СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое эссе "Я - учитель" для конкурса "Учитель года"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В эссе излагается мое видение о профессии, о роли учителя в обучении и воспитании детей, об субъективной оценке учителя со стороны выпускников.

Педагогическое эссе «Я – учитель!»

Автор: Кашкарова Тамара Ивановна, учитель географии и биологии МБОУ «ООШ № 2» г. Ковдор, Мурманская область.

Когда-то, в далеком октябре на свет появиться посчастливилось мне. Быть может, это и определило мою дальнейшую судьбу и профессию. На протяжении всех школьных лет мои профессиональные приоритеты постоянно менялись. Я хотела быть, то геологом, то следователем, то врачом. А стала учителем. Казалось бы – парадокс! Но, я думаю это не случайно, ведь все мои чаяния соединились в одной удивительной профессии - Учитель. Ведь если рассуждать философски, то учитель как геолог ищет, только не полезные ископаемые, а ищет и находит в учениках скрытые способности и постоянно раскрывает грани таланта у каждого ребенка. Он же следователь, потому что каждодневно ведет работу по исследованию характера учеников, находит причины и следствия поведения и поступков детей, предвидит результат. В школьной среде возникают разные ситуации, в том числе и конфликтные. И тут учитель на миг становится врачом, он оказывает первую помощь, он врачует душу ребенка, который пострадал от унижения или обиды, он пожалеет и подскажет, как себя вести, если ты стал кем-то уязвим.

Быть учителем может не каждый человек, который получил педагогическое образование. Образование – это еще не та стартовая основа, которая позволит стать учителем. Быть учителем – это призвание! Быть учителем – это значит любить себя и работу, любить детей и быть готовым к самоотречению.

Учитель – этот тот человек, который живет работой, общением с детьми, их радостями и неудачами, подчас в ущерб себе, собственному здоровью и своей семье. Отработав, учитель спешит домой, но вернувшись, он и там продолжает оставаться учителем. Помимо домашних дел, он продолжает свою педагогическую работу: находит интересный материал для завтрашних уроков, готовит презентации, составляет тезисы, пишет планы уроков, продумывает свои действия, вопросы и формы контроля к каждому уроку, проверяет тетради. И это еще не полный перечень дел, который каждодневно выполняет учитель… Вроде закончен день, но мысли о работе всегда и везде.

А завтра новый день! Каждый день в школе приносит что-то новое, подчас особенное, животрепещущее. Каждый новый день чему-то тебя учит, укрепляет ум, закаляет характер, делает тебя сильнее и мудрее. Что ни день, то совершенствование твоего внутреннего мира, который должен быть богат, гибок и разнообразен.

Переступив порог школы, учитель должен забыть обо всем, о своих проблемах и желаниях, о плохом настроении, обо всем. Ведь дети – тонкие психологи. Они чувствуют все: доброту, любовь, фальшь, справедливость. Они замечают, как ты одет, в каком ты настроении, как с ними общаешься. А самое главное, они чувствуют, насколько ты с ними искренен. Знаешь ли ты глубоко свой предмет, можешь ли ты хорошо объяснить им, то что знаешь, можешь ли ответить на поставленный вопрос, вопрос не из учебника и вовсе не по теме, умеешь ли ты относиться к происходящему с некоторой долей юмора и даже иронии. Поэтому ты не вправе не оправдать ожидания детей, не вправе нарушить то динамическое равновесие, которое установилось между тобой и детьми.

У каждого учителя свои принципы. Мой главный принцип: учить всех, учить каждого, учить хорошо. А собственно даже не учить, а душевно беседовать, размышлять и сообща догадываться. Ведь хороший учитель – это не тот, который дает истину, а тот, который учит ее находить самостоятельно. Учитель учит детей не знаниям, он учит их разным способам добывания какой-либо информации, вооружает их теми инструментами, которые в их жизни сослужат хорошую службу. Ведь правильно говорят, хочешь накормить человека, накорми его рыбой. Хочешь обеспечить его, дай ему удочку и научи удить рыбу. Так и в нашей профессии. Искусство педагога заключается в том, чтобы создать на уроке хороший климат, обеспечить соответствующие условия и предоставить детям расти самим по себе. Вот тогда они тебя удивят.

Быть хорошим учителем не просто. Для этого надо много знать, много уметь. Но и этого мало. Надо не только знать, не только уметь, но и делать. Учить и учиться, и не останавливаться на достигнутом».

В жизни педагога много чего бывает, ведь работа не сводится к проведению уроков. Это и мероприятия, классные часы, отчеты и собрания, контрольные работы, различные проверки и заседания, дежурства и рейды, экзамены и заполнение документации. Надо все успеть. А сделать это может только влюбленный в свое дело человек, для которого эта работа – его призвание. Можно много по этому поводу дискутировать, но факт остается фактом. Учитель – это творчество, поиск, упорство, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность, толерантность. Общение с детьми ему дает стимул ко всему перечисленному, к развитию, молодит и согревает его душу.

Особое место в нашей деятельности занимают открытые уроки. Для многих педагогов – они, как шоковая терапия. А я люблю проводить такие уроки. Открытый урок для учителя – как дефиле для модельера, где идет демонстрация всего лучшего, что наработано и сделано. Это парад идей, изюминок твоей работы. В первые минуты урока ощущаешь легкое волнение, но потом все отходит на второй план и все зависит только от тебя, станешь ли ты дирижером этого сложного оркестра, под названием класс, зазвучат ли струны каждого ученика в виде конкретной их деятельности, удастся ли реализовать все задуманное. Окончен урок! Вроде ты опустошен, но нет, опять новые идеи витают в голове, и ты готов к новым свершениям, и ты их совершаешь. Вновь и вновь ты совершаешь каждодневный подвиг, учишь детей, занимаешься их воспитанием, учишься сам от них, от детей. И кто бы, и чтобы ни говорил, учитель – это, прежде всего призвание, образ и стиль жизни, а иначе и быть не может.

Наверняка у каждого учителя возникает мысль, если бы вернуть время вспять, стал бы я снова учителем? Я себе отвечаю всегда: стала бы. Работая в школе 38-й год, я не помышляю о другой профессии, я ею довольна. Я в этой профессии состоялась, я получила все возможные награды, я стала для многих детей настоящим другом и хорошим наставником. А доказательством этого являются приветы из прошлого от моих многочисленных учеников. Приведу лишь некоторые (орфография авторов не изменена):

1.Ольга Степанова, г. Кемерово:

- Моя дорогая, замечательная, лучшая учительница! Очень нелегок ваш труд, здоровья Вам, настроения, сил воспитывать здоровую нацию. Будьте счастливы, любимы. Знайте, Вы - неповторимы!

- Как бы ни было порой трудно, знайте, Вы - учитель от Бога, и в каждого ученика Вы вложили кусочек своей души и знаний! Поверьте, это дорогого стоит, когда сквозь многие лета, казалось бы, совершенно посторонняя девочка (женщина уже теперь) молится о Вашем здоровье. Добра Вам, уюта и благополучия. Молюсь за Вас!

- Мы к сожаленью в зрелости лишь понимаем, какой учитель рядом с нами был. С появлением своих детей мы вспоминаем, как же нам повезло! Мы брали знания у такого Учителя. Пусть вашим нынешним ученикам так же повезет. И пусть глаза сверкают удивлением, когда Вас вспомнят не через один год.

2. Рустам Мурзагалиев, г. Усть – Каменогорск:

- Здравствуйте, Тамара Ивановна, мой любимый учитель! Я помню ваши уроки, как – будто это было вчера… Какая стояла на уроке тишина, когда вы нам объясняли тему. Мы могли слушать Вас вечно! Столько обаяния и ума в одном человеке…

3. Светлана Светличная, г. Калининград: Тамара Ивановна, вы как ангел наш, вы справедливая такая, мы вам обязаны всем тем, что теперь знаем. Мы поздно ценим Вас, простите, дорогая!

4. Зоя Балаганская, г. Рубцовск.

- Здравствуйте, дорогая Тамара Ивановна! Я уже мама двоих детей. Закончила Рубцовский медицинский колледж, закончила на «отлично». Хочу сказать вам огромное спасибо за глубокие знания по биологии, что вы привили нам 18 лет назад. Когда я училась в колледже, то всегда пользовалась школьными конспектами по биологии. В них все самое главное и все разложено по полочкам. Эти конспекты для меня, как настольная книга. Я счастлива, что училась у вас. Благодарю за ваш труд! Желаю вам здоровья и успехов.

Это лишь часть из того, что я получаю от моих бывших учеников. Читаешь эти послания и с удивлением смотришь на мир, на себя, как бы со стороны и думаешь, вот оно учительское счастье и твой скромный вклад в становление других людей. Ради этого стоит жить! Вот это и есть признание тебя, как учителя. Неважно, рядом мы или далеко, я всегда принадлежу моим ученикам. Неважно, как часто мы видимся, главное, мы чувствуем друг друга. И если эти встречи случаются, то они много для нас значат, они нас обогащают и радуют. Я счастлива, что стала учителем. Я судьбу свою собирала из тысячи звезд, а собрала ее из тысяч учеников, в них мое продолжение, в них мое удовлетворение от любимой профессии. Своими знаниями, делами, собственным примером я воспитала неплохую плеяду учителей, врачей, агрономов, ветеринаров, геологов. Я горжусь своими учениками, их успехами. Глядя на состоявшегося в жизни человека, я понимаю, что в этом есть частичка моего труда и души. А это и есть самое настоящее учительское счастье и смысл нашей профессии!

08.02.2022 22:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!