СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности проведения внеурочных занятий по фразеологии в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные государственные стандарты школьного образования, требуют переноса акцентов с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребенка, на формирование и становление человека, способного думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные и ответственные решения [ФГОС ООО]. В этих условиях особую актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеклассной (внеурочной) работы, которая представляет собой «составную часть учебно-воспитательного процесса в школе, одну из форм организации свободного времени учащихся» [Евладова, 2002, с. 311].

Известно, что в основе организации внеклассной (внеурочной) работы в школе лежат принципы добровольности, самодеятельности (самостоятельности в подготовке и проведении мероприятий) и принцип равноправного участия школьников. Помимо этого обязательными считаются принцип научности и доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Названные принципы обязательны для внеклассной работы по всем предметам, в том числе – по русскому языку, а также для любых форм организации внеурочной работы: постоянно действующих (кружки, клубы, выпуск газет, лингвистических бюллетеней и т.п.) и эпизодических (беседы, тематические вечера, утренники, конкурсы, олимпиады, викторины, деловые игры, экскурсии и т.п.), а также для любых групп учащихся: строго зафиксированных (в таком случае внеклассная работа чаще всего принимает форму кружка) или организационно не оформленных (в подобных случаях внеклассная работа проводится в форме самых разных внеурочных мероприятий: бесед, олимпиад, конкурсов, утренников, вечеров).

Как показывает опыт, эпизодические формы организации внеклассной работы по русскому языку могут использоваться на протяжении всего учебного года и при этом чередоваться. Так, например, тематические беседы могут проводиться на переменах (приглашаются все желающие) и после уроков. Школьные олимпиады целесообразно проводить один-два раза в год. Конкурсы (викторины) желательно организовывать один раз в четверть в качестве определенного итога работы по русскому языку. Они интересны учащимся одной и той же параллели. Утренники или вечера русского языка обычно посвящаются тем или иным годовщинам выдающихся ученых, лингвистов, писателей.

Среди постоянно действующих форм организации внеклассной работы по русскому языку особой эффективностью обладают кружки общепредметной или тематической направленности. В такие кружки, состоящие из 10-15 человек, целесообразно привлекать школьников одной параллели. В этом случае в коллективе не возникает психологического отчуждения из-за возрастной разницы учащихся, а также из-за разницы в объеме имеющихся знаний, что наблюдается при объединении школьников из разных параллелей.

Примером школьного кружка общепредметной направленности может быть кружок «Любители русского слова», работа которого ориентирована на расширение знаний учащихся по русской лексике в целом, на развитие интереса к вопросам русского языка и русской лексике, на формирование навыков самостоятельной работы учащихся, а также на формирование метапредметных умений и навыков. Названный кружок может быть создан для учащихся любой параллели основной школы, но наиболее оптимальной является сквозная форма проведения кружка одним и тем же составом учащихся на протяжении нескольких лет (например, с 5-го по 9-ый класс).

Работа кружка «Любители русского слова» с необходимостью должна быть целенаправленной, чтобы учащиеся чувствовали перспективу работы. Этому должна способствовать продуманно составленная программа на 12-14 занятий, которая может дополняться и расширяться в последующие годы. Одним из вариантов программы кружка «Любители русского слова» для учащихся 5-го класса может быть следующая.

1. Вводная беседа (о богатстве лексики русского языка, о задачах кружка «Любители русского слова»).

2. Как обогащается словарный состав языка (пути появления новых слов).

3. Из каких языков приходят в русский язык заимствования.

4. Как возникают фразеологизмы.

5. История лингвистических терминов.

6. Откуда и как возникли имена людей.

7. Синонимы. Какими они могут быть?

8. Однокоренные и родственные слова в русском языке.

9. Словари русского языка. Зачем они?

10. Какой язык используется в Интернете?

11. Что такое школьный жаргон?

12. Что такое правильная русская речь? Что такое «языковой портрет человека»?

Школьные кружки тематической направленности могут быть посвящены определенным разделам курса русского языка или даже отдельным темам. В зависимости от избранной тематики кружку дается определённое название, например: «Кружок занимательной грамматики», «Кружок юных поэтов», «Кружок культуры речи», «Литературно-творческий кружок», «Кружок этимологии», кружок «Развивайте дар речи» и другие. Затем учителем составляется план работы кружка на учебный год с учётом возрастных особенностей, потенциальных возможностей, а также пожеланий учащихся (таким образом, в составлении плана работы кружка участвуют сами дети). Важно, чтобы план занятий кружка представлял собой определённую систему, а не набор разрозненных тем. Опыт передовых учителей-русистов показывает, что, например, в 9–11 классах большой интерес вызывают такие темы, как «Говорят ли животные?», «Как возник наш язык?», «Почему одни слова умирают, другие рождаются?», «Сколько на планете языков?», «Клуб мировых языков», «Выдающиеся писатели о русском языке» и др.

Примером тематического школьного кружка по русскому языку может быть кружок «Любители русской фразеологии». Для составления тематического плана работы названного кружка с учётом возраста и развития учащихся можно рекомендовать следующие вопросы:

- Что такое фразеологизм и чем он отличается от слова;

- Свободные и несвободные сочетания слов в русском языке;

- Два типа фразеологических оборотов с точки зрения их семантической слитности: фразеологический оборот по значению равный слову, и оборот, по значению эквивалентный предложению;

- Фразеологические синонимы в русском языке;

- Русская культура и история во фразеологизмах;

- Как возникают фразеологизмы;

- Использование фразеологических оборотов в художественной литературе (обычно на материале одного писателя);

- Фразеологические словари.

Как показывает практика, современные школьники разных классов основной школы с большим интересом занимаются изучением русской фразеологии. Так, например, учащиеся 5-х классов с удовольствием работают над подбором фразеологических единиц по морфологическому принципу или поиском фразеологизмом с общим для них словом; любят игры, в которых за условленное время нужно подобрать устойчивые обороты, имеющие в своём составе название какого-нибудь животного («волком смотрит») или птицы, название части человеческого тела («набрать в рот воды»). Дети проявляют большой интерес к устойчивым сочетаниям слов, метким выражениям, пословицам и поговоркам. Многие учащиеся заводят специальные блокноты, тетради, куда вписывают понравившиеся им образные выражения, цитаты. Интерес учеников к таким записям всячески поощряется.

Тематика кружка «Любители русской фразеологии» позволяет широко использовать метод проектов, способствующий активизации самостоятельной творческой деятельности учащихся и достижению ими не только предметных, но также и метапредметных результатов, а также проводить занятия с применением презентаций, личных или групповых докладов, дискуссий и круглых столов.

В целом, как показывает опыт, участие в кружке «Любители русской фразеологии» не только развивает речь учащихся, но и способствует формированию у современных школьников разных типов универсальных учебных действий (УУД): личностных (предполагающих уважение к своей стране и своему родному языку, интерес к истории Россиии культуре русского народа); регулятивных (связанных со способностью самостоятельно строить учебно-познавательную деятельность, определять цель и этапы работы, планировать ее выполнение); познавательных (ориентированных на получение новых знаний); коммуникативных (предполагающих умения осознанно и правильно строить собственные высказывания, слышать, слушать и понимать партнера по коммуникации, вести дискуссию, эффективно сотрудничать и с учителем, и со сверстниками).

Организация работы кружка «Любители русской фразеологии» еще раз убеждает, что внеклассная работа по предмету – важнейшее средство комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся. Именно такая работа позволяет учителю не только развивать в школьниках чувство родного языка, но и осуществлять дифференцированный подход к обучающимся: поддерживать и развивать более слабых и выявлять одаренных, а самим детям – максимально раскрывать свои возможности.

Категория: Русский язык
14.09.2018 17:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!