СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Организация полихудожественной деятельности воспитанников подготовительной группы "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников,  является приобщение их к традициям народа. С рождения ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки эмоционально окрашивают его мир.

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, знакомство с культурой родного края.

Дети исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с важными датами в общественной жизни.

Педагоги детского сада, родители помогают детям получить представление о разных видах народного искусства. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства.

Дети вместе с взрослыми изготавливают народные игрушки и другие предметы. В процессе этих занятий, дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для жизни вещи.

Дошкольник должен общаться с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром. Это общение - мощный источник духовно-нравственного воспитания. Дети от рождения открыты и отзывчивы. Наблюдение за природой, слушание классической музыки, чтение художественных произведений радуют ребёнка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить детей чувствовать себя счастливыми, радоваться жизни, удивляться.

Музыкальное воспитание, как известно, является одним из средств формирования личности ребенка. Но дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию. Важно уже в раннем дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, пробудить сопереживание к музыке, а не обучать попеременно отдельным навыкам.

Необходимо отойти от скучных, однообразных занятий, развлечений и праздников несущих в себе только репродуктивный способ передачи знаний, умений и навыков, необходимо использовать более интересные формы работы, способствующие развитию творческой активности ребенка.

Цель итоговой работы: организовать полихудожественную деятельность воспитанников подготовительной группы детского сада в процессе подготовки и проведения праздника «Пасхальное яичко»

Задачи работы:

1. Охарактеризовать понятие «полихудожественная деятельность».

2. Рассмотреть особенности приобщения к полихудожественной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

3. Привести пример сценария праздника в подготовительной  группе ДОУ «Пасхальное яичко».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Содержание понятия «полихудожественная деятельность»

 

Термины «полихудожественный  подход», «полихудожественная деятельность» впервые появляются, начиная с 1987 года, в научных разработках и публикациях лаборатории комплексного взаимодействия искусств ИЦЭВ РАО (сейчас, лаборатория интеграции искусств Института художественного образования РАО). Это направление научно обосновано академиком Б. П. Юсовым.

Главная  цель  музыкального руководителя и любого педагога – воспитание ребенка средствами искусства.  Только через искусство мы научим его любить, понимать, чувствовать, слышать, думать и т.д.

 Полихудожественная деятельность детей усиливает обращение музыки к их чувствам. Дети ярко представляют себе происходящее в произведении, рассказывая свои впечатления о прослушанном, развивают воображение и гибкость мышления. расширяя свой словарный запас.

Музыкальная  полихудожественная игра – это игра «в музыку», где дети входят в роль ее персонажей и передают в различных действиях связанные с этой ролью эмоции, настроения, чувства, несложный игровой сюжет, что способствует

развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, освоению элементов

музыкального языка. При этом главным «инструментом» является сам

ребенок, его тело: голос, воспроизводящий самые разнообразные звуки;

жесты, «озвученные» с помощью различных предметов и детских инструментов. Одновременно ребенок является и исполнителем, и создателем этой игры.

В результате на этой основе развивается творческая активность детей, происходит рост интереса к музыке, а также литературе, искусству слова, творческого воображения.

Эстетическое развитие рассматривает в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (музыка, художественная литература, изобразительное искусство).  В основе художественного развития лежит формирование художественных способностей, детское творчество, интеграция различных видов деятельности. В старшем дошкольном возрасте ребенку уже доступны не только наивные образы детского фольклора, но и более сложные композиции декоративно-прикладного искусства. Так, дети после знакомства с проектами  полихудожественного  подхода к праздникам и развлечениям выходят в активную  деятельность , которая выражается в танцах, песнях, играх, поделках, рисунках. П.П. Блонский считает. Что эстетическое воспитание есть прежде всего развитие эстетического творчества; «...каждый ребенок в потенции творец всяких, в том числе и эстетических, ценностей: строя домики, он проявляет свое архитектурное творчество, лепя и рисуя - скульптор и живописец; наконец, он сильно тяготеет к хороводу, песням, танцам и драматизации...»

Обращение к полихудожественной  деятельности на праздниках и развлечениях — это особое таинство передачи дум и чувств от сердца к сердцу. Праздник стал не только встречей ребенка с музыкой, но и общением с прекрасным, с высокими видами искусства.

 Таким образом, погружение детей в музыкальное произведение, средствами  полихудожественного  подхода несёт воспитание духовности через приобщение  дошкольников  к традиционной праздничной культуре русского народа.

 Искусство воздействует на 3 стороны органов чувства: музыка, живопись, литература. Эти три стороны представляют собой основу  полихудожественного  подхода на музыкальных занятиях. Такой подход появился у академика Б.П. Юсова. Представляю принципы  полихудожественного  развития, средствами искусства по Юсову.

 1. Для  полихудожественного  развития важно привлечь несколько видов искусств одновременно в комплексе.

 2. Комплексный характер должен выражаться через интеграцию, а это взаимное проникновение разных видов художественной деятельности.

 3. Восприятие должно быть синтетическим, органы чувств взаимно влияют друг на друга, помогают создать в воображении целостный образ.

 4. Восприятие произведений искусства должно гармонически сочетаться с собственно - творческой деятельностью детей.

 5. Центральным психическим процессом для художественной деятельности является воображение.

 6. Коллективная деятельность должна сочетаться с индивидуальной, где общая художественная культура всех детей сочетается со специализацией отдельных одаренных детей.

 7. Взаимодействие с искусством должно происходить по следующей схеме: писатель, художник, композитор: (через литературу, театр, картину, танец, музыку).

 8. Главная  цель   полихудожественного  развития - ЭМПАТИЯ - постижение чувств других, способность проникаться этими чувствами, способность к сопереживанию, т.к. это качество является эквивалентом духовности.

 

 

1.     Особенности приобщения к полихудожественной деятельности детей старшего дошкольного возраста

 

   Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.

 После музыкальных занятий, где дошкольники вовлекаются в полихудожественную деятельность, они встречают тех же композиторов и художников с поэтами на праздниках и развлечениях, но уже в развернутом виде. Во время начала праздника или развлечения есть момент, когда ведущий рассказывает об истории и традициях праздника. В это время звучит классическая музыка, с которой дети встречались на музыкальных занятиях, а на экране появляется целая серия картин, посвященных данному празднику. Музыкальное произведение сопровождается картинами и стихотворением, которое читает ведущий.

Тем самым, детям становится понятнее рассказ о празднике. Музыка помогает глубже понять настроение, характер мероприятия. Дети, в характере музыки, стараются подражать персонажам, которые изображены на картине. Более осмысленно понимают настроение, темп, динамику музыки, а также слова и художественного произведения.

 Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа, средствами  полихудожественной деятельности.

Полихудожественный  подход отличается от так называемой комплексной, межпредметной связи уроков эстетического цикла, где одно искусство иллюстрируется примерами другого. В данном случае важно проследить внутренние, образные духовные связи слова, звука, цвета, пространства, движения.

Приобщая детей дошкольного возраста к искусству, мы используем наиболее эффективную форму –  полихудожественную деятельность где “поли” – много, “художеств” – искусств, т.е. много искусств. Одновременное восприятие нескольких видов искусств (синтез искусств: живопись, музыка и поэзия), взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркие эмоционально – эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа. Восприятие произведений искусства сочетается с собственной творческой деятельностью детей: танцевальная импровизация, пропевание мелодий, театрализация, речетворчество, создание графического, живописного, пластического образа разными художественными средствами. Основой творческой деятельности детей является воображение и образное мышление.

 

3. Пример разработки праздника в подготовительной группе ДОУ «Пасхальное яичко»

 

Действующие лица: Хозяюшка, Весна, Ку­рочка, Бабушка - взрослые в костюмах.

Оборудование и материал:

Макет храма, колокольчики различного разме­ра, куличи, пасхи, крашеные яички, пасхальные открытки, свечи, веточки вербы в вазе. Вышитые полотенца, горшки, горки для катания яиц. Кару­сель, печь, ухват, лоскутное одеяло, чугунок, бе­рёзка, платочки, самовар с чашками и блюдцами. Шапочка петушка.

Столы с материалом для аппликации: розетки с узорами, крупные разноцветные яйца из карто­на, клей, кисточки (по количеству детей), фланелеграф.

Звучит фонограмма русской народной песни «Светит месяц», обр.А. Свешникова. В зал входит Хозяюшка и здоровается с детьми.

Хозяюшка. Здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте, красны девицы! Поздравляю вас с праздником, со Светлым Христовым Воскресень­ем! Это самый большой праздник у христиан. А вы знаете, как ещё называется этот праздник? (Отве­ты детей?) Правильно, Пасха. Скажите, ребята, ка­кие угощения традиционно готовятся для пас­хального стола? (Пасха, куличи, крашеные яйца.)

По желанию дети читают стихи о Пасхе, на­пример, «На Светлой» В. Афанасьева.

Хозяюшка. Этот день богат не только вкусным угощеньем - богат он обычаями и обрядами. Су­ществует поверье, что на Пасху солнце играет. И многие люди раньше старались подкараулить это мгновенье: ранним утром взбирались на крыши домов посмотреть, как солнце «заиграет». Если не­бо чистое, голубое - значит, день будет хороший.

 В пасхальное Воскресение во всех церквях звонят колокола. Звонят по-особому, торжественно. Этот звон зовётся «Пасхальный благовест».

(В записи звучит благовест.)

Праздник Пасхи на Руси красили яйца, расписывали их всеми цветами радуги. «Крашенки» называются окрашенные в один цвет яйца, расписанные узорами, - «писанки». А яйца, санные пятнами, - «крапанки». Крашеные г пасху освящали в церкви и съедали в первую очередь - «разговлялись», крашенные яйца принято дарить друг другу всю гьную неделю, и при дарении люди обязательно целуются три раза.

По христианскому преданию первое яйцо подарила  Мария Магдалина римскому императору Тиберию, сказав: «Христос воскрес!» Император удивился: «Как может кто-то воскреснуть из мёртвых? Трудно в это поверить. Так же трудно поверить, что это белое яичко станет красным!» И пока он говорил, яйцо стало менять цвет: порозовело, потемнело и стало красным! С тех пор люди красят яйца в красный цвет и всячески их украшают.

Пальному яичку приписывают чудесные свойства. Раньше верили, что освящённое яйцо потушить пожар. С его помощью искали пропавшую или заблудившуюся корову. Чтобы животное не болело, яйцом проводили по хребту. Яйцом  благословляли жениха и невесту. А есть ещё секрет: если пасхальное яйцо пролежит 12 лет можно вылечить все болезни. Если оставить на год, исполнятся все желания.

С Пасхи на Руси начинались весёлые развлечения: и стар и млад катался на каруселях, водил хороводы, на улицах пели народные песни, играли в народные игры. Вот и мы сейчас с вами споём.

(Дети исполняют «весеннюю» русскую народную го выбору музыкального руководителя.)

Входит  Бабушка.

Бабушка. Ой, народу-то, народу! И все веселят­ся. Праздник-то какой?

Дети. Пасха!

Бабушка. Да ведь это же самый любимый пра­здник на Руси! Русские люди одевались во всё светлое, старики расчёсывали волосы и пригова­ривали, чтобы у них было столько внуков, сколь­ко волос на голове. Умывались с золотой и сереб­ряной посуды, чтобы разбогатеть. А как у вас до­ма готовятся к этому празднику? (Дома мамы вез­де убирали, вымели сор из каждого уголка, вымы­ли окна, постирали шторы, почистили посуду, приготовили вкусную еду и освятили в церкви крашеные яйца, пасху, куличи.)

Бабушка. Ой, что-то я с вами заговорилась, а у меня-то в печи куличи пекутся, да ещё и на базар надо сходить, купить поросят да утят.

Хозяюшка. Бабушка, да вы не горюйте, мы вам поможем, на базар сходим и всё вам принесём. Вы только ребяткам пасочки испеките. А чтоб вам веселей работалось, мы вам песенку споём. (Бабушка уходит.)

Дети поют по выбору музыкального руководи­теля.

За плетнём слышится кудахтанье: «Куд-ку-дах-тах-тах».

Курочка. Здравствуйте, детки! Понравилось мне, как вы пели. Поздравляю вас с праздником Пасхи. В честь праздника я вам принесла гостин­цы - яички, да не простые, а пасхальные.

Хозяюшка. Ай да курочка, ай да молодец! А вот мы сейчас, Рябушка, испытаем ребят, кто умеет расписывать пасхальные яйца. Ведь яйцо - сим­вол жизни светлой и чистой, символ надежды. Итак, принимаемся за работу. (Дети выполняют аппликацию «Пасхальное яичко» из картонных шаблонов и цветной бумаги. Закрепляют подел­ки на расписном полотенце, центральной стене или на фланелеграфе.)

На Пасху обмениваются яйцами, чтобы только добро и свет приставали к душам нашим. Чтобы всё худое, всё плохое, под стать скорлупе, в этот день отстало, и наружу смогло бы проклюнуться всё хорошее, что есть в человеке. * (Все участники обмениваются яйцами и же­лают друг другу здоровья и чистоты.)

Входит Бабушка, хвалит детей за расписные яйца.

Бабушка. А у меня для вас сюрприз. В моей корзинке игры разные хранятся. Доставай-ка, малыш, с закрытыми глазами любую шапку-пре-вращалку. Какую вытянешь - в такую игру и бу­дем играть.

Ребёнок достаёт шапочку петуха - прово­дится игра «Петух п дети».

Дети стоят в кругу, держась за руки, ребёнок в шапочке петуха - в центре.

Бабушка.

Трух-тух, трух-тух-тух,

Ходит по двору петух.

(Дети высоким шагом идут вправо по кругу, петух движется противоходом.)

Сам со шпорами,

Хвост с узорами.

Под окном стоит,

На весь двор кричит.

Кто услышит, тот бежит.

Все резко останавливаются, поворачиваются лицом в круг и отпускают руки. Петух кричит: «Ку-ка-ре-ку!», кружится на месте, «машет кры­льями» и бежит за детьми, стараясь кого-ни­будь поймать.

Бабушка. Катись, яичко, по блюдечку - прика­ти весну красную. Дети, зовём все вместе: «Весна, весна, приди, ясна!»  

(Входит Весна)

Весна. Здравствуйте, детки, поздравляю вас с праздником Пасхи, с весною. Выходи, честной народ, заводи хоровод.

Все участники праздника водят хоровод «Хо­дит матушка-весна», русская народная мелодия, обр. Е. Комальковой // Музыкальный руководи­тель. - 2005- -№5.- С. 24-26.

Весна. Ой, как весело у вас! А не хотите ли, дру­зья, прокатиться на карусели?

«Катание на карусели» проводится под рус­скую народную музыку - хоровод «Ай, да берёзка».

Бабушка. Что-то мы про яички позабыли. Только посмотрите, сколько я их накрасила! Да­вайте-ка поиграем.        

Проводятся игры с яйцами:

Катание яичек с горки. Дети катают крашеные яички с горки, украшенной вышитым полотенцем. Побеждает тот, у кого яйцо дальше всех укатится.

Чьё яйцо дольше прокрутится? Дети по ко­манде одновременно раскручивают свои кра-шенки и ждут, чьё дольше прокрутится.

Битки. Дети делятся на пары. По команде од­новременно бьют крашенками с любой стороны, приговаривая: «Моё яйцо, окрепни! К бою го­тов!», «Раз, два, три!» Тот, чьё яйцо разобьётся или даст трещину, проиграл.

Бабушка. А вот и моя пасочка поспела. При­глашаю вас к чаю-самовару с ароматными пиро­гами да яичками.

Праздник заканчивается, дети идут в группу пить чай.

 

 

Заключение

В процессе полихудожественной деятельности дети получали разнообразные впечатления, знания, представления, испытывали различные чувства. Это обогатил их опыт, способствовал развитию мышления и личностных особенностей у детей.

 

 Проведенное в рамках итоговой работы исследование показало с что дети в процессе полихудожественной деятельности:

  1. максимально проявляют все свои способности;
  2. свободно демонстрируют свои теоретические знания  и практические навыки в разных видах художественной деятельности;
  3. эмоционально раскрепощены.

Таким образом, полихудожественная деятельность:

  • помогает формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
  • развивает эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
  • воздействует на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.

 

 

 

Список литературы и источников

 

1.     ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» . МОСКВА  М03АИКА-СИНТЕЗ 2010 г.

  1. Н.Зарецкая, З.Роот  «Праздники  в детском саду», Москва, Айрис Пресс. 2008.
  2. Давидчук А.Н., Ивашка И.Н. «Планирование образовательной работы в ДОУ» М., Мозаика-Синтез, 2004.
  3. Журнал «Музыкальный руководитель» 1/2010 учредитель и изд. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника»,
  4. Журнал «Музыкальный руководи­тель. - 2005- -№5.- С. 24-26. учредитель и изд. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника»,

6.     М. Зацепина, Т.Антонова «Праздники и развлечения в детском саду», МОСКВА  М03АИКА-СИНТЕЗ 2006 г.

 

  1. Самолдина К.А., Маркова Е.П. «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников» Программа и методические рекомендации. - Новосибирск НИПКиПРО, 2007.
  2. Т.Петрова «Нетрадиционные праздники в детском саду» Москва, Мозаика-Синтез, 2004.

 

29.12.2014 17:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!