СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Модель взаимодействия школы
с семьей одаренного ребенка.
I. Подготовка к жизни молодого поколения приобретает новые качественные признаки, придает особую актуальность таким проблемам, как развитие индивидуальности, профориентация и профотбор; образование и самообразование; ценностные ориентации и идеалы; выявление и развитие способностей и др. Единство воспитательной деятельности школы, семьи и общественности создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению. Семья является основной опорой для ребенка, именно в семье могут быть созданы благоприятные или неблагоприятные условия для проявления и дальнейшего развития одаренного ребенка. Родители могут либо поддержать ребенка в развитии его способностей, либо помешать их раскрытию.
В работах известного педагога В.А.Сухомлинского широко используется понятие «школьно-семейное воспитание». По его мнению, воспитание не может рассматриваться или как школьное, или как семейное, так как личность ребенка едина и процесс ее формирования носит целостный характер, и в этом целостном процессе воспитания школе принадлежит ведущая роль.
Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия. Система работы руководителя школы, классного руководителя складывается годами путем отбора самых рациональных форм и методов, она должна отвечать ряду требований, обеспечивающих успех в работе.
Первое требование — целенаправленность деятельности всего педагогического коллектива. Нет работы с родителями вообще, а есть конкретные насущные педагогические проблемы, ради решения которых проводятся родительские собрания, читаются лекции, осуществляется индивидуальный подход к родителям, к семье.
Второе требование — повышение профессиональной квалификации, педагогической культуры учителей. Пути могут быть самыми разнообразными: работа секции классных руководителей; работа постоянного педагогического семинара «Семейная педагогика» или «Совершенствование семейного воспитания».; учет особенностей микрорайона, села, выявление неформальных подростковых групп по месту жительства, учет неблагополучных семей и педагогически запущенных детей; обобщение положительного опыта семейного воспитания и передового педагогического опыта; педагогический анализ работы, проводимой с родителями, определение ее эффективности.
Третье требование — выработка единых требований педагогического коллектива к работе классного руководителя и учителя с родителями. Требования должны быть обоснованными, тактичными, правомерными. Надуманность, искажение требований приводят к конфликтам с родителями.
Четвертое требование — формирование действенной общественной родительской организации.
II. Работа с родителями одаренных детей должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов, помогать ребенку создать здоровое самовосприятие, не бояться тех трудностей, с которыми приходится сталкиваться в процессе воспитания ребенка, и с которыми, в будущем, может столкнуться он сам. Кроме того, необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно.
Психологическая помощь родителям, воспитывающим одаренных детей, должна проходить в трех направлениях:
1. Информирование родителей об особенностях, проблемах, интересах такого ребенка (лекции, информационные фильмы, плакаты, стенды, брошюры и т.п.);
2. Обучение родителей способам взаимодействия с их ребенком. Наиболее эффективными в данном случае являются тренинги детско-родительских отношений. Именно в тренинге «лучше усваивается информация и отрабатываются навыки взаимодействия с детьми»;
3. Индивидуальные консультации, беседы с родителями, посвященные конкретным проблемам, возникающим в данной семье.
Отмечено, что большинство родителей одаренных детей предпочитают индивидуальную форму работы, а чуть меньшее число считают наиболее эффективной групповые занятия, которые «дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь, позволяют взглянуть на свою семью с иной точки зрения». Это говорит о том, что тренинговая работа с родителями приобретает все большую популярность среди них, хотя на первом месте остается привычная, но, безусловно, эффективная консультативная форма работы.
Совместная работа с семьёй заключается в обучении конкретным приёмам и методам проведения встреч с родителями. Это беседы, лекции, открытые уроки, совместные спортивные праздники, походы на природу.
Широко используются консультации по вопросам развития способностей их детей.
Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей реализуется в различных формах деятельности:
Классные руководители, руководители кружков должны знакомить родителей с результатами участия ребят в конкурсах, устраивать выставки работ обучающихся.
Учителя и классные руководители должны оказывать консультационную и методическую помощь родителям в работе со способными детьми. Классный руководитель должен принимать активное участие в развитии детей, организуя их участие в конкурсах, акциях, месячниках, привлекая к этой работе родителей, стараясь создать в коллективе атмосферу доверия и взаимопонимания.
Без поддержки и поощрения со стороны семьи, учителя, психолога существует опасность утраты способностей любого ребёнка, в том числе одарённого.
III. Одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий школы, семьи и общественности. В этой работе есть своя специфика, проявляющаяся в содержании, методах и формах деятельности. Специфика этой деятельности обусловлена следующими факторами:
Школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным во
© 2015, Сухинина Наталья Михайловна 1419