СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русское слово в пространстве российской культуре

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русское слово в пространстве российской культуры- история и современность

Почему я выбрала именно эту тему? На уроках литературы, изучая классиков, я часто слышала : « Много сделал для развития русского языка». Меня это заинтересовало. Какие изменения происходят в языке и почему? Что стало с современным русским языком?

Эпиграфом к сочинению я взяла слова М В Ломоносова: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что гишпанским языком с Богом, французским – друзьями, немецким- с неприятелем, итальянским-с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку искусен был, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков»

Именно М.В. Ломоносов разработал знаменитую «теорию трех штилей», благодаря которой стало крайне просто читать поэтические произведения.Державин же пошел дальше, он «простым русским слогом о добродетелях Фелицы возвестил». Изучая «Горе от ума» А.С.Грибоедова, читаю строки: «Чтоб умный, добрый наш народ хотя б по языку нас не считал за немцев». Большой вклад в развитие языка внес А.С.Пушкин, а Тургенев писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий,правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома, но и нельзя думать, чтобы такой язык не был дан русскому народу.»

Значит, какие-то процессы в языке происходили постоянно, да иначе и не могло быть. Я зык как явление способен откликаться на любые изменения в обществе. Достаточно вспомнить, что с развитием мореплавания, торговли в наш язык потоком «хлынули» предметы и слова их обозначающие: кукла, кровать, свекла, солдат.

Двадцать первый век не исключение в том смысле, что язык продолжает реагировать на изменения, происходящие в обществе. Пришли компьютеры, а вместе с ними общение в социальных сетях.Очень часто для быстроты переписки люди сокращают, коверкают и придумывают новые слова с орфографическими и пунктуационными ошибками. Такие слова, как и неправильные написания, быстро запоминаются и часто появляются как в устной, так и в письменной речи. Все больше понятий входит в русский язык из иностранных языков. Уже имеющиеся названия заменяются на английские. Многое я не понимаю, когда смотрю программу «Новости». Например, не говорят уже «продлить договор», а «пролонгировать», вместо слова мода часто слышится «фешн». В своей публикации журналист Кнышев высмеивает любителей заимствований, показывая, насколько нелепой становится наша речь, перенасышенная ими: «Пейджер президента выразил фрустрацию и регрет, что электоратчики Костромского Прованса выступают за индепендизацию ареала». Происходит эстетизация блатного фольклора и пропаганда креминального жаргона. Матерные слова обрушиваются на нас со страниц книг, журналов, телеэкранов. Моя бабушка не читает современных авторов, потому что столько речевых, грамматических ошибок! Очень обидно, что урезанию подвергается не только словарь обиходного языка, но и строение фразы. Дома мы провели такой эксперимент: нужно было оценить отрывок из стихотворения:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото одетые леса.

Дедушка сказал: «Лепота!», бабушка-замечательно! Разве можно остаться равнодушным к выразительности этих строк? А я написала: «Улетно». Словами молодежного сленга пользуются все ребята из нашего класса. Конечно, мы не пользуемся словарем молодежного сленга(а такой уже имеется), а смотрим молодежные фильмы: «Универ», «Молодежка», где сплошь и рядом используются существительные, выражающие негативную оценку людей: чуваки, тормоз, лохушка, кореш. А такие слова как косяк, замочить, прикинь, не парься, переклинуло, потрясно, не наезжай стали общеупотребительными. Это наш язык. Но я все более прихожу к мысли, что надо учиться говорить правильно, а для этого нужно больше читать классической литературы, вырабатывать желание пользоваться богатым, красивым языком.

«По-русски говорите, ради Бога! Введите в моду эту новизну!»

Категория: Русский язык
05.02.2016 06:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!