СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Любитель русского слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Поворино

РЕФЕРАТ

«Духовное в творчестве М.Ю.Лермонтова» (посвящается 200-летию)

учитель русского языка и

литературы Руфанова Л.В.

2014

Введение

В 2014 году мы отмечаем 200-летие Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841), великого сына России, рано погибшего гениального поэта, известного всем как прозаика, драматурга, художника, великого русского человека.

М. Ю. Лермонтов в возрасте 6—8 лет.

. Мне кажется, что в его сердце живут рядом чувство отчуждённости среди людей и непреодолимая жажда родной души, такой же одинокой, близкой поэту своими грёзами и, может быть, страданиями. И в результате: «в ребячестве моём тоску любови знойной уж стал я понимать душою беспокойной». Тем не менее, имея в Тарханах прекрасную библиотеку, Лермонтов, пристрастившийся к чтению, занимался под руководством учителей самообразованием и овладел не только европейскими языками (английских, немецких и французских писателей он читал в оригиналах), но и прекрасно изучил европейскую культуру в целом и литературу в частности. Пятнадцатилетним мальчиком он сожалеет, что не слыхал в детстве русских народных сказок: «в них, верно, больше поэзии, чем во всей французской словесности. Интересны воспоминания художника М.Е. Меликова, он пишет: «Приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти, умные, с черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову.»[1]

Глава 2.Поэтический мир Лермонтова

Что же можно сказать о творчестве великого поэта, которому посвящено всего тринадцать лет его короткой, но яркой, как болид жизни? Необычайно широка тематика стихотворений Лермонтова, ведь именно через его сочинения можно узнать историю его души и понять его как поэта и человека. За свою недолгую жизнь он создал огромное количество философских, патриотических стихотворений и других творений о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле, о любви, о дружбе, о природе, о поиске смысла жизни, о будущем и прошлом. Исповедальное творчество Лермонтова служило и продолжает служить передовым идеям, а это всегда остается главной миссией поэта. Когда читаешь его стихи, охватывает странное чувство. В них такая глубокая горечь и печаль, что сердце невольно сжимается от боли:

И скучно и грустно,

и некому руку подать В минуту душевной невзгоды.

По мнению критиков и исследователей, Лермонтова – исповедь человеческой души. Его стихи обращены непосредственно к человеческому сердцу. Они отличаются исключительной полнотой и также насыщены внутренним чувством – идеями, эмоциями, желаниями, жизнью, поэтическими образами, - как переполнена и душа поэта.

Но особенно меня поразило его стихотворение «Молитва», написанное в 1839 году. Давайте прочтем его стихотворения о молитве, о душе человеческой. Что может нам обо всём об этом поведать автор?

Молитва 1839 года

В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная В созвучьи слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко.

Стихотворение «Молитва»1, написанное в 1839 году, относится к позднему периоду творчества Михаила Лермонтова. Автору всего 25 лет, однако он уже успел побывать в ссылке и переосмыслить собственную жизнь, в которой ему « попеременно доводилось играть роль светского льва и дебошира», но, вернувшись с Кавказа в чине корнета лейб-гвардии, поэт осознал, что не в состоянии что-либо изменить в мире, который его окружает. « И чувство собственного бессилия заставило его обратиться к Богу, которого, несмотря на классическое религиозное воспитание, Михаил Лермонтов никогда не воспринимал всерьез», - так утверждают исследователи.

Но я считаю, что стихотворение «Молитва» — это, в какой-то степени, попытка смириться с тем путем, который предначертан поэту. Но, в то же время, это укрепление его веры в собственные силы и, что не исключено, предчувствие скорой гибели. «Это – покаяние в стихах, смысл которого заключается в борьбе с собственными слабостями, которые вынуждают Лермонтова постоянно скрывать под маской благопристойности свои истинные чувства и мысли».

Мне также понравилось ещё одно стихотворение великого мастера слова, в котором поэт размышляет о вечном и святом. Вы догадались, так как речь пойдёт о прекрасном произведении «Ангел».[2]

По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел, И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов, О Боге великом он пел, и хвала Его непритворна была.

«Ангел»[3] — эпическое и очень романтичное произведение, которое состоит из четырех четверостиший. Повествует оно о рождении нового человека, душу которого несет ангел, чтобы воссоединить ее с телом еще до того, как ребенок появится на свет. Во время этого загадочного ночного путешествия ангел поет удивительную по красоте песню, в которой восхваляет достоинства праведной жизни и обещает пока еще безгрешной душе младенца вечный рай. Ю. Андроников пишет: « Однако реалии земной жизни весьма далеки от небесного блаженства, ребенку с детства предстоит столкнуться с болью и унижениями, печалью и слезами». Но отзвук волшебной песни ангела навсегда остался в душе человека, и он пронес его через всю свою долгую жизнь. Кроме того, на мой взгляд, стихотворение «Ангел» отличается особой мелодичностью и нежностью. Они являются великолепным фоновым сопровождением, создавая эффект колебания воздуха во время полета ангела и подчеркивая удивительное изящество исполняемой им песни. При этом о ее содержании читатель догадывается лишь в общих чертах, понимая, что она является гимном божественному миру, в который суждено попасть лишь по-настоящему чистым и безгрешным людям. Мне понравилось высказывание о том, « что душа человека, которой была адресована эта песня, всю свою жизнь «томилась, предчувствием чудным полна», а земные песни казались ей скучными.

Также М. Лермонтов – певец могучего человеческого духа, глубокий, тонкий психолог, взыскательный художник.

Действительно, поэзия Лермонтова – исповедь человеческой души, но иногда небольшое лирическое стихотворение не могло вместить всего богатства этой души, поэтому поэтическая мысль развивалась и как бы упорно преследовала Лермонтова. Из лирического стихотворения вырастала романтическая поэма. Она заключала в себе целую повесть человеческой жизни. Белинский писал, что источник романтизма – в груди и сердце человека, что это «есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная часть его сердца».

Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон»1 по праву считается вершиной русской романтической поэзии. Замысел ее воз­ник еще в 1829 году. Поэт работал над ним почти всю свою творческую жизнь, создав восемь вариантов поэмы. Лер Демон Лермонтова — образ человечный и возвышен­ный, вызывает не ужас и отвращение, а сочувствие и сожаление. Он воплощение абсолютного одиночества. Демон одинок поневоле, он страдает от своего тяжкого одиночества и преисполнен тоски по духовной близости. Демон существует как бы на грани разных миров, и пото­му-то Тамара представила его следующим образом:

То не был ангел-небожитель,

Ее божественный хранитель:

Венок из радужных лучей

Не украшал его кудрей.

То не был ада дух ужасный,

Порочный мученик — о нет!

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет!.

В поэме Лермонтова предстает не дерзкий претендент на власть небесного владыки, не возмутитель спокойствия и порядка во вселенной, не враг человечества. Лермонтов создал образ жертвы несправедливого мироустройства. Демон тоскует по гармонии. Он страдает от противо­речий, раздирающих все вокруг него. Демон тоскует по справедливости, но и она недоступна для него, потому что не может быть справедливым мир, основанный на борьбе противоположностей. Мне жаль Демона, который не только сам страдает, но и обязан мучить людей.

Ничтожной властвуя землей,

Он сеял зло без наслажденья,

Демон готов отказаться от свободы в одиночестве, чтобы обрести расцвет души в общении, однако его наме­рениям не дано сбыться. Примирение с небесами не состо­ялось: Демона оттолкнули. Чистая любовь не осуществи­лась- его опять заставили сыграть роль искусителя. В келье Тамары его уже поджидает Ангел: «И вместо сладкого привета раздался тягостный укор». Посланец небесного владыки назвал его духом беспокойным и порочным, а в посещении Тамары увидел злой умысел. Не стерпев уни­жения, Демон вступает в борьбу за душу Тамары, но теперь не ради ее любви, а чтобы доказать свое могущество и превосходство над Ангелом. Так на пути нравственных исканий Демон совершил поворот вспять.

Страстную тоску по прекрасной, свободной отчизне поэт выразил в поэме «Мцыри». Прикоснуться к родной земле – вот о чем мечтал одинокий мальчик, выросший на чужбине в сумрачных монастырских стенах, «в тюрьме воспитанный цветок».. И мы, живущие в 21 веке, радуемся тому, что увидел он. Это и пышные поля, зеленые холмы, тёмные скалы, а вдали, сквозь туман, покрытые снегом горы своей далёкой отчизны.

Мы горды тем, что поэт страстно протестовал против всех видов рабства, боролся за право людей на земное человеческое счастье. «Как землю нам больше небес не любить, -писал ещё подростком («Земля и небо»), а потому и монастырь. В поэме «Мцыри» поэт продолжает свою «гордую вражду с небом»[4]. Его герой отказывается во имя земной родины от блаженства в раю:

За несколько минут

Между крутых и тёмных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял.

Но у него не было друга и не с кем было поделиться своими мечтами. Он, затаил свою тайну в душе, а монахи решили, что он привык к плену. Мцыри были настолько непонятны и враждебны монахам, что даже предсмертную исповедь юноши старик монах слушал, осуждающе кивая головой, и даже умирающего прерывал холодными словами:

Я поражена выразительностью лермонтовского языка. Тут и ночная свежесть леса, и золотистый рассвет, и радужные краски утра, пронизанной солнцем листвы, и все волшебные голоса природы. Тут и благоухание земли, освеженной грозой, и темнота ночи в горах:

Смотрела ночи темнота

Сквозь ветви каждого куста.

Музыкальную картину бурного звучания сменяет сделанная в мягких тонах

акварели картина рассвета:

В туманной вышине

Запели птички, и восток

Озолотился; ветерок

Сырые шевельнул листы;

Дохнули сонные цветы.

И кажется, будто в предрассветном тумане навстречу дню вместе с пробуждающимися цветами поднимает голову Мцыри. Никто не сможет поспорить, что "Мцыри" - поэма Лермонтова о могучем, ярком и мятежном духе мальчика, воспитываемого монахами. Это яркая, будоражащая душу вещь. Как доходчиво автор передает нам, читателям, настроение поэмы. Мы понимаем, что юношу раздирает мятеж и - у нас все клокочет в груди. Мальчик любуется красой кавказских гор - и наша душа поет вместе с ним от восторга. Он наблюдает за девушкой у родника - и мы стоим еле дыша и дивимся невиданной красе. Вот Мцыри смирился, утих - и нас охватывает жалость. Только поэзия великого лирика русской литературы, настоящего Мастера может вызвать такую бурю чувств у читателя. Я, как и многие мои одноклассники, была и остаюсь покоренной этой вещью. Мне безумно жаль юношу, недолгая жизнь которого прошла в заточении, мне хочется, чтоб его ждало счастье, но он умирает, вкусив всего лишь маленькую толику свободы длинной в три дня. Как же так? Он умирает от тоски, несмотря на то, что он силен и здоров. Ничего не передаст чувств и настроения Мцыри лучше, чем слова автора. Он так страдает за своего героя. Он так любит этого мальчика, умирающего в монастыре. Одна надежда освещает его душу, что умерев, он будет лежать у ограды в дальнем углу сада, откуда видны горы его прекрасной родины. Мне же не объяснить той гаммы чувств, что я пережила. Это было великолепно, сильно и глубоко. Я в восторге. Обязательно перечитайте эту вещь. Переживите это снова.

Наша семья также любит не только читать, но и обсуждать фильмы. Когда посмотрела «Герой нашего времени». То поняла, что это произведение искусств. Я снова была тронута: роман «Герой нашего времени» есть «история души человеческой», которая, по мнению Лермонтова, «едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Главный герой произведения, молодой офицер Григорий Александрович Печорин, становится объектом пристального психологического изучения. Его внутренний мир рассматривается через самый сильный микроскоп, который не оставляет ни одного неисследованного уголка души. Писатель показывает своего персонажа в различных жизненных ситуациях: в обществе молодых дворян и простых офицеров, среди горских жителей и таинственных контрабандистов. Во время службы в крепости на Кавказе Печорин похищает прекрасную черкешенку Бэлу, но, едва насладившись любовью «дикарки», охладевает к ней и весьма цинично заявляет, что ему с нею скучно. Там же он знакомится с простым и честным штаб-с капитаном Максим Максимычем, между ними завязываются приятельские отношения, а спустя несколько лет Печорин равнодушно встречается с ним, не желает разделить дружеский ужин, поговорить по душам, чем очень обижает бывшего приятеля. А ведь от Григория Александровича ничего не требовалось, кроме теплого приветствия и простого человеческого внимания.

В Пятигорске поведение Печорина тоже не вызывает одобрения. Он затевает жестокую игру. Главным призом игры становится любовь юной княжны Мери. Делает это Печорин, чтобы ощутить «необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой»!» Может быть, душа героя романа действительно «каменистая почва», на которой никогда не взойдут семена высоких и благородных стремлений? Ведь он, не задумываясь, манипулирует чужими жизнями, принося своим жертвам боль, страдание, а подчас и смерть. Так что же таится в его душе? Герой сам задается вопросом: «Глупец я или злодей?» Но глупец не достоин быть главным героем литературного произведения, а злодей вызывает осуждение и отвращение. Образ же Печорина привлекает, с одной стороны, отрицательным обаянием, с другой - высокой интеллектуальной и творческой одаренностью. Ведь, на мой взгляд, герой - это человек высокой культуры, широкого кругозора и разносторонней образованности. Воображение у него «беспокойное», а сердце «ненасытное», силы в душе «необъятные», которым он, к сожалению, не может найти достойного применения. Накануне дуэли с Грушницким, Печорин анализирует прожитую жизнь и приходит к неутешительному для себя выводу: «.Я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагородных, из горнила я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший цвет жизни».

Разве не достоин уважения человек, склонный к столь критическому самоанализу? Разве не вызывает сочувствия герой, который сам страдает оттого, что «разыгрывал жалкую роль палача и предателя»? Я уверена, что он сам осуждает свой эгоизм и совсем не рад печальному жребию, выпавшему на его долю. В своем дневнике Печорин объективно оценивает свои поступки, откровенно признается в бесцельности существования. Как покаяние, звучат его слова: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил; я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания - и никогда не мог насытиться», равнодушный к себе и другим скептик, а живой, глубоко чувствующий, бесконечно страдающий от одиночества и «невозможности удержать счастье» - таков здесь Печорин. «Я молился, проклинал, плакал, смеялся. нет, ничего не выразит моего беспокойства, отчаяния!.» Слезы оросили «засохшую от зноя пламенной жизни» душу Печорина, и она произвела на свет нежные ростки прекрасных чувств.

Давайте рассмотрим теперь АРБЕНИНА — главного героя драмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад»1. Любовь А.— это возможность преодоления ситуации разлада с миром, залог примирения с Богом. И потому так трагично для А. прозрение (мнимое); герой мстит не только за обманутые иллюзии, оскверненную честь, разрушенное счастье. А. желает отомстить за поруганную веру, красоту, гармонию.

_________________

[1]Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах. Том первый/ сост и комм. И.С. Чистовой. Вступ. ст. И.Л. Андронникова – М.: Правда, 1990. – с.555

Заключение.

В заключение хотелось бы отметить: «Великая человечность Лермонтова, пластичность его образов, его способность "перевоплощаться" — в Максима Максимыча, в Казбича, в Азамата, в Бэлу, в княжну Мери, в Печорина, соединение простоты и возвышенности, естественности и оригинальности — свойства не только созданий Лермонтова, но и его самого».[5] И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».Так пишет И. Андроников, посвятивший исследованию творчества поэта долгие годы. Бесспорно, что все, что им создано за тринадцать лет творчества - это подвиг во имя свободы и родины. И заключается он не только в прославлении бородинской победы, в строках «Люблю отчизну я…» или в стихотворном рассказе «Мцыри», но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о родине, ни о свободе, но- о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни или о её смысле. Скорбная и суровая мысль о поколении, которое, как казалось ему, обречено пройти по жизни, не оставив следа в истории, вытеснила юношескую мечту о романтическом подвиге. Лермонтов жил для того, чтобы сказать современному человеку правду о « плачевном состоянии» его духа и совести,- поколению, малодушному, безвольному, смирившемуся, живущему без надежды на будущее. « И это был подвиг труднейший, нежели готовность во имя родины и свободы погибнуть на эшафоте».

Мне дорог поэт из-за того, что всегда, когда мне грустно, одиноко, тоскливо, можно прочитать любое его стихотворение и понять, что ты не одна такая, что кто-то словно знает, понимает и поддерживает тебя. Хотя бы взять его стихотворение "Белеет парус одинокий", мы часто ищем бури, запутываемся в своей жизни, а оказывается, что Лермонтов давным-давно многое в своих стихах разъяснил, но мы, потомки, не всегда обращаемся к его стихам. И, конечно же, зря. Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.

Список использованной литературы:

1. Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах. Том первый/ сост и комм. И.С. Чистовой. Вступ. ст. И.Л. Андроникова – М.: Правда, 1990. – 720 с.

2. Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах. Том второй/ сост и комм. И.С. Чистовой. – м.: Правда, 1990. – 704 с.

3. Произведения М.Ю. Лермонтова:

Стихотворение « Ангел »;

Стихотворение « Молитва

Роман « Герой нашего времени »;

Поэма « Демон »;

Драма « Маскарад »;

Поэма « Мцыри ».

4. Андроников И.Л. Образ Лермонтова. – М.: Просвещение, 1995. – 18с.

[1]Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах. Том первый/ сост и комм. И.С. Чистовой. Вступ. ст. И.Л. Андроникова – М.: Правда, 1990. – с.6

[2]Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах. Том первый/ сост и комм. И.С. Чистовой. Вступ. ст. И.Л. Андроникова – М.: Правда, 1990. – с.162

[3]Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах. Том первый/ сост и комм. И.С. Чистовой. Вступ. ст. И.Л. Андроникова – М.: Правда, 1990. – с. 95

[5]Андроников И.Л. Образ Лермонтова. – М.: Правда,1988,с.6

Категория: Русский язык
01.10.2015 07:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!