СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Многие родители с нетерпением ждут, когда их малыш, наконец, произнесёт свои первые слова. Но любой родитель может помочь своему малышу начать говорить, произнести свои первые слова.
Сначала рассмотрим этапы развития детской речи в раннем возрасте:
Первый период – подготовительный:
Второй период - оформление самостоятельной речи:
Что же делать родителям, если ребенку уже два года, а он практически или совсем не говорит?
1. Стимулируйте диалог взрослого и ребёнка.
Можно использовать ситуацию выбора. Например, спрашиваете: «Тебе дать пряник или сушку?» Пусть малыш покажет пальчиком, хорошо, если он скажет «Дай!». Тогда взрослый должен сказать: «Возьми, Ваня, сушку!». Иногда можно проигнорировать бессловесную просьбу ребёнка с целью речевой стимуляции. Но в таком случае взрослому необходимо вести себя терпеливо и доброжелательно, чтобы не вызвать негативную реакцию ребёнка.
2. Говорите с ребёнком правильно.
Речь родителей должна быть чёткой, понятной, эмоциональной, с выделением голосом слога, на который падает ударение. Инструкции не должны содержать много слов, можно включать повторы самых важных по смыслу слов, использовать жесты и мимику. Полезно комментировать все действия, которые выполняет ребёнок. Например, во время кормления взрослый проговаривает все свои действия и действия ребёнка: «Это ложка. Набираем кашу. Ваня открывает рот. Каша вкусная!» «Что ест Ваня?». Сначала родитель сам отвечает на вопрос, а затем делает паузу, чтобы ребёнок мог ответить.
3. Обсуждайте различные этапы изобразительной деятельности.
Например: «Будем рисовать снеговика. Рисуем большой круг. Какой круг рисуешь? Большой. Повтори – большой, большой и т. д.».
4. Оречевляйте действия во время игры.
Что это? – Паровоз, ту-ту. Хочешь играть с паровозом? – Хочу. Что это у паровоза? – Труба. А это что? – Вагоны. Кати паровоз. Что ты делаешь? – Качу и т.д. Обратите внимание, что слова нужно проговаривать многократно, а все действия комментировать.
5. Давайте малышу простые поручения, требующие использования речи. Позови брата к столу. Скажи брату: «Саша, иди!». Дай бабушке мишку. Скажи: «Бери».
6. Используйте ритм.
Раскачивайте малыша на качелях, на кресле-качалке, проговаривая при этом в ритм движения стишки, потешки, пропевая детские песенки. После многократного повторения можно сделать паузу, чтобы ребёнок мог закончить некоторые строчки.
7. Развивайте слуховое внимание.
Для этого нужно учить прислушиваться к неречевым звукам: к шуму ветра, грозы, к скрипу двери, к звуку капающей воды, к шуршанию полиэтиленового или бумажного пакета и т.д. Хлопни, когда услышишь А, топни на У.
8. Читайте детям книги.
9. Пальчиковые игры.
Всем известно выражение, что речь находится на кончиках пальцев: развивая мелкую моторику, мы стимулируем речевую деятельность.
Уже со 2-й недели жизни можно начинать стимулировать тактильные ощущения кистей рук (пальчиковые игры).
*Самое простое упражнение - легкие круговые поглаживания ладони по часовой стрелке. Эта тактильная стимуляция необходима для развития речевого аппарата малыша.
*Помимо ладошки очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон.
*Кроме широко известной присказки «Сорока-ворона», можно использовать и другие, чтобы разнообразить ежедневные упражнения.
По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме, но и окружающим.
Можно использовать массажные мячики, бассейны из круп (прячем игрушки в рис, горох и др.), рисование на манке.
Подведем итоги
* говорите с ребенком медленно и внятно, достаточно короткими фразами;
* каждый день читайте ребенку стихи, сказки, обсуждайте картинки; не отказывайте, если ребенок попросит Вас в очередной раз прочитать его любимую сказку; поддерживайте познавательный интерес; рассматривайте картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном;
* поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;
* игра - основная деятельность ребенка. поэтому все занятия с детьми раннего возраста возможно проводить только в игровой форме;
* не переходите на "детский язык" (не "сюсюкайте") сами и просите не делать этого других взрослых.
* обязательно поправляйте речевые ошибки, допущенные ребёнком (согласование слов в предложении, употребление предлогов…)
* во время общения приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает правильную артикуляцию звуков;
* называйте всё, что видит или делает ребёнок.
© 2020, Климарёва Дарья Анатольевна 191