СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обоснование подхода к формированию ценности здоровья в системе жизненных ценностей личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье – это природная база профессионального долголетия, напрямую зависит от соответствия ценности образа жизни требованиям профессии, от уровня научно-обоснованных норм труда, поддерживающих психофизиологический потенциал и способности к конкретному виду труда.

Можно выделить два направления деятельности по формированию здорового образа жизни:

- создание оптимальных внешних, средовых условий (гуманистические отношения, благоприятный психологический климат, активная творческая обстановка) ;

- обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для саморазвития и самовоспитания личности.

Процесс формирования ценности здоровья состоит в следующем:

1)повышение знаний о роли месте здоровья в жизни и деятельности.

2)определение организационных и научно-методических мер, связанных с сохранением жизни и укреплением здоровья.

3)Выявление факторов, влияющих на формирование здорового образа жизни в современном обществе.

4)Разработка нового содержания программ формирования ценности здоровья и реализации здорового образа жизни.

Процесс формирования ценности здоровья обусловлен многофакторными воздействиями, не последнюю роль в них играют знания о самом здоровье, его роли и месте в жизни и деятельности человека.

Одной из важных сторон является наличие убежденности в необходимости принимать здоровье как ценность. Здесь рассматривается и физическое здоровье (знание о его состоянии, следование режиму дня, занятия спортом, собственное отношение к своему здоровью), и психическое здоровье (психологические установки и убеждения на здоровый образ жизни, комфортное осознание себя в окружающей среде).

Большую роль в сохранении и укреплении собственного здоровья играют индивидуальные установки и ориентиры, формирование у человека способности к целостному интегрированному поведению, направленному на реализацию своих возможностей в физическом и личностном совершенствовании, которые закладываются с детства, как в семье, так и в дошкольных и образовательных учреждениях.

Формирование ценности здоровья возможно и при помощи различных специальных образовательных программ.

Среди программ последних лет, направленных на обучение здоровому образу жизни можно отметить:

«Валеология – основы безопасности жизни» Л. Г. Татрникова, Н,Б. Захаревич, Т.О. Калинина.

«Я и мое здоровье» В.М. Мельничук.

«Педагогика здоровья» В.Н. Касаткина

«Физическое развитие и психическое здоровье», А.В. Родионов.

«Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирования норм и навыков здорового образа жизни», Е.Л.Вишневская, В.А. Полесский.

Формирование, укрепление и сохранение здоровья, будучи образовательным процессом, должно способствовать ориентации людей на ценности здорового образа жизни. В процессе формирования здоровьеформирующего образования значительное место отводится духовному совершенствованию человека. Отношение к собственному здоровью как важнейшему фактору реализации жизненных смыслов и целей – является одной из ведущих личностных функций человека.

Очень важно развитие позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья, как необходимого условия жизнеспособности. Содержательно это проявляется в формировании:

*способности к позитивному саморазвитию в различных жизненных обстоятельствах, уверенности в себе;

*мотивации укрепления здоровья, посредством установки на ценность собственного здоровья, приобретение знаний о своем здоровье;

овладение способами, охраняющими и умножающими здоровье;

*умения применять формы накопления здоровья к особенностям своего организма;

*ценности здоровья, направленной на ответственное отношение, как к своему, так и здоровью окружающих, на стремление сохранить и приумножить свой природный потенциал.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те технологии, использование которых идет на пользу здоровья, его сохранение и укрепление.

Можно выделить следующие типы технологий в области здоровья:

- здоровьеохранительные – создающие безопасные условия деятельности, решающие задачи рациональной ее организации в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и требованиями.

- оздоровительные – технологии, направленные на решение задач укрепления физического здоровья, обогащение потенциала здоровья.

- образовательные – гигиеническое обучение, обучение жизненным навыкам, профилактика травматизма, профилактика злоупотребления психоактивными веществами, половое воспитание.

- технологии формирования культуры здоровья – направленные на формирование: культуры здоровья, развитие личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье, как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни, ответственность за собственное здоровье, здоровье семьи.

Таким образом, можно выделить два ведущих направления деятельности по формированию здорового образа жизни: создание оптимальных внешнесредовых условий и обеспечение внутренних условий для саморазвития и самовоспитания через механизмы самопознания, целеполагания.

Обеспечение жизнедеятельности происходит посредством двух основополагающих механизмов:

а) формирование, укрепление и сохранение здоровья;

б) повышение резервов здоровья для достижения целей личностно-профессионального развития.

Были разработаны технологии формирования ценности здоровья с учетом приоритетов здоровья и здорового образ жизни.

Эффективность формирования здорового образа жизни напрямую связана с повышением включенности в здоровье сберегающий образовательный процесс, формирование активной позиции по отношению к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Категория: Всем учителям
22.05.2015 09:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!