СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Авторская программа «Я и моё здоровье!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор: Титова Марина Николаевна - воспитатель МБДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №9 «Теремок» Мензелинского муниципального района РТ.

Тема: Авторская программа «Я и моё здоровье!»

Пояснительная записка.

«Здоровье – это драгоценность,и,

при том, единственная, ради

которой стоит не жалеть времени,

сил, трудов и великих благ»

Мишель де Монтень

В последние годы здоровье населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Здоровье каждого человека во многом зависит от того, как он ведёт себя в жизни, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек пренебрегает своим здоровьем, нарушает нормы здорового образа жизни.

Формирование здоровых привычек начинается с детства и это, прежде всего, проблема воспитательная. Для научного обеспечения оздоровительной функции ДОУ разработана концепция педагогической валеологии. Её основу составляет валеология - наука о здоровье. Академик В.П. Петленко определяет здоровье, как «состояние равновесия между адаптационными возможностями организма и меняющимися условиями среды».

Валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться использовать. Поэтому сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!». Педагогическая валеология объединяет валеологию и педагогику в единой научно-методической концепции. Её можно назвать «наукой о формировании здоровья педагогическими средствами». Девиз педагогической валеологии: «Здоровье через образование.»

Приоритетным направлением валеологической учебно-воспитательной работы должно быть формирование нравственных качеств ребёнка, которые являются фундаментом здоровья. Поэтому так важно развивать в детях доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремлённость, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.

Валеологическое воспитание детей служит укреплению их родительской семьи. Дети должны узнать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребёнка в семье освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Надо развивать интерес к профессиональной и бытовой деятельности членов семьи, формировать понимание их социальной значимости, вызвать потребность с гордостью рассказывать о своих бабушках, дедушках, родителях, о добрых традициях своей семьи.

Цель: сформировать у детей основы валеологической культуры, которая представляет собой систему мотиваций, ценностных отношений, знаний, умений и навыков, формирующих представление о здоровье как о главной жизненной ценности.

Задачи:

1. Формировать у ребёнка ответственное отношение к состоянию своего здоровья;

2. Заложить основы гигиенических знаний и знаний по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний;

3. Формировать у детей привычки к гигиене тела, ротовой полости, органов зрения, слуха и др.;

4. Заложить основы личной безопасности: знания о вредных и опасных факторов окружающей среды, о причинах возникновения экстремальных ситуаций, умение их избегать, а при возникновении - находить выход, оказывать помощь;

5. Научить простейшим правилам гигиены;

6. Помочь адаптации ребёнка во взаимоотношениях с окружающими;

7. Воспитывать у ребёнка экологическую культуру;

9. Формировать у детей понятие о семье, о здоровье и развитие ребёнка.

Гипотеза эксперимента.

  • Планирование поэтапного, в соответствии с возрастными возможностями и способностями дошкольников в осуществлении нетрадиционного подхода в проведении различных форм работы с детьми.
  • Профилактические мероприятия.
  • Модель реализации двигательной активности дошкольников в группе.

Участники программы.

Программа рассчитана на детей среднего возраста, родителей, педагогов.

Ожидаемый эффект.

Этапы формирования валеологической культуры дошкольника

Этап

Цель деятельности

1 этап -

подготовительный

формирование валеологической культуры дошкольника с помощью двигательной активности и воспитания гигиенических навыков

2 этап -основной

формирование валеологической культуры дошкольника среднего возраста через обучение основам безопасности жизнедеятельности и формирование навыков здорового об­раза жизни.

3 этап - итоговый

формирование валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи.

Принципы создания программы.

Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип региональной специфики – предполагает обучение дошкольников с учетом климатогеографических условий

Принцип вариативности - предполагает использование различных оздоровительных технологий в зависимости от задач образовательного процесса, предпочтений детей, особенностей развивающей среды группы

Принцип развивающего характера образования – направлен на развитие всей целостной совокупности качеств личности ребенка и происходит в зоне ближайшего его развития

Принцип индивидуализации – предполагает такую организацию учебного процесса, при которой индивидуальный подход к дошкольнику и индивидуальная форма его обучения играют в образовательном процессе главную роль

Принцип доступности – предполагает оптимальный для усвоения объем информации и рациональность методик, используемых в работе.

Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

Средства реализации программы.

Интеграция работы педагога по воспитанию валеологической культуры дошкольников в различные виды детской деятельности представлена в виде следующей схемы:

Вид деятельности

Содержание

Получение валеологических ЗУН на занятиях

*Занятия по валеологии (2 раза в месяц) на занятиях «ФЦКМ» *Интеграция валеологических ЗУН в другие занятия (межпредметные связи)

*Физкультурные занятия

*Музыкальные занятия

*Рисование

Получение валеологических ЗУН вне занятий

* дидактические игры * опытно-исследовательская деятельность * оздоровительные подвижные игры

*сюжетно- ролевые игры

Получение валеологических ЗУН на тематических мероприятиях

*Неделя здоровья

*Экскурсии *Праздники здоровья совместно с родителями *КВН, викторины *Просмотр видеофильмов

*Просмотр презентаций

*Мини-проекты *Конкурсы рисунков, стенгазет

*Игры- соревнования

Оздоровление через режимные процессы

*Утренняя гимнастика *Психогимнастика *Гимнастика после сна *В процессе питания (завтрак, обед, полдник)

*Прогулка

*Нетрадиционные виды упражнений ( релаксация; пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз; дыхательная гимнастика; корригирующая гимнастика;

ортопедическая гимнастика; музыкатеропия; сказкотерапия; самомассаж; точечный массаж)

Работа с родителями

*Оформление журнала «Здоровячок», «Азбука безопасности», «Семейный кодекс здоровья».

*Изготовление нестандартного оборудования.

*Нетрадиционные формы работы:

анкетирование;

дискуссия;

круглые столы;

консультации специалистов;

родительские собрания «Мы за здоровый образ жизни»,

«День открытых дверей»;

семейные спортивные соревнования;

акция «Здоровый образ жизни»;

вечера развлечений;

выпуск бюллетеней, информационных листков;

стенд «Здоровье с детства»;

уголок в группах.

Работа с педагогами

*Организация творческой группы педагогов «Валеология в ДОУ»

*Конкурсы

Летнее оздоровление

*Оздоровление на летней оздоровительной площадке *Информационный стенд «Для вас, родители.»

Критерии эффективности программы.

Направления работы

Цель работы по направлению

1

Работа с детьми

воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

2

Работа с родителями

создание единого воспитательно-образовательного процесса«детский сад+семья» по воспитанию валеологической культуры дошкольника.

3

Работа с воспитателями

повышение профессионального мастерства в вопросах воспитания валеологической культуры дошкольника; содействие становлению их собственной культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья.

4

Работа над созданием предметно-развивающей среды

создание оптимальных условий для двигательной активности и мероприятий по закаливанию, наполнение среды нетрадиционным оборудованием, стимулирующим познавательную, творческую, двигательную активность детей.

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ средней группы

4 ЗАНЯТИЯ В МЕСЯЦ, длительность 15-20 минут.

Комплексно-тематический план

«Я и моё здоровье»

Месяц

Тема

Цель занятия

Сентябрь

1. «В стране здоровья»

2. «Полезные и вредные привычки»

3.«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»

4. «Здоровая пища»

Цель: формировать представление о связи двигательной активности и здоровья;

воспитывать интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, здоровому образу жизни. Формировать сознательный отказ от вредных привычек.

Цель: дать знания о значении закаливания для укрепления здоровья.

Цель: Дать знания о воде – как средстве закаливания

Цель: Рассказать детям о продуктах питания и об их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание». Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания. Воспитывать у детей отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Октябрь

1. «Путешествие в страну Неболейку»

2. «Внешнее строение тела человека»

3. «Глаза: функции и здоровьесбережение»

4. «Руки человека»

Цель: Учить самостоятельно, следить за своим здоровьем, знать простейшие приемы самооздоровления (массаж, закаливание). Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Цель: Ввести понятие «тело человека», познакомить детей с внешним строением тела человека, учить различать и правильно называть отдельные части тела.

Цель:Познакомить с внешним строением глаза; добиться усвоения и правильного произношения терминов: глаз (глаза), веко (веки), ресницы, бровь (брови); познакомить с их значением в охране глаз; с правилами охраны их здоровья.

Цель: Закрепить умения различать правую и левую руки; добиться усвоения и правильного произношения терминов «руки (рука)», «мыло», «кисть», «ладонь», «пальцы»; познакомить с назначением рук в жизни человека, с правилами личной гигиены, связанными с руками.

Ноябрь

1. «Ноги человека»

2.«Ушки, глазки и носы быть здоровыми должны»

3. Занятие «Скелет и мышцы».

4.«Моё сердце!».

Цель: Закрепить умения различать правую и левую ноги; добиться усвоения и правильного произношения терминов «ноги (нога)», «стопа», «пальцы»; познакомить с назначением ног в жизни человека, с правилами личной гигиены, связанными с ногами.

Цель: уточнить знания о способах ухода за органами слуха, зрения.

Цель: Дать детям представление о том, что у каждого человека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию — скелет нашего тела.

Цель: Поддерживать интерес к познанию своего тела; выяснить, как представляют дети своё сердце.

Декабрь

1. «Соблюдай правила гигиены»

2. «Чистка зубов»

3. Игра — занятие «В стране Лёгких» или «Путешествие воздушных

человечков».

4. «Откуда в воздухе кислород?»

Цель: Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков; закрепить практические умения мытья рук.

Цель: Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков;

закрепить практические умения и навыки чистки зубов.

Цель: Дать детям представление о том, что дыхание — это одна из важнейших функций организма.

Цель: обогатить знания детей о свойствах и качестве воздуха.

Январь

1. «Соблюдай режим дня»

2. «Очень, нужен людям сон»

Цель: Сформировать представление о режиме дня; убедить в необходимости соблюдать режим дня для сохранения и укрепления здоровья.

Цель: Развивать у детей интерес к своему здоровью; учить заботиться о себе; закреплять знания о том, что сон необходим человеку, запоминать правила поведения перед сном; развивать умения делать простейшие выводы.

Февраль

1. «Следи за датчиком настроения»

2. «Что такое улыбка?»

3. «У каждого своя зарядка»

4. «Мы дружим с физкультурой»

Цель: Сформировать представление о настроении и чувствах, их влиянии на состояние здоровья.

Цель: Упражнять детей в умении проявлять и различать радость, удовольствие; учить определять состояние человека по лицу, голосу.

Цель: Закрепить представления о пользе физических упражнений; формировать привычку к здоровому образу жизни.

Цель: Продолжать формировать представление о необходимости заботиться, о своем здоровье.

Март

1. «Путешествие в страну Здоровья»

2. «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»

3. «Как победить грипп»

4. «Если сладко спится – сон хороший снится»

Цель:Уточнить представление о том, что такое здоровье и как сберечь его; развивать понимание значения гигиенических процедур, правильного питания, закаливания, занятий физкультурой и спортом; обобщить представления о положительных нравственных качествах.

Цель: дать знания о значении закаливания для укрепления здоровья; дать знания о воде – как средстве закаливания; дать знания о значение чистого воздуха для здоровья человека;

Цель: дать знания о лечении и профилактике гриппа

Цель: дать знания для значения отдыха для здоровья и жизнедеятельности организма.

Апрель

1. « К здоровью без лекарств». «Семь золотых правил»

2. «Для чего человеку кожа?»

3.«Микробам – бой»

4. «Шиповник укрепляет наше здоровье»

Цель: дать знания о способах лечения народными средствами.

Цель: рассказать о функции кожи в жизни человека.

Цель: дать знания о роли личной гигиены в профилактике заболеваний.

Цель: дать знания о необходимости витамина «С» для укрепления защитных сил организма.

Май

1. «Здоровью надо помогать»

2. «Прилетела в гости бабушка пчела»

3. Обсуждение прочитанных рассказов по темам: «Я и моё тело», «Как сохранить здоровье», «Правила безопасности жизни».

4. «Лето красное – для здоровья время прекрасное»

Цель: научить рационально чередовать сон и периоды бодрствования.

Цель: дать знания о свойствах мёда.

Цель: Обобщить, систематизировать и закрепить полученные знания о строении тела человека, основных функциях органов тела, о возможностях человеческого организма.

Цель: Закрепить полученные знания, умения и навыки по программе. Формировать у детей положительную мотивацию к воспитанию здорового образа жизни в летний период.

Используемая литература.

1.Программа «Зеленый огонёк здоровья» (М.Ю.Картушина.)

2. Программа «Здоровый дошкольник» (Ю.Ф.Змановский.)

3.Программа «Безопасность» (Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева)

4.Программа «Я, ты, мы» (О.Л.Князева, Р.Б.Стёркина)

5.Журнал «Дошкольная педагогика» №10 2012г.

6.Журнал «Дошкольная педагогика» №3 2011г.

7.Журнал «Дошкольная педагогика» №3 2006г.

8.Чистякова М.И. «Психогимнастика». – Москва «Просвещение», 1995

9.Л.М.Щипицина, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова «Азбука общения» (СПб: 2003).

Содержание

Индекс

Разделы

1.

Пояснительная записка.

2.

Цели, задачи.

3.

Гипотеза эксперимента.

4.

Участники программы. Ожидаемый эффект.

Этапы формирования валеологической культуры дошкольника.

5.

Принципы создания программы.

6.

Средства реализации программы.

7.

Критерии эффективности программы.

8.

Интеграция образовательной области «Здоровье» с другими образовательными областями

9.

График проведения образовательной деятельности.

10.

Комплексно-тематический план

11.

Используемая литература.

25.10.2016 21:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!