СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мое педагогическое кредо (эссе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь».

Василий Ключевский

История профессии преподавателя начинается в глубокой древности. С появлением первых навыков возникли и педагоги. Они не выделялись в отдельную профессию, но, владея навыками, передавали их следующим поколениям. Благодаря педагогам мы не только сохранили старые навыки, но также смогли освоить новые. Педагогов уважают и ценят их труд. Ведь именно они дарят нам и нашим детям возможность получения знаний, которые являются основой будущего всего человечества.

В наши дни профессия педагога не слишком популярна, особенно в Российской Федерации. Причиной этого в первую очередь является низкая заработная плата, не соответствующая тем усилиям, что тратит педагог на работу. Мне довелось общаться со многими молодыми учителями, которые безумно любили свою профессию, учеников, но вынуждены были покинуть школу из-за нехватки средств. Профессия педагога требует колоссальных усилий, полной самоотдачи, готовности работать не только непосредственно в школе, но и дома, проверяя работы учащихся и готовясь к следующим урокам. И это является, вероятно, второй причиной, по которой малое количество молодых людей выбирает данную профессию.

Вы спросите, почему же я выбрала столь тяжелую профессию, если осознаю все ее минусы? Первоначально на выбор данного направления повлияли жизненные обстоятельства. Прежде я не задумывалась о том, чтобы выбрать профессию педагога, но волею судьбы после окончания общеобразовательной школы я попала в ГАПОУ МО «Губернский колледж». Специальность «Учитель изобразительного искусства и черчения» привлекла меня в первую очередь возможностью совершенствовать свои художественные навыки, так как рисование с детства было моим любимым времяпрепровождением. Во время поступления на художественно-графическое отделение я мало задумывалась непосредственно о преподавании. Но сейчас, когда за спиной выданные на практике внеурочные занятия и уроки изобразительного искусства, летняя практика в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания, а впереди — преддипломная практика, я осознала, что преподавание изобразительного искусства — это действительно то, чем я хочу заниматься.

Художник порой похож на волшебника, он создает новые удивительные миры внутри своих картин, переносит в них зрителей, влияет на мир своим творчеством. Но что может быть увлекательнее, чем учить волшебству?

Реальность такова, что люди, и даже дети, сталкиваются с трудностями, тяжелыми ситуациями, с которыми не всегда легко справится. Творчество помогает людям преодолеть все преграды, поддерживает их и дает надежду. Теперь я понимаю, что педагогика, а именно преподавание изобразительного искусства, — это возможность подарить детям частичку волшебства, открыть мир с новой стороны, помочь им поверить в себя.

Проходя производственную практику пробных уроков по изобразительному искусству и практику внеурочных занятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, мною были сформированы определенные принципы, которыми я буду руководствоваться во время прохождения преддипломной практики и, разумеется, во время будущей работы с детьми. Во многом сформулированные мною принципы перекликаются с современными дидактическими принципами.

Первый принцип, который я осознала и стала применять на практике, — это принцип эмоциональности и искренности. Проходя практику пробных уроков, я проводила несколько уроков изобразительного искусства в довольно сложном, с точки зрения дисциплины, классе. Первый урок дался мне тяжело, так как успокоить детей и поддерживать дисциплину практически не удавалось. Но на следующем уроке я сменила тактику, показала детям, что я действительно рада их видеть, старалась быть открытой и доброжелательной. Учащиеся почувствовали мое настроение, мои эмоции и искренность моих слов, и ответили мне тем же. Эта ситуация послужила мне отличным уроком.

Второй сформированный мною принцип можно назвать принципом терпения. Первое время мне казалось очень странным то, что многие учащиеся не могли совершать самые элементарные вещи, рисовать простейшие предметы. Прошло время, прежде чем я научилась спокойно относиться к этому, терпеливо объяснять и показывать на примерах то, что требуется от учащегося. В этом заключается важная особенность профессии педагога — не смотреть свысока на своих учеников, а помочь им достичь успеха.

Третий принцип для меня открыла типичная ситуация, с которой хоть раз сталкивался каждый человек. Это желание не обидеть человека своей критикой, даже если она обоснована. В конце каждого урока изобразительного искусства мне приходится проводить анализ детских рисунков, которые зачастую бывают совсем далеки от совершенства. С течением времени я научилась подбирать правильные слова, чтобы отметить не только достоинства, но и недостатки рисунка, при этом не обидев его автора. Навык находить несомненные плюсы даже в не очень качественном рисунке помогает мне не только во время преподавания, но и в повседневной жизни.

Четвертый принцип, который я хотела бы отметить, — это принцип заинтересованности. И речь идет не столько об учащихся, сколько о самом учителе. Во время прохождения практики я заметила, что, чем интереснее мне самой тема урока, тем лучше, понятнее и интереснее я объясняю материал, а ребята, следовательно, лучше его усваивают. Осознав это, теперь я стараюсь найти что-то интересное в абсолютно любой теме урока и заинтересовать этой темой учащихся. Недаром старинная китайская пословица гласит: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».

Самым важным принципом я считаю принцип воспитания. Во время уроков необходимо не просто развивать универсальные учебные действия, формировать компетенции, но воспитывать человека. Отзывчивого, чуткого, ответственного за свои действия и поступки, умеющего преодолевать любые трудности. Несмотря на то, что в современном мире школа все дальше отступает от воспитания детей и стремится предоставлять лишь «образовательные услуги», необходимо помнить, что педагогика — это наука о воспитании и обучении. Поэтому одной из моих задач, как будущего педагога, является воспитание достойных граждан нашей страны.

Но, разумеется, невозможно воспитать и научить ребенка, если ты сам не являешься достойным гражданином. «Школьные учителя должны быть отборной частью нации: им вручается все наше будущее», — говорил Александр Солженицын. Поэтому важным аспектом подготовки педагога я считаю самообразование. В данный момент, во время обучения в колледже, я усиленно совершенствую свои художественные и педагогические навыки в любое свободное время. Я стараюсь узнавать новые техники рисования, лепки, создания различных предметов своими руками, чтобы в дальнейшем передать свой опыт ученикам. Не забываю и о различных методиках преподавания, перенимая опыт у своих преподавателей. В свободное время я совершенствую свое мастерство при создании батика, витража, декоративных элементов интерьера и блокнотов ручной работы. Что касается моих дальнейших планов, после окончания колледжа я планирую получить высшее образование, а также пройти ряд курсов художественной направленности.

Свою будущую профессиональную деятельность я планирую связать не с общеобразовательной школой, а с художественной школой или с творческим кружком. Работа в художественной школе или кружке позволит реализовать мой потенциал, даст возможность в полной мере научить детей тому, что я уже знаю и умею сама. Также работа в подобном месте привлекает меня тем, что я смогу обучать детей, которым действительно интересно заниматься творчеством: рисовать карандашами и красками, лепить из пластилина и глины, создавать коллажи и аппликации, расписывать шкатулки и другие предметы обихода, освоить такие интереснейшие виды художественной деятельности, как батик и витраж (что невозможно на базе общеобразовательной школы). Находиться в обществе людей, которые разделяют твое стремление к творчеству, пусть это еще совсем маленькие люди, — это вызывает непередаваемые, яркие впечатления и эмоции. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», — так сказал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский. Руководствуясь его словами, я буду создавать на своих занятиях волшебную, творческую, вдохновляющую атмосферу, используя различные приемы. Буду стремиться к тому, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия и не хотели, чтобы оно заканчивалось.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин однажды сказал, что «талантливые дети — это достояние нации». Я абсолютно согласна с его высказыванием. Одной из своих задач, как преподавателя творческих дисциплин, я считаю развитие таланта у детей всех возрастов. С точки зрения психологии, талант — это высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Но талант требует развития, а развитие требует определенных усилий как со стороны ребенка, так и со стороны педагога. Став преподавателем в художественной школе, кружке или общеобразовательной школе (если так сложится жизнь), я постараюсь помочь детям развить свои природные способности, направить ребят, стать для них наставником на нелегком пути к овладению какой-либо художественной дисциплиной, будь то рисунок, живопись или декоративно-прикладное искусство.

В процессе своей педагогической деятельности я также планирую делать акцент на реальном применении творческих навыков, которые получат мои ученики. Это будет осуществляться не только через определенную тематику занятий, например создание и украшение каких-либо предметов быта. Я планирую вовлекать учеников в участие в различных городских, региональных, государственных творческих конкурсах. Также предполагаю возможность знакомства ребят с местными деятелями искусства, с художниками и дизайнерами, посещение мастер-классов.

Периодически в новостях по телевидению или в средствах массовой информации я встречаю упоминания о том, что в будущем педагогов заменят запрограммированные на обучение детей машины. Что ж, с уверенностью могу сказать, что педагог изобразительного искусства никогда не будет заменен машиной. Ведь только человек способен чувствовать, воображать, представлять, а это является основными источниками творчества. Только человек способен научить ребенка творить. И когда у тебя получается заинтересовать ребенка творчеством, когда глаза его горят, а в голове появляются все новые и новые идеи для рисунков и поделок, — тогда происходит то, что можно назвать настоящим волшебством.

04.07.2018

© 2018, Будникова Елена Юрьевна

Категория: Прочее
17.10.2017 20:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!