СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Одаренные дети"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Программа:

 «Организация работы с одаренными детьми в начальной

школе»

 

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,которое определяет возможность достижения человеком более высоких,незаурядныхрезультатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другимилюдьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки длятакихдостижений) в том или ином виде деятельности.

Используемые понятия.

Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически  осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.

Творческие способности – оригинальность в решении обучающе -познавательных вопросов и задач.

 Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

 Творческое мышление – создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.

Эрудиция – глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.

 Интеллект – умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников признаками незаурядного интеллекта - актуальнейшая задача школы. При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарённых. Это, безусловно, позитивное явление.

 Но существует возможность и другого решения - не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников.

Отличительные особенности одаренных детей

1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстниковинтеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и  проявления.

2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

3.Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной  области науки, искусства.

3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ.

5.Принцип усиления внимания к проблеме меж предметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

 

 

 

Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия

«одаренность» позволил нам выделитьследующие виды одаренности:

-Общая интеллектуальная (академическая) одаренность;

-Информационно - коммуникативная одаренность;

-Творческая одаренность; -Социальная одаренность;

-Спортивная одаренность.

 

Цель программы.

 

 Выявление одар?нных детей и создание условий для их оптимального развития.Самореализации данной категории учащихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

 

Задачи программы.

 

? разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей на этапе предшкольного и начального общего образования;

? определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одар?нных детей;

? стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;

? совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.

? проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;

? предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу;

 

Планируемы результаты программы, важнейшие целевые

показатели модели

 Повышение мотивации школьников к учению и уровня облученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик.

 По окончании начальной школы дети должны легко ориентироваться в культурном наследии России.

 Обладать творческим воображением, уметь изображать и создавать образы выражая сво? отношение к ним.

 Умение анализировать увиденное на экскурсии в музей и по городу (храмы города и края).

 Участвовать в различных конкурсах: районных, окружных, городских, областных,

межрегиональных, международных, Российских, способствующее позиционированию ОУ

 

Результаты реализации модели

 

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

? сформировать систему работы с одар?нными детьми;

? создать условия для развития одар?нности и таланта у детей в современных условиях;

? совершенствовать формы работы с одар?нными и способными детьми;

? сформировать банк данных «Одар?нные дети»

 

Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса –организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование.

Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить

всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее

задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации.

Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьной и городской олимпиадах по русскому языку и математике.

 

Мониторинг результативности работы с учащимися –

педагогическаядиагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);

- изучение структуры интеллекта;

- отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);

- отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П.Торренса);

-отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.

 

Прогнозируемые результаты:

- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора; - развитие творческого и логического мышления учащихся;

 

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

? воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

? определять учебную задачу;

? ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;

? владеть своим вниманием;

? сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;

? владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности

? использовать основные приемы мыслительной деятельности;

? самостоятельно мыслить и творчески работать;

? владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

 

Результаты по формированию УУД.

 

Личностные УУД.

Сформированные УУД:Основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину, чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России. Осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности.

Умения:

? Проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;

? Работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.

? Стремление к самосовершенствованию;

? Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

 

Регулятивные УУД.

 

 Сформированные УУД:Замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи. Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты). Адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей,

родителей и других людей. Составлять собственную карту знаний  на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей. Прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи.

 Самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану. Понимать значение работы над устранением ошибок.  Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок. Подбирать задания на устранение пробелов в знаниях. Различать способ и результат действия.

 

Познавательные УУД.

 

Сформированные УУД:Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек). Осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ.

 Грамотное построение устной и письменной речи.

Выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности.

Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов.

Самостоятельно создавать алгоритм действий.

 Обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов.

 Устанавливать аналогии.

 Владеть общим рядом приемом решения задач.

 Выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора.

 Понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности.

 Использовать разные географические средства.

 Замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.

 

Коммуникативные УУД.

 

Сформированные УУД:Эффективно сотрудничать в паре, группе и классе. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

 Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в

общении и взаимодействии.

 Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

 Уметь формулировать свое мнение и позицию  Высказываться, убеждать, доказывать, уступать.

 С помощью вопросов выяснять недостающую информацию.

 Брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия.

 Анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию.

 Выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

 Составлять внутренний план действий.

 

Понимать:

? Возможность оснований оценки одного и того же предмета;

? Относительность оценок или выборов других людей;

? Мысли, чувства, стремления и желания окружающих.

 

Стратегия работы с одаренными детьми

 

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.

При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности:

учебной, художественной, физической и др.

 Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.

Важным фактором, влияющим на развитие одар?нных учащихся и на выявление скрытой одар?нности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.

 

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

 

 Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными  детьми.

 

Учитель должен быть:

 

- увлечен своим делом;

- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

- профессионально грамотным;

- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

- проводником передовых педагогических технологий;

- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

- знатоком во всех областях человеческой жизни.

 

Обучение одаренных детей

? Возникает много сложностей в обучении одар?нных детей. Образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках, не обеспечивается должная систематичность в их усвоении.

? Приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Прежде всего, необходимо, чтобы во всех классах, где есть такие дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку.

? Создание для детей с повышенными способностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школе. Сейчас этот путь внедряется во многих школах. Одной из его положительных черт можно назвать то, что проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой.

? Необходимо обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классном  коллективе, поощрять реб?нка за оригинальные идеи. Не стоит сдерживать инициативу детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.

? Следует придерживаться индивидуального подхода к одар?нным детям

? Внедрение ролевых игр является эффективным средством развития детей.

? Обучить детей границам допустимого поведения. Разумные границы поведения дают детям чувство защищ?нности, снижаютнапряж?нность и предотвращают агрессивность.

? Научить детей, прослеживать межпредметные связи. 

Формы работы с одаренными учащимися.

 

- творческие мастерские;

- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

- кружки по интересам;

- конкурсы;

- интеллектуальный марафон;

- участие в олимпиадах;

- работа по индивидуальным планам;

- научно-исследовательские конференции.

 

 

 

 

Работа с одар?нными детьми.

Карта одар?нного учащегося

1.Фамилия, имя, отчество учащегося:

2.Состав семьи, ее структура: полная, не полная, многодетная.

3. Жилищно-бытовые условия:

4.Взаимоотношения в семье: (доверительные, основанные на взаимопонимании, т?плые).

Наличие отклонений от норм поведения в семье: наблюдались/не наблюдались.

5.Культурный уровень семьи: высокий, средний.

6.Воспитательный потенциал семьи: высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию реб?нка как в школе так и дома.

7. Характер ребенка: Перечислить качества личности:положительные:

8. Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом, является лидером, интроверт, аутсайдер.

9.Учебная деятельность: успеваемость: имеет положительные отметки по всемпредметам, есть отрицательные отметки по некоторым предметам, отсутствуют положительные отметки по предметам.

Мотивация обучения: школа первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей

мечтыпосещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины, бывают пропуски без уважительной причины. Способности к обучению:высокие, средние, низкие. Познавательный интерес: высокий, средний, низкий.

10.Трудовая деятельность: наличие трудовыхнавыковпредпочитаемые виды труда: умственный, физический, спортивный. Участие в трудовых делах: самое активное, пассивное.

11.Получение дополнительного образования перечислить, если имеется:

 

Участниками реализации данной программы являются:

· Управляющий совет;

· Администрация школы (директор,заместители директора по УВР);

· Рабочая группа, создаваемая сроком на1 год;

· Руководители школьных  МО;

· Учителя-предметники;

· Классные руководители;

· Руководители творческих кружков;

· Медицинские работники;

· Психологи;

· Библиотекарь;

· Родители или законные представителиучащихся

 

Формы проведения мониторинга реализации положения.

ФормыПериодичность

Предметные олимпиады 1 раз в год

Общешкольная конференция достиженийучащихся 1 раз в год

Предметные недели                                                                                      По годовому плану (2 раза в год)

Творческиеотч?ты учителей из опытаработы с

одар?нными детьми.педсовет

Внутришкольный контроль. По годовому плану

Творческиеотч?ты кружков и спортивных секций. 1 раз в год

Тематические конкурсы, выставки. По годовому плану.

Проектная деятельность По годовому плану

Мониторинг динамики развитияПо годовому плану

 

Основные направления реализации программы.

? создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одар?нности.

? методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одар?нными детьми; - научно-методическое и информационное обеспечение программы.

? мероприятия по работе с одарёнными детьми.

предусматривается участие способных и одар?нных детей в мероприятиях

различного уровня: школьного, окружного, городского, международного

(олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

 

Главные принципы реализации программы.

? Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного

образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией

привычно ассоциируется с обучением.

? Гуманизм в межличностных отношениях.

? Научность и интегративность.

? Индивидуализация и дифференциация процесса образования и

воспитания.

? Применение принципов развивающего обучения.

? Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и

физического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               

10.01.2015 20:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!