СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ШКОЛЬНЫЙ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Портфолио – целенаправленная коллекция работ учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащихся в отбор ее содержания, определение критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащихся.

 

Систематическая работа с портфолио поможет решать очень важные задачи:

- своевременно отмечать успехи ученика;

- проследить индивидуальный рост успешности ребенка в учебе;

- поддержать интерес школьника к учебному труду;

- развить уверенность ребенка в себе на пути достижения маленьких школьных побед;

- научить ребенка ставить перед собой учебные задачи;

- учить ребенка добиваться решения поставленных учебных задач;

- формировать самооценку учащегося.

 

Советы по организации помощи ребенку в сборе материалов портфолио:

 

1. Ни в коем случае не подменяйте ребенка в процессе формирования портфолио как копилки его успехов.

2. Не отказывайтесь от помощи в сборе материалов: можно напоминать ученику о своевременном пересмотре его достижений, помогать в систематизации материалов, обсуждать достижения ребенка, своевременно пополнять копилку его успехов.

3. Не стремитесь к количеству достижений, лучше обратите внимание на их качественную сторону.

4. Привлекайте самого учащегося к планированию конкретных учебных задач и анализу успехов с целью формирования сознательного отношения к учебе и ее конечным результатам. Это поможет сформировать ответственность у школьника за результаты учебного труда или внеурочной деятельности.

5. Помогайте школьнику вести его портфолио с учетом индивидуальных способностей, возможностей и особенностей – каждый ребенок уникален, его нельзя ни с кем сравнивать!

6. Ученику надо предоставить возможность периодически пересматривать свои работы и заменять их в портфолио по желанию ученика.

 

Анализ результатов работы с портфолио.

 

В работе над портфолио многие авторы считают самым важным взаимодействие между учеником и учителем, в процессе которого ученик, чувствуя внимание к себе со стороны учителя, стремится оправдать его надежды. Таким образом, портфолио становится инструментом повышения качества процессов учения.

Исходной при этом является мысль, что достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым: ученик сам решает, что он хочет положить в свою папку. Тем самым от него требуется самооценка в процессе учения. В портфолио находят свое место, наряду с тем, что ученик сделал в школе, также и домашние и внешкольные работы. Если собираются работы одного типа или предмета, то по собранным работам хорошо видеть прогресс. Ученик с родителями работает над оформлением своего портфолио. Учитель помогает и консультирует ученика при оформлении портфолио.

 Ученик демонстрирует свое портфолио на родительском собрании.  Процедура предъявления или защиты портфолио может быть поводом для того, чтобы конкретно говорить о росте достижений учеников в процессе обучения.

Форма портфолио может быть разнообразной. Наиболее удобна файловая папка с вкладышами, где размещаются листы формата А-4, так как многие грамоты печатаются на листах такого формата. Помня о том, что с портфолио будут знакомиться другие люди, важно позаботиться о форме подачи личных достижений. Здесь необходима аккуратность и привлекательность не только по содержанию, но по форме подачи материалов.

 

Как выглядит портфолио ученика начальной школы?

 

Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио – хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.

 

Школьный портфолио ученика начальных классов нашей школы состоит из следующих разделов:

 

  1. Титульный лист с фотографией.

Содержит основную информацию (фамилия, имя и отчество; учебное заведение, класс).

Считаю важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

 

2. Раздел «Мой мир».

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка.

Возможные заголовки листов:

«Мое имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

«Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

«Мой город» - рассказ о родном городе, о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

«Мои друзья» - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

«Мои увлечения» -небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

«Моя школа» - рассказ о школе и о педагогах.

«Мои любимые школьные предметы» - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится…, потому что…».

 

3.Раздел «Моя учеба».

В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

 

4. Раздел «Моя общественная работа».

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформлял стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

 

5. Раздел «Мое творчество».

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная поделка, нужно поместить ее фотографию.

 

6. Раздел «Мои впечатления».

В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.

 

7. Раздел «Мои достижения».

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом).

 

8. Раздел «Отзывы и предложения».

Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. В дневниках встречается похвала типа «Молодец!». А что если вместо того же  «Молодец!» дать небольшой отзыв в портфолио? Например: «Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию. Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей.»

Считаю важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания.

09.01.2015 21:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей