СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой
работы в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики. К. Д. Ушинский
Одной из главных целей образования является повышение педагогического мастерства преподавателя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. Применяя новые педагогические технологии на уроках, процесс обучения математики можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
Повышение интереса к математике у большинства учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело построена учебная работа. Поэтому важнаяроль на уроках математики в 5 и 6 классахотводится игровым технологиям, представляющим собой систему применения различных дидактических игр в обучении. В процессе игры ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности. Включение в урок игры и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает интерес учащихся к предмету.
При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:
На своих уроках я применяю игровые ситуации, игры, кроссворды, математические ребусы, «магические квадраты», анаграммы, математические лабиринты.
Игровые ситуации.
Игра «Соревнование художников»
Тема: «Прямоугольная система координат на плоскости» (6 класс).
На доске записаны координаты точек: (0;0),(-1;1),(-3;1),(-2;3),(-3;3),
(-4;6),(0;8),(2;5),(2;11),(6;10),(3;9),(4;5),(3;0),(2;0),(1;-7),(3;-8),(0;-8),(0;0)
Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить
с предыдущей отрезком.
Результат – определенный рисунок.
Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин. Эта игра очень нравится учащимся.
Игра «Солнышко»
В лучах солнца помещается дробь, которую нужно сложить, умножить, разделить, вычесть. Дроби, с которыми нужно произвести эти действия, записаны на лучах. Ученики выполняют указанные действия, записывая на доске результаты вычислений.
Игра «Математическое лото»
В специальном конверте учащимся предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. Например, на большой карте нарисовано 6 прямоугольников, а у ученика 10 – 12 карточек таких же размеров с записанными на них упражнениями. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляет какой-то условный шифр: рисунок, чертеж, букву. Учитель, проходя по рядам, легко определяет результаты работы. Эта игру можно проводить в парах и группах.
Игра «Лестница»
Тема: «Арифметические действия с рациональными числами»
Данные задания составляются по числу команд (3 команды). Из каждой команды вызываются к доске по одному ученику, которые ведут устный счет с нижней ступеньки. Решивший один пример, отмечает ответ в таблице. Дальше его сменяет другой член команды. Происходитдвижение вверх - к заветному флажку. Можно проводить в виде эстафеты.
Игра «Эстафета»
При отработке навыков выполнения действий с десятичными дробями в 6 классе провожу математическую эстафету «Заполни клетку». Каждая команда (ряд) получают листочки, текст которых приведен ниже. Учащиеся по очереди выполняют действия. Ответ предыдущего действия ставится в первую клетку следующего. Выигрывает та команда, которая первой скажет правильный ответ в последней клетке.
Игра «Русское лото»
Цель мероприятия: Способствовать проявлению индивидуальных способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности.
Задачи мероприятия:
1. Обучающая (дидактическая) задача: В увлекательной игровой форме углубить знания по математике, способствовать развитию находчивости, смекалки, быстроты реакции.
2. Развивающая задача: Развивать интуицию, эрудицию, расширить кругозор учащихся, интерес к математике.
3. Воспитательная задача: Воспитывать культуру общения, культуру математического мышления.
Девиз: “Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий”.
Цели проведения игры:
Оборудование: мультимедийное оборудование
Правила проведения игры:
В игре участвуют 4 команды.
Каждая команда получает карточку, в которой указаны номера десяти вопросов. Учитель достает из мешка бочонки с номерами. Команда, у которой в карточке есть этот номер, получает право на ответ. Если ответ верный, то команда получает бочонок и ставит его на соответствующий номер в карточке. Если команда не смогла правильно ответить на вопрос, то бочонок остается у ведущего, и право ответа передается другой команде, которая получает за правильный ответ жетон. За этот жетон в ходе игры можно «выкупить» тот бочонок, который был вынут из мешка, но остался у учителя. Побеждает та команда, которая первой поставит бочонки на все номера карточки.
Распределение вопросов по карточкам
Вопросы
(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
(Сумма длин всех сторон)
(Уравнение)
(Диаметр)
(Аксиомы)
(Знаменатель)
(Отрезок)
(Биссектриса)
(Частное)
|
(теорема) |
|
единица) |
Игра по математике « Математическое кафе»
Цели проведения игры:
Стимулирование интереса к математике;
Способствование развитию логического мышления, умению быстро думать и принимать правильное решение;
Развитие сообразительности, внимания, интуиции и находчивости учащихся.
Оборудование: плакат «Математическое кафе», плакат с меню, плакаты с названием команд и девизами,
Меню:
Салаты:
Математическая разминка.
Математический ералаш.
Первые блюда – алгебраические:
Уха из уравнений.
Суп функциональный.
Вторые блюда – геометрические:
Жаркое из уголков.
Гарнир треугольный.
Напитки:
Математический коктейль.
Десерт:
Награждение.
Правила проведения игры: в игре принимают участие от двух до четырех команд семиклассников. Конкурсы соответствуют представленному меню. В конкурсах, где выдаются карточки с заданиями, команды за отведенное время выполняют задания и сдают их жюри на проверку, жюри выставляет за каждый конкурс баллы.
Ход мероприятия
Итак, салаты!
2.Первый салат: Математическая разминка Проводится в форме «Вопрос-ответ» поочередно для каждой команды в течение 2 мин.
Вопросы для первой команды:
Как называется результат сложения? (Сумма)
Сколько минут в одном часе? (60)
Как называется прибор измерения углов? (Транспортир)
На что похожа половина яблока? (На другую половину)
Назовите наименьшее трехзначное число? (100)
Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30 км)
Назовите модуль числа -6? (6)
Как называется дробь, в которой числитель равен знаменателю? (Неправильная)
Чему равна сумма смежных углов? (180)
Назовите число, «разделяющее» положительные и отрицательные числа. (0)
72:8. (9)
Одна сотая часть числа. (1%)
Третий месяц летних каникул. (Август)
Другое название независимой переменной. (Аргумент)
Наименьшее четное натуральное число. (2)
Сколько козлят было «многодетной» козы? (7)
Треугольник, у которого две стороны равны? (Равнобедренный)
Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр)
Какой вал изображен на картине Айвазовского? (9)
Соперник нолика. (Крестик)
Часть прямой, ограниченная двумя точками? (Отрезок)
Результат вычитания. (Разность)
Как называется отрезок, выходящий из вершины треугольника и делящий противоположную сторону пополам? (Медиана)
Число, противоположное 5. (-5)
Прямоугольник, у которого все стороны равны. (Квадрат)
Вопросы для второй команды:
Как называется результат умножения? (Произведение)
Сколько секунд в одной минуте? (60)
Назовите наибольшее трёхзначное число? (999)
Назовите модуль числа -4. (4)
Как называется дробь, в которой числитель больше знаменателя? (Неправильная)
Чему равен развернутый угол? (180)
Назовите целое число, большее -1, но меньшее 1. (0)
60:5. (12)
Последний месяц учебного года. (Май)
Наибольшее двухзначное число. (99)
День недели, предшествующий пятнице. (Четверг)
Сколько сторон у квадрата? (4)
Число противоположное -7. (7)
Единица измерения углов. (Градус)
14•4. (56)
Какие прямые пересекаются под прямым углом? (Перпендикулярные)
Первый месяц зимы. (Декабрь)
Как найти неизвестный множитель? (Произведение разделить на известный множитель)
Как называются равные стороны в равнобедренном треугольнике? (Боковые)
Число, на которое данное число делится без остатка. (Делитель)
Фигура, образованная двумя лучами с общим началом. (Угол)
Как называется значение зависимой переменной? (Значение функции)
Угол, равный 180. (Развернутый)
Число, обращающее уравнение в верное равенство. (Корень)
Как называется прибор для измерения отрезков? (Линейка)
Вопросы для третьей команды:
Как называется результат деления? (Частное)
Сколько месяцев в году? (12)
Назовите наибольшее однозначное число. (9)
Число, на которое нельзя делить. (0)
Назовите модуль числа -2. (2)
42:6 (7)
Первый месяц года. (Январь)
Треугольник, у которого две стороны равны. (Равнобедренный)
Число противоположное -4. (4)
7•8 (56)
Первый месяц осени. (Сентябрь)
На какое наибольшее целое число делится без остатка любое целое число? (Само на себя)
Высшая оценка знаний в школе. (5)
Наименьшее четное число. (2)
Равенство с переменной. (Уравнение)
Что является графиком функции y=kx+b? (Прямая)
Объем килограмма воды? (Литр)
Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр)
Часть прямой, ограниченная двумя точками. (Отрезок)
Как найти неизвестное делимое? (Делитель умножить на частное)
Свойство вертикальных углов. (Равны)
Сколько отрицательных множителей должно быть в произведении, чтобы оно было положительным числом? (Чётное)
Не учебный день недели. (Воскресенье)
Угол, равный 90 градусов. (Прямой)
Сколько часов в сутках? (24)
3.Второй салат: Математический ералаш
Каждая команда получает карточку 1, которую необходимо заполнить и сдать в жюри.
Во время выполнения зданий проводится конкурс пословиц, в которых встречаются натуральные числа. В конкурсе участвуют по одному человеку от каждой команды.
4.Переходим к первым блюдам – алгебраическим:
Итак, Уха из уравнений.
Команды получают задания на карточках 2.
5. Позвольте покушать: Суп функциональный
Команды получают задания на карточках 3.
А сейчас переходим ко вторым блюдам – геометрическим:
Вот «Жаркое из уголков»
Выдается карточка 4.
7. Пробуем « Гарнир треугольный»
Команды получают задания на карточках 5.
8.Закончит нашу трапезу «Математический коктейль»
Сложить из данных геометрических фигур квадрат
Карточка 1 В каких местах необходимо поставить скобки: 21 : 8 – 5 • 2 + 6 : 3 = 16 Решите анаграмму: а) РИПЕТРЕМ б) БОДЬР |
Карточка 1 В каких местах необходимо поставить скобки: 21 : 8 – 5 • 2 + 6 : 3 = 16 Решите анаграмму: а) РИПЕТРЕМ б) БОДЬР |
Карточка 1 В каких местах необходимо поставить скобки: 21 : 8 – 5 • 2 + 6 : 3 = 16 Решите анаграмму: а) РИПЕТРЕМ б) БОДЬР |
Карточка 2 Решите уравнение: 3(4х – 3) – (5х+11) = 9 – (3х – 1) 10х – (2х + 5) = 2(4х – 7) 5(3х – 4) = 1 + (15х – 21) |
Карточка 2 Решите уравнение: 3(4х – 3) – (5х+11) = 9 – (3х – 1) 10х – (2х + 5) = 2(4х – 7) 5(3х – 4) = 1 + (15х – 21) |
Карточка 2 Решите уравнение: 3(4х – 3) – (5х+11) = 9 – (3х – 1) 10х – (2х + 5) = 2(4х – 7) 5(3х – 4) = 1 + (15х – 21) |
Карточка 4 Проведите прямые AС и ВD, пересекающиеся в точке О. Найдите все образовавшиеся углы, если угол ВОС равен 37°. Проведите прямые AВ и СD, пересекающиеся в точке О. Найдите углы AОD и DОВ, если сумма углов AОD, АОС и СОВ равна 240°. |
Карточка 4 Проведите прямые AС и ВD, пересекающиеся в точке О. Найдите все образовавшиеся углы, если угол ВОС равен 37°. Проведите прямые AВ и СD, пересекающиеся в точке О. Найдите углы AОD и DОВ, если сумма углов AОD, АОС и СОВ равна 240°. |
Карточка 4 Проведите прямые AС и ВD, пересекающиеся в точке О. Найдите все образовавшиеся углы, если угол ВОС равен 37°. Проведите прямые AВ и СD, пересекающиеся в точке О. Найдите углы AОD и DОВ, если сумма углов AОD, АОС и СОВ равна 240°. |
Карточка 3 Выясните, пересекаются ли графики заданных функций: а) y = 2х – 3 и у = 0,5х – 3; б) у = 3х – 5 и у = -3х + 5; в) у = -12х + 5 и у = -12х –7. Найдите координаты точки пересечения графиков функций: у = 2х – 4 и у = -3х – 1. |
Карточка 3 Выясните, пересекаются ли графики заданных функций: а) y = 2х – 3 и у = 0,5х – 3; б) у = 3х – 5 и у = -3х + 5; в) у = -12х + 5 и у = -12х –7. Найдите координаты точки пересечения графиков функций: у = 2х – 4 и у = -3х – 1. |
Карточка 3 Выясните, пересекаются ли графики заданных функций: а) y = 2х – 3 и у = 0,5х – 3; б) у = 3х – 5 и у = -3х + 5; в) у = -12х + 5 и у = -12х –7. Найдите координаты точки пересечения графиков функций: у = 2х – 4 и у = -3х – 1. |
Карточка 5 Постройте треугольник, проведите все его медианы и сосчитайте количество полученных треугольников. Постройте прямоугольник, проведите его диагонали и сосчитайте количество полученных треугольников. |
Карточка 5 Постройте треугольник, проведите все его медианы и сосчитайте количество полученных треугольников. Постройте прямоугольник, проведите его диагонали и сосчитайте количество полученных треугольников. |
Карточка 5 Постройте треугольник, проведите все его медианы и сосчитайте количество полученных треугольников. Постройте прямоугольник, проведите его диагонали и сосчитайте количество полученных треугольников. |
Учащимся также нравится математическая игра «Железная дорога»,
« Сто к одному», «Формирование поездов», «Шаталовские побегушки», «Клуб знатоков математики»
© 2018, Журавлева Ольга Игоревна 2398