СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС»
Ведущими принципами стандарта второго поколения являются принципы преемственности и развития, то есть ФГОС должен обеспечивать единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность основных образовательных программ, как ступеней общего образования, так и всей системы основных образовательных программ - от дошкольных до профессиональных.
Что же такое преемственность? Обратимся к словарю Ожегова:
Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе - означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.
Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
На современном этапе преемственность рассматривается как одно из условий непрерывного образования школьника и предусматривает реализацию основных видов преемственности:
целевую – согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных уровнях развития;
содержательную – обеспечение «сквозных» линий в содержании, повторении, разработка единых курсов изучения отдельных учебных программ;
психологическую – совершенствование форм организации образовательной деятельности и методов обучения с учетом общих возрастных особенностей;
административную – хорошо отработанная нормативно-правовая база ОУ;
технологическую – преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения. Создание новых методик, технологий, разработка общих подходов к организации образовательной деятельности на всех уровнях образования.
Преемственность начального и основного общего образования – важнейшая составляющая в образовательной действительности ОУ, смысл которой состоит в создании системы отношений между уровнем начального общего и основного общего образования в реализации ФГОС, направленной на выявление, согласование и реализацию интересов всех участников образовательных отношений, деятельность которых направлена на формирование способностей учащихся к саморазвитию, личностному самоопределению.
Преемственность между уровнями образования следует рассматривать как построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, согласованность всех компонентов методической работы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации обучения и воспитания) на каждом уровне.
ФГОС начального и основного общего образования – это система требований:
1. К структуре основной образовательной программы.
Все компоненты основной образовательной программы основного общего образования объединены в три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Целевой включает планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы и систему оценки их достижения.
В содержательном разделе программа развития универсальных учебных действий (которая присутствовала также и в ФГОС НОО) дополняется вопросами формирования компетенций в области информационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности. В соответствии с целями основного общего образования и возрастными особенностями учащихся в программу воспитания и социализации дополнительно включены профессиональная ориентация, а также формирование экологической культуры и культуры здорового безопасного образа жизни.
И ещ? один раздел – организационный, который содержит учебный план и совершенно новый материал – систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандартов.
2. К условиям реализации основной образовательной программы:
кадровым – готовность педагогических работников к работе по ФГОС, повышение квалификации, научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС;
финансовым – объ?м расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы;
материально-техническим – соответствие санитарным нормам и возможность достижения учащимися установленных требований к результатам освоения основной образовательной программы.
3. К результатам освоения основной образовательной программы:
личностным – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
метапредметным – освоение учащимися универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
предметным – на каждый учебный предмет для данной предметной области.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы сформулированы на основе обобщения и согласования ожидаемых перспектив и запросов личности, семьи, общества и государства к сфере образования и представляют собой конкретизированные цели образования: от минимального содержания образования к индивидуальному максимуму результата, от освоения обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий до способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности; организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; построения индивидуальной образовательной траектории. Таким образом, сформированные как социальный заказ цели образования трансформируются в требования к результатам, а после их конкретизации и операционализации — в планируемые результаты.
В программе основного общего образования принцип преемственности начального общего образования предусматривает дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться, поэтому успешная реализация Основной образовательной программы учреждения невозможна без организации преемственности между уровнями начального общего и основного общего образования, личностной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.
Требования к результатам представлены описанием предметных, метапредметных и личностных результатов и конкретизируются в примерных основных образовательных программах в виде планируемых результатов по учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ и предусматривает преемственность требований к результатам обучающихся уровней начального и основного общего образования.
Стандарт для каждого уровня общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие учащегося уровня основного общего образования, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника уровня начального общего образования.
Как пример: выпускник начальной школы — владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.
Кроме того, на уровне начального общего образования необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, а на уровне основного общего образования — быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством. То есть в портрет выпускника основной школы добавлены направления и компоненты, определяемые целями основной ступени образования и возрастными особенностями ребенка, например осознание им ценности труда, науки и творчества; умение ориентироваться в мире профессий, понимание значения профессиональной деятельности для человека.
ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности школьника – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно на уровне начального общего образования обеспечивается познавательная мотивация и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформированность основ нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Основное же общее образование должно обеспечивать личностное самоопределение учащихся: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.
По мере формирования в начальных классах личностных действий учащнгося (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) в основной школе претерпевают значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничество проектирует определённые достижения и результаты подростка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции.
Исходя из того что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна трансформирмироваться в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении». А это значит, что должна быть осуществлена преемственность приоритетной цели школьного образования, её развитие.
Если под метапредметными результатами на уровне начального общего образования подразумевается освоенные универсальных учебных действий, ключевые компетенции и межпредметные понятия, то на уровне основного общего образования добавляется способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию.
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне основного общего образования обучающиеся получают дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, учебную (общую и предметную) и общепользовательскую ИКТ-компетентность обучающихся, составляющих основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Итак, преемственность между уровнями начального общего и основного общего образования – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационнообразовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Конечно, это очень серьезная и ответственная работа, в ходе которой могут возникнуть трудности и проблемы. Но ее конечный результат, я уверена, принесет радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса. А главное — мы вырастим образованного и достойного человека.
© 2015, Зорина Татьяна Владимировна 11612