СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Портфолио – целенаправленная коллекция работ учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащихся в отбор ее содержания, определение критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащихся.
Систематическая работа с портфолио поможет решать очень важные задачи:
- своевременно отмечать успехи ученика;
- проследить индивидуальный рост успешности ребенка в учебе;
- поддержать интерес школьника к учебному труду;
- развить уверенность ребенка в себе на пути достижения маленьких школьных побед;
- научить ребенка ставить перед собой учебные задачи;
- учить ребенка добиваться решения поставленных учебных задач;
- формировать самооценку учащегося.
Советы по организации помощи ребенку в сборе материалов портфолио:
1. Ни в коем случае не подменяйте ребенка в процессе формирования портфолио как копилки его успехов.
2. Не отказывайтесь от помощи в сборе материалов: можно напоминать ученику о своевременном пересмотре его достижений, помогать в систематизации материалов, обсуждать достижения ребенка, своевременно пополнять копилку его успехов.
3. Не стремитесь к количеству достижений, лучше обратите внимание на их качественную сторону.
4. Привлекайте самого учащегося к планированию конкретных учебных задач и анализу успехов с целью формирования сознательного отношения к учебе и ее конечным результатам. Это поможет сформировать ответственность у школьника за результаты учебного труда или внеурочной деятельности.
5. Помогайте школьнику вести его портфолио с учетом индивидуальных способностей, возможностей и особенностей – каждый ребенок уникален, его нельзя ни с кем сравнивать!
6. Ученику надо предоставить возможность периодически пересматривать свои работы и заменять их в портфолио по желанию ученика.
Анализ результатов работы с портфолио.
В работе над портфолио многие авторы считают самым важным взаимодействие между учеником и учителем, в процессе которого ученик, чувствуя внимание к себе со стороны учителя, стремится оправдать его надежды. Таким образом, портфолио становится инструментом повышения качества процессов учения.
Исходной при этом является мысль, что достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым: ученик сам решает, что он хочет положить в свою папку. Тем самым от него требуется самооценка в процессе учения. В портфолио находят свое место, наряду с тем, что ученик сделал в школе, также и домашние и внешкольные работы. Если собираются работы одного типа или предмета, то по собранным работам хорошо видеть прогресс. Ученик с родителями работает над оформлением своего портфолио. Учитель помогает и консультирует ученика при оформлении портфолио.
Ученик демонстрирует свое портфолио на родительском собрании. Процедура предъявления или защиты портфолио может быть поводом для того, чтобы конкретно говорить о росте достижений учеников в процессе обучения.
Форма портфолио может быть разнообразной. Наиболее удобна файловая папка с вкладышами, где размещаются листы формата А-4, так как многие грамоты печатаются на листах такого формата. Помня о том, что с портфолио будут знакомиться другие люди, важно позаботиться о форме подачи личных достижений. Здесь необходима аккуратность и привлекательность не только по содержанию, но по форме подачи материалов.
Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио – хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
Школьный портфолио ученика начальных классов нашей школы состоит из следующих разделов:
Содержит основную информацию (фамилия, имя и отчество; учебное заведение, класс).
Считаю важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
2. Раздел «Мой мир».
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка.
Возможные заголовки листов:
«Мое имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
«Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
«Мой город» - рассказ о родном городе, о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
«Мои друзья» - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
«Мои увлечения» -небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
«Моя школа» - рассказ о школе и о педагогах.
«Мои любимые школьные предметы» - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится…, потому что…».
3.Раздел «Моя учеба».
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
4. Раздел «Моя общественная работа».
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформлял стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
5. Раздел «Мое творчество».
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная поделка, нужно поместить ее фотографию.
6. Раздел «Мои впечатления».
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
7. Раздел «Мои достижения».
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом).
8. Раздел «Отзывы и предложения».
Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. В дневниках встречается похвала типа «Молодец!». А что если вместо того же «Молодец!» дать небольшой отзыв в портфолио? Например: «Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию. Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей.»
Считаю важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания.
© 2015, Сачкова Анастасия Викторовна 6046