СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Автор: Титова Марина Николаевна - воспитатель МБДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №9 «Теремок» Мензелинского муниципального района РТ.
Тема: Авторская программа «Я и моё здоровье!»
Пояснительная записка.
«Здоровье – это драгоценность,и,
при том, единственная, ради
которой стоит не жалеть времени,
сил, трудов и великих благ»
Мишель де Монтень
В последние годы здоровье населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Здоровье каждого человека во многом зависит от того, как он ведёт себя в жизни, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек пренебрегает своим здоровьем, нарушает нормы здорового образа жизни.
Формирование здоровых привычек начинается с детства и это, прежде всего, проблема воспитательная. Для научного обеспечения оздоровительной функции ДОУ разработана концепция педагогической валеологии. Её основу составляет валеология - наука о здоровье. Академик В.П. Петленко определяет здоровье, как «состояние равновесия между адаптационными возможностями организма и меняющимися условиями среды».
Валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться использовать. Поэтому сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!». Педагогическая валеология объединяет валеологию и педагогику в единой научно-методической концепции. Её можно назвать «наукой о формировании здоровья педагогическими средствами». Девиз педагогической валеологии: «Здоровье через образование.»
Приоритетным направлением валеологической учебно-воспитательной работы должно быть формирование нравственных качеств ребёнка, которые являются фундаментом здоровья. Поэтому так важно развивать в детях доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремлённость, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.
Валеологическое воспитание детей служит укреплению их родительской семьи. Дети должны узнать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребёнка в семье освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Надо развивать интерес к профессиональной и бытовой деятельности членов семьи, формировать понимание их социальной значимости, вызвать потребность с гордостью рассказывать о своих бабушках, дедушках, родителях, о добрых традициях своей семьи.
Цель: сформировать у детей основы валеологической культуры, которая представляет собой систему мотиваций, ценностных отношений, знаний, умений и навыков, формирующих представление о здоровье как о главной жизненной ценности.
Задачи:
1. Формировать у ребёнка ответственное отношение к состоянию своего здоровья;
2. Заложить основы гигиенических знаний и знаний по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний;
3. Формировать у детей привычки к гигиене тела, ротовой полости, органов зрения, слуха и др.;
4. Заложить основы личной безопасности: знания о вредных и опасных факторов окружающей среды, о причинах возникновения экстремальных ситуаций, умение их избегать, а при возникновении - находить выход, оказывать помощь;
5. Научить простейшим правилам гигиены;
6. Помочь адаптации ребёнка во взаимоотношениях с окружающими;
7. Воспитывать у ребёнка экологическую культуру;
9. Формировать у детей понятие о семье, о здоровье и развитие ребёнка.
Гипотеза эксперимента.
Участники программы.
Программа рассчитана на детей среднего возраста, родителей, педагогов.
Ожидаемый эффект.
Этапы формирования валеологической культуры дошкольника
Этап |
Цель деятельности |
1 этап - подготовительный |
формирование валеологической культуры дошкольника с помощью двигательной активности и воспитания гигиенических навыков |
2 этап -основной |
формирование валеологической культуры дошкольника среднего возраста через обучение основам безопасности жизнедеятельности и формирование навыков здорового образа жизни. |
3 этап - итоговый |
формирование валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи. |
Принципы создания программы.
Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип региональной специфики – предполагает обучение дошкольников с учетом климатогеографических условий
Принцип вариативности - предполагает использование различных оздоровительных технологий в зависимости от задач образовательного процесса, предпочтений детей, особенностей развивающей среды группы
Принцип развивающего характера образования – направлен на развитие всей целостной совокупности качеств личности ребенка и происходит в зоне ближайшего его развития
Принцип индивидуализации – предполагает такую организацию учебного процесса, при которой индивидуальный подход к дошкольнику и индивидуальная форма его обучения играют в образовательном процессе главную роль
Принцип доступности – предполагает оптимальный для усвоения объем информации и рациональность методик, используемых в работе.
Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
Средства реализации программы.
Интеграция работы педагога по воспитанию валеологической культуры дошкольников в различные виды детской деятельности представлена в виде следующей схемы:
Вид деятельности |
Содержание |
Получение валеологических ЗУН на занятиях |
*Занятия по валеологии (2 раза в месяц) на занятиях «ФЦКМ» *Интеграция валеологических ЗУН в другие занятия (межпредметные связи) *Физкультурные занятия *Музыкальные занятия *Рисование |
Получение валеологических ЗУН вне занятий |
* дидактические игры * опытно-исследовательская деятельность * оздоровительные подвижные игры *сюжетно- ролевые игры |
Получение валеологических ЗУН на тематических мероприятиях |
*Неделя здоровья *Экскурсии *Праздники здоровья совместно с родителями *КВН, викторины *Просмотр видеофильмов *Просмотр презентаций *Мини-проекты *Конкурсы рисунков, стенгазет *Игры- соревнования |
Оздоровление через режимные процессы |
*Утренняя гимнастика *Психогимнастика *Гимнастика после сна *В процессе питания (завтрак, обед, полдник) *Прогулка *Нетрадиционные виды упражнений ( релаксация; пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз; дыхательная гимнастика; корригирующая гимнастика; ортопедическая гимнастика; музыкатеропия; сказкотерапия; самомассаж; точечный массаж) |
Работа с родителями |
*Оформление журнала «Здоровячок», «Азбука безопасности», «Семейный кодекс здоровья». *Изготовление нестандартного оборудования. *Нетрадиционные формы работы: •анкетирование; • дискуссия; • круглые столы; • консультации специалистов; •родительские собрания «Мы за здоровый образ жизни», • «День открытых дверей»; • семейные спортивные соревнования; • акция «Здоровый образ жизни»; • вечера развлечений; • выпуск бюллетеней, информационных листков; • стенд «Здоровье с детства»; • уголок в группах. |
Работа с педагогами |
*Организация творческой группы педагогов «Валеология в ДОУ» *Конкурсы |
Летнее оздоровление |
*Оздоровление на летней оздоровительной площадке *Информационный стенд «Для вас, родители.» |
Критерии эффективности программы.
|
Направления работы |
Цель работы по направлению |
1 |
Работа с детьми |
воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. |
2 |
Работа с родителями |
создание единого воспитательно-образовательного процесса«детский сад+семья» по воспитанию валеологической культуры дошкольника. |
3 |
Работа с воспитателями |
повышение профессионального мастерства в вопросах воспитания валеологической культуры дошкольника; содействие становлению их собственной культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья. |
4 |
Работа над созданием предметно-развивающей среды |
создание оптимальных условий для двигательной активности и мероприятий по закаливанию, наполнение среды нетрадиционным оборудованием, стимулирующим познавательную, творческую, двигательную активность детей. |
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ средней группы
4 ЗАНЯТИЯ В МЕСЯЦ, длительность 15-20 минут.
Комплексно-тематический план
«Я и моё здоровье»
Месяц |
Тема |
Цель занятия |
Сентябрь |
1. «В стране здоровья» 2. «Полезные и вредные привычки» 3.«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» 4. «Здоровая пища» |
Цель: формировать представление о связи двигательной активности и здоровья; воспитывать интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, здоровому образу жизни. Формировать сознательный отказ от вредных привычек. Цель: дать знания о значении закаливания для укрепления здоровья. Цель: Дать знания о воде – как средстве закаливания Цель: Рассказать детям о продуктах питания и об их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание». Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания. Воспитывать у детей отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. |
Октябрь |
1. «Путешествие в страну Неболейку» 2. «Внешнее строение тела человека» 3. «Глаза: функции и здоровьесбережение» 4. «Руки человека» |
Цель: Учить самостоятельно, следить за своим здоровьем, знать простейшие приемы самооздоровления (массаж, закаливание). Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. Цель: Ввести понятие «тело человека», познакомить детей с внешним строением тела человека, учить различать и правильно называть отдельные части тела. Цель:Познакомить с внешним строением глаза; добиться усвоения и правильного произношения терминов: глаз (глаза), веко (веки), ресницы, бровь (брови); познакомить с их значением в охране глаз; с правилами охраны их здоровья. Цель: Закрепить умения различать правую и левую руки; добиться усвоения и правильного произношения терминов «руки (рука)», «мыло», «кисть», «ладонь», «пальцы»; познакомить с назначением рук в жизни человека, с правилами личной гигиены, связанными с руками. |
Ноябрь |
1. «Ноги человека» 2.«Ушки, глазки и носы быть здоровыми должны» 3. Занятие «Скелет и мышцы». 4.«Моё сердце!». |
Цель: Закрепить умения различать правую и левую ноги; добиться усвоения и правильного произношения терминов «ноги (нога)», «стопа», «пальцы»; познакомить с назначением ног в жизни человека, с правилами личной гигиены, связанными с ногами. Цель: уточнить знания о способах ухода за органами слуха, зрения. Цель: Дать детям представление о том, что у каждого человека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию — скелет нашего тела. Цель: Поддерживать интерес к познанию своего тела; выяснить, как представляют дети своё сердце. |
Декабрь |
1. «Соблюдай правила гигиены» 2. «Чистка зубов» 3. Игра — занятие «В стране Лёгких» или «Путешествие воздушных человечков». 4. «Откуда в воздухе кислород?» |
Цель: Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков; закрепить практические умения мытья рук. Цель: Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков; закрепить практические умения и навыки чистки зубов. Цель: Дать детям представление о том, что дыхание — это одна из важнейших функций организма. Цель: обогатить знания детей о свойствах и качестве воздуха. |
Январь |
1. «Соблюдай режим дня» 2. «Очень, нужен людям сон» |
Цель: Сформировать представление о режиме дня; убедить в необходимости соблюдать режим дня для сохранения и укрепления здоровья. Цель: Развивать у детей интерес к своему здоровью; учить заботиться о себе; закреплять знания о том, что сон необходим человеку, запоминать правила поведения перед сном; развивать умения делать простейшие выводы. |
Февраль |
1. «Следи за датчиком настроения» 2. «Что такое улыбка?» 3. «У каждого своя зарядка» 4. «Мы дружим с физкультурой» |
Цель: Сформировать представление о настроении и чувствах, их влиянии на состояние здоровья. Цель: Упражнять детей в умении проявлять и различать радость, удовольствие; учить определять состояние человека по лицу, голосу. Цель: Закрепить представления о пользе физических упражнений; формировать привычку к здоровому образу жизни. Цель: Продолжать формировать представление о необходимости заботиться, о своем здоровье. |
Март |
1. «Путешествие в страну Здоровья» 2. «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» 3. «Как победить грипп» 4. «Если сладко спится – сон хороший снится» |
Цель:Уточнить представление о том, что такое здоровье и как сберечь его; развивать понимание значения гигиенических процедур, правильного питания, закаливания, занятий физкультурой и спортом; обобщить представления о положительных нравственных качествах. Цель: дать знания о значении закаливания для укрепления здоровья; дать знания о воде – как средстве закаливания; дать знания о значение чистого воздуха для здоровья человека; Цель: дать знания о лечении и профилактике гриппа Цель: дать знания для значения отдыха для здоровья и жизнедеятельности организма. |
Апрель |
1. « К здоровью без лекарств». «Семь золотых правил» 2. «Для чего человеку кожа?» 3.«Микробам – бой» 4. «Шиповник укрепляет наше здоровье» |
Цель: дать знания о способах лечения народными средствами. Цель: рассказать о функции кожи в жизни человека. Цель: дать знания о роли личной гигиены в профилактике заболеваний. Цель: дать знания о необходимости витамина «С» для укрепления защитных сил организма. |
Май |
1. «Здоровью надо помогать» 2. «Прилетела в гости бабушка пчела» 3. Обсуждение прочитанных рассказов по темам: «Я и моё тело», «Как сохранить здоровье», «Правила безопасности жизни». 4. «Лето красное – для здоровья время прекрасное» |
Цель: научить рационально чередовать сон и периоды бодрствования. Цель: дать знания о свойствах мёда. Цель: Обобщить, систематизировать и закрепить полученные знания о строении тела человека, основных функциях органов тела, о возможностях человеческого организма. Цель: Закрепить полученные знания, умения и навыки по программе. Формировать у детей положительную мотивацию к воспитанию здорового образа жизни в летний период. |
Используемая литература.
1.Программа «Зеленый огонёк здоровья» (М.Ю.Картушина.)
2. Программа «Здоровый дошкольник» (Ю.Ф.Змановский.)
3.Программа «Безопасность» (Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева)
4.Программа «Я, ты, мы» (О.Л.Князева, Р.Б.Стёркина)
5.Журнал «Дошкольная педагогика» №10 2012г.
6.Журнал «Дошкольная педагогика» №3 2011г.
7.Журнал «Дошкольная педагогика» №3 2006г.
8.Чистякова М.И. «Психогимнастика». – Москва «Просвещение», 1995
9.Л.М.Щипицина, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова «Азбука общения» (СПб: 2003).
Содержание
Индекс |
Разделы |
1. |
Пояснительная записка. |
2. |
Цели, задачи. |
3. |
Гипотеза эксперимента. |
4. |
Участники программы. Ожидаемый эффект. Этапы формирования валеологической культуры дошкольника. |
5. |
Принципы создания программы. |
6. |
Средства реализации программы. |
7. |
Критерии эффективности программы. |
8. |
Интеграция образовательной области «Здоровье» с другими образовательными областями |
9. |
График проведения образовательной деятельности. |
10. |
Комплексно-тематический план |
11. |
Используемая литература. |
© 2016, Титова Марина Николаевна 1964