СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Здоровье – это природная база профессионального долголетия, напрямую зависит от соответствия ценности образа жизни требованиям профессии, от уровня научно-обоснованных норм труда, поддерживающих психофизиологический потенциал и способности к конкретному виду труда.
Можно выделить два направления деятельности по формированию здорового образа жизни:
- создание оптимальных внешних, средовых условий (гуманистические отношения, благоприятный психологический климат, активная творческая обстановка) ;
- обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для саморазвития и самовоспитания личности.
Процесс формирования ценности здоровья состоит в следующем:
1)повышение знаний о роли месте здоровья в жизни и деятельности.
2)определение организационных и научно-методических мер, связанных с сохранением жизни и укреплением здоровья.
3)Выявление факторов, влияющих на формирование здорового образа жизни в современном обществе.
4)Разработка нового содержания программ формирования ценности здоровья и реализации здорового образа жизни.
Процесс формирования ценности здоровья обусловлен многофакторными воздействиями, не последнюю роль в них играют знания о самом здоровье, его роли и месте в жизни и деятельности человека.
Одной из важных сторон является наличие убежденности в необходимости принимать здоровье как ценность. Здесь рассматривается и физическое здоровье (знание о его состоянии, следование режиму дня, занятия спортом, собственное отношение к своему здоровью), и психическое здоровье (психологические установки и убеждения на здоровый образ жизни, комфортное осознание себя в окружающей среде).
Большую роль в сохранении и укреплении собственного здоровья играют индивидуальные установки и ориентиры, формирование у человека способности к целостному интегрированному поведению, направленному на реализацию своих возможностей в физическом и личностном совершенствовании, которые закладываются с детства, как в семье, так и в дошкольных и образовательных учреждениях.
Формирование ценности здоровья возможно и при помощи различных специальных образовательных программ.
Среди программ последних лет, направленных на обучение здоровому образу жизни можно отметить:
«Валеология – основы безопасности жизни» Л. Г. Татрникова, Н,Б. Захаревич, Т.О. Калинина.
«Я и мое здоровье» В.М. Мельничук.
«Педагогика здоровья» В.Н. Касаткина
«Физическое развитие и психическое здоровье», А.В. Родионов.
«Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирования норм и навыков здорового образа жизни», Е.Л.Вишневская, В.А. Полесский.
Формирование, укрепление и сохранение здоровья, будучи образовательным процессом, должно способствовать ориентации людей на ценности здорового образа жизни. В процессе формирования здоровьеформирующего образования значительное место отводится духовному совершенствованию человека. Отношение к собственному здоровью как важнейшему фактору реализации жизненных смыслов и целей – является одной из ведущих личностных функций человека.
Очень важно развитие позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья, как необходимого условия жизнеспособности. Содержательно это проявляется в формировании:
*способности к позитивному саморазвитию в различных жизненных обстоятельствах, уверенности в себе;
*мотивации укрепления здоровья, посредством установки на ценность собственного здоровья, приобретение знаний о своем здоровье;
овладение способами, охраняющими и умножающими здоровье;
*умения применять формы накопления здоровья к особенностям своего организма;
*ценности здоровья, направленной на ответственное отношение, как к своему, так и здоровью окружающих, на стремление сохранить и приумножить свой природный потенциал.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те технологии, использование которых идет на пользу здоровья, его сохранение и укрепление.
Можно выделить следующие типы технологий в области здоровья:
- здоровьеохранительные – создающие безопасные условия деятельности, решающие задачи рациональной ее организации в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и требованиями.
- оздоровительные – технологии, направленные на решение задач укрепления физического здоровья, обогащение потенциала здоровья.
- образовательные – гигиеническое обучение, обучение жизненным навыкам, профилактика травматизма, профилактика злоупотребления психоактивными веществами, половое воспитание.
- технологии формирования культуры здоровья – направленные на формирование: культуры здоровья, развитие личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье, как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни, ответственность за собственное здоровье, здоровье семьи.
Таким образом, можно выделить два ведущих направления деятельности по формированию здорового образа жизни: создание оптимальных внешнесредовых условий и обеспечение внутренних условий для саморазвития и самовоспитания через механизмы самопознания, целеполагания.
Обеспечение жизнедеятельности происходит посредством двух основополагающих механизмов:
а) формирование, укрепление и сохранение здоровья;
б) повышение резервов здоровья для достижения целей личностно-профессионального развития.
Были разработаны технологии формирования ценности здоровья с учетом приоритетов здоровья и здорового образ жизни.
Эффективность формирования здорового образа жизни напрямую связана с повышением включенности в здоровье сберегающий образовательный процесс, формирование активной позиции по отношению к собственному здоровью и здоровью окружающих.
© 2015, Тищенко Татьяна Валериевна 647