацию ежедневного мониторинга фактически присутствующих в организации обучающихся, обучающихся с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и тех, кто по болезни временно не участвует в образовательном процессе (заболевшие обучающиеся).

При необходимости допускается интеграция форм обучения, например очного и электронного обучения, использования дистанционных образовательных технологий.

В случае невозможности создания образовательной организацией ЭИОС при организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий педагог дополнительного образования может использовать различные средства обучения, специализированные ресурсы сети "Интернет" в соответствии с целями и задачами дополнительной общеобразовательной программы, ее характеристиками и возрастными особенностями учащихся.

Список образовательных интернет-ресурсов для свободного доступа и использования при формировании содержания ЭИОС размещен на сайте Российской электронной школы https://resh.edu.ru/distance/.

Список

сервисов, платформ веб-ресурсов, рекомендуемых к использованию при реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

1. Специализированные сервисы организации занятий:

https://classroom.google.com;

https://teams.microsoft.com.

2. Средства видео-конференцсвязи:

https://discord.com;

https://www.skype.com/ru;

https://zoom.us.

3. Социальные сети и мессенджеры, в т.ч. путем сопровождения тематических сообществ в социальных сетях:

https://vk.com/@authors-create-stream;

https://ok.me/8E9;

https://hangouts.google.com.

4. Цифровые образовательные платформы и веб-ресурсы:

"Российская электронная школа" https://resh.edu.ru/summer-education;

ресурсы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания" (https://fedcdo.ru/, научим.рф, научим.online);

ресурсы Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий" (http://vcht.center/, http://dop.edu.ru/);

ресурсы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей" (http://фцомофв.рф/, http://еип-фкис.рф/, http://науфк.рф/, https://www.schoolsports.ru/);

цифровой навигатор образования, представляющий собой банк цифровых учебных материалов и практик для дополнительного дистанционного обучения https://edu.asi.ru/;

Национальная электронная библиотека, научная электронная библиотека elibrary.ru;

электронные сервисы организации работы группы обучающихся: https://trello.com, https://asana.com/ru, https://planfix.ru, https://to-do.microsoft.com/tasks/ru-ru, https://padlet.com, https://jamboard.google.com, https://www.mindmeister.com/ru, https://www.mindomo.com/ru, https://www.mindmup.com, https://flinga.fi/, https://miro.com/app/dashboard;

сервисы обучения программированию на основе блочного, визуально-блочного программирования, базирующиеся непосредственно в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://codecombat.com, https://www.sololearn.com, https://www.kodugamelab.com, https://scratch.mit.edu;

сервисы виртуального моделирования процессов, объектов и устройств: https://tinkercad.com, https://www.sketchup.com/ru, https://cospaces.io, https://malovato.net/online-redaktori/konstruktor-lego-onlayn.html, https://www.falstad.com/circuit;

сервисы визуализации информации в формате презентаций и средства их веб-разработки: https://www.canva.com/ru_ru/, https://tilda.cc/ru/;

сервисы сбора обратной связи: https://www.mentimeter.com/how-to, https://nearpod.com/, https://www.google.com/intl/ru_ua/forms/about/, https://ru.surveymonkey.com/, https://www.survio.com/ru/, https://onlinetestpad.com/ru;

сервисы, позволяющие проводить дистанционный контроль знаний обучающихся в игровой форме в формате квиза или викторины: https://myquiz.ru, https://quizizz.com, https://kahoot.com, https://www.skillterra.com, https://learningapps.org.

Примеры цифровых приложений, веб-сервисов и элементов геймификации, которые допустимо использовать при реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

1) Музей изобразительных искусств в виртуальной реальности

Ссылка:

https://store.steampowered.com/app/515020/The_VR_Museum_of_Fine_Art/

Описание: Приложение, реализующее дистанционное посещение музея с экспонатами. Является отличным инструментарием для помощи реализации общеобразовательных программ в изучении истории, изобразительного искусства и развития общекультурных ценностей.

2) The PowderToy

Ссылка: https://powdertoy.co.uk/

Описание: Цифровая лаборатория для моделирования физических и химических явлений. Отлично подойдет для закрепления знаний, полученных в рамках школьных уроков физики и химии, а также для моделирования различных процессов в проектной деятельности.

3) The Algodoo

Ссылка: http://www.algodoo.com/

Описание: Виртуальная физическая лаборатория с простым интерфейсом и с широким функционалом. Подойдет как для решения задач из курса общей физики, так и для моделирования различных задач и проектной деятельности.

4) Dear Future

Ссылка: https://store.steampowered.com/app/1591300/Dear_Future/

Описание: Виртуальный мир с возможностью взаимодействия с другими пользователями с помощью фотографий, которые вы сделаете, гуляя по этому аутентичному заброшенному миру. Отлично подойдет для образовательных программ, связанных с искусством и фотографией.

5) Nuclear Simulator

Ссылка: https://playgen.com/nuclear-simulator/

Описание: Симулятор работы ядерного реактора электростанции для получения электроэнергии. Можно использовать в качестве визуализационного материала для курса физики, так и в качестве цифровой лабораторной работы для дополнительных общеобразовательных программ.

6) Бункер (The Shelter)

Ссылка (Android): https://pdalife.ru/bunker-android-a44200.html

Ссылка (IOS): https://clck.ru/aiXXP

Описание: Игра для мобильных устройств на командообразование и развитие Soft Skills. Можно использовать как инструмент для развития ораторского мастерства и умения анализировать, выявлять достоинства и недостатки.

7) The Roblox

Ссылка: https://www.roblox.com/

Описание: Платформа для разработки игр. Можно использовать для знакомства с направлением IT и GameDesign направлением.

8) REC Room

Ссылка: https://store.steampowered.com/app/471710/Rec_Room/

Описание: Виртуальное пространство для встреч и проведения различных мастер-классов, лекций, уроков, игр. Можно использовать для повышения мотивации обучающихся при дистанционном обучении.

9) Google Earth VR

Ссылка: https://www.oculus.com/experiences/rift/1513995308673845/

Описание: Цифровая платформа для перемещения по земному шару. Подходит для образовательных программ в области географии, геоинформационных технологий и технологий виртуальной и дополненной реальностей.

10) Anatomy Atlas Mobile

Ссылка: https://clck.ru/aiXoQ

Описание: Мобильный атлас о строении человеческого тела. Полезный инструмент, дополняющий общеобразовательные программы по биологии.

11) Body VR

Ссылка:

https://www.oculus.com/experiences/rift/967071646715932/?locale=ru_RU

Описание: Приложение для изучения биологического строения клеток, мышц и человеческого тела. Дополняет образовательные программы по биологии, а также может использоваться при сопровождении проектной деятельности естественно-научной направленности.

Категория: Прочее
07.02.2022 15:50


© 2022 334

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!