СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поможем малышу заговорить.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие родители с нетерпением ждут, когда их малыш, наконец, произнесёт свои первые слова. Но любой родитель может помочь своему малышу начать говорить, произнести свои первые слова.

Сначала рассмотрим этапы развития детской речи в раннем возрасте:

Первый период – подготовительный:

  • 1 этап: с рождения до 6 месяцев – у ребенка велика потребность в эмоциональном общении; период лепета (та-та, ба-ба, бе-бе, гу-гу и т.д.) Малыш тренирует свой артикуляционный аппарат. Лепетание совершенно непроизвольно, и не следует принимать их за слова.
  • 2 этап: с 6 до 12 месяцев - появляется понимание движений, мимики, жестов, а затем и речи взрослого; ребёнок четко и ясно произносит свое первое слово.
  • 3 этап: с 12 до18 месяцев - появление первых осмысленных слов( мама, папа, дай, на, тик-так, би-би, ав-ав, топ-топ). Словарный запас ребенка достигает 7-25 слов. Он уже может показывать части тела (на себе или на игрушке).

Второй период - оформление самостоятельной речи:

  • 1 этап: появление однословных предложений-требований (1 год 6 месяцев - 1 год 7 месяцев)
  • 2 этап: многословные предложения-требования (1 год 8 месяцев – 1 год 9 месяцев). Ребенок начинает говорить предложениями, состоящим из двух слов («Мама, дай!», «Баба, на!»). Словарный запас увеличивается до 30 слов.
  • 3 этап: возникновение и развитие описательной речи (18 месяцев - 24 месяца). Словарный запас малыша составляет более 50 слов. В речи появляется определенный порядок слов. Ребенка теперь понимает не только мама, но и другие родственники

Что же делать родителям, если ребенку уже два года, а он практически или совсем не говорит?

1. Стимулируйте диалог взрослого и ребёнка.

Можно использовать ситуацию выбора. Например, спрашиваете: «Тебе дать пряник или сушку?» Пусть малыш покажет пальчиком, хорошо, если он скажет «Дай!». Тогда взрослый должен сказать: «Возьми, Ваня, сушку!». Иногда можно проигнорировать бессловесную просьбу ребёнка с целью речевой стимуляции. Но в таком случае взрослому необходимо вести себя терпеливо и доброжелательно, чтобы не вызвать негативную реакцию ребёнка.

2. Говорите с ребёнком правильно.

Речь родителей должна быть чёткой, понятной, эмоциональной, с выделением голосом слога, на который падает ударение. Инструкции не должны содержать много слов, можно включать повторы самых важных по смыслу слов, использовать жесты и мимику. Полезно комментировать все действия, которые выполняет ребёнок. Например, во время кормления взрослый проговаривает все свои действия и действия ребёнка: «Это ложка. Набираем кашу. Ваня открывает рот. Каша вкусная!» «Что ест Ваня?». Сначала родитель сам отвечает на вопрос, а затем делает паузу, чтобы ребёнок мог ответить.

3. Обсуждайте различные этапы изобразительной деятельности.

Например: «Будем рисовать снеговика. Рисуем большой круг. Какой круг рисуешь? Большой. Повтори – большой, большой и т. д.».

4. Оречевляйте действия во время игры.

Что это? – Паровоз, ту-ту. Хочешь играть с паровозом? – Хочу. Что это у паровоза? – Труба. А это что? – Вагоны. Кати паровоз. Что ты делаешь? – Качу и т.д. Обратите внимание, что слова нужно проговаривать многократно, а все действия комментировать.

5. Давайте малышу простые поручения, требующие использования речи. Позови брата к столу. Скажи брату: «Саша, иди!». Дай бабушке мишку. Скажи: «Бери».

6. Используйте ритм.

Раскачивайте малыша на качелях, на кресле-качалке, проговаривая при этом в ритм движения стишки, потешки, пропевая детские песенки. После многократного повторения можно сделать паузу, чтобы ребёнок мог закончить некоторые строчки.

7. Развивайте слуховое внимание.

Для этого нужно учить прислушиваться к неречевым звукам: к шуму ветра, грозы, к скрипу двери, к звуку капающей воды, к шуршанию полиэтиленового или бумажного пакета и т.д. Хлопни, когда услышишь А, топни на У.

8. Читайте детям книги.

9. Пальчиковые игры.

Всем известно выражение, что речь находится на кончиках пальцев: развивая мелкую моторику, мы стимулируем речевую деятельность.

Уже со 2-й недели жизни можно начинать стимулировать тактильные ощущения кистей рук (пальчиковые игры).

*Самое простое упражнение - легкие круговые поглаживания ладони по часовой стрелке. Эта тактильная стимуляция необходима для развития речевого аппарата малыша.

*Помимо ладошки очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон.

*Кроме широко известной присказки «Сорока-ворона», можно использовать и другие, чтобы разнообразить ежедневные упражнения.

По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме, но и окружающим.

Можно использовать массажные мячики, бассейны из круп (прячем игрушки в рис, горох и др.), рисование на манке.

Подведем итоги

* говорите с ребенком медленно и внятно, достаточно короткими фразами;

* каждый день читайте ребенку стихи, сказки, обсуждайте картинки; не отказывайте, если ребенок попросит Вас в очередной раз прочитать его любимую сказку; поддерживайте познавательный интерес; рассматривайте картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном;

* поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;

* игра - основная деятельность ребенка. поэтому все занятия с детьми раннего возраста возможно проводить только в игровой форме;

* не переходите на "детский язык" (не "сюсюкайте") сами и просите не делать этого других взрослых.

* обязательно поправляйте речевые ошибки, допущенные ребёнком (согласование слов в предложении, употребление предлогов…)

* во время общения приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает правильную артикуляцию звуков;

* называйте всё, что видит или делает ребёнок.

Категория: Логопедия
10.07.2020 14:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!